Рабочая программа
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Духовно - нравственное направление. Краеведение. "Мой край" Срок реализации: один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г.Томмот
Рассмотрена на заседании НМС : _Протокол №_______________
_от________________________
____________________________
Утверждена: Приказ №_____от ___________
Директор МБОУ СОШ №8______________
_______________________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности для 1 «Б» класса.
Духовно - нравственное направление
Срок реализации: один год.
Составитель программы: Ёлгина Валентина Васильевна,
учитель начальных классов, высшая категория
Томмот
2020-2021 уч.г.
Духовно - нравственное направление
Краеведение
«Мой край»
Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто.
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности НОО, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативные документы
Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 года № 373);
Примерная Основная образовательная программа НОО;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ №8 г.Томмот,
Учебный план МБОУ СОШ №8 на учебный год
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
• Законе российской федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций
• В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Духовно - нравственное воспитание невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.
Духовно - нравственное воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей -- преимущественно местными школами».
Внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…
История - это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Занятие краеведением помогает «Юным краеведам» глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем поселке, районе, области участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юный краевед».
Цели. Развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи:
- усиление акцента на изучении истории и культуры Отечества, родного края, истории школы;
- обретение собственного опыта деятельности через участие в школьном самоуправлении и социальной среде школы;
- формирование толерантного поведения;
- объединение деятельности школы, семьи, общественности по созданию условий для самоопределения и самореализации учащихся школы.
Содержание тематики занятий очень разнообразное:
- республика, в которой я живу;
- государственные символы;
- жанры якутского фольклора;
- сказки земли Олонхо;
- разучивание национальных игр;
- рисование по национальным мотивам;
- народные традиции, обычаи, обряды;
- якутские праздники;
- мой город, моя семья, моя школа;
- растительный и животный мир моего края.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на—68 ч (2 часа в неделю).
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
Краеведение является средством формирования УУД.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню подготовки направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности, применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- стимулирование участия в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Дата | Тема занятия | |
план | факт | ||
1 четверть | |||
1 | Вводная беседа. | ||
2 | Экскурсия | ||
3 | Где моя Родина. | ||
4 | Республика, в которой я живу. | ||
5 | Столица моей республики. | ||
6 | Президент республики Саха. | ||
7 | 27 сентября – день суверенитета республики Саха. | ||
8 | Государственные символы– флаг. | ||
9 | Государственные символы – герб. | ||
10 | Государственные символы – гимн. | ||
11 | Писатели и поэты родного края. | ||
12 | Якутские писатели. | ||
13 | Якутские поэты. | ||
14 | Якутские художники. | ||
15 | Якутский народный инструмент. | ||
16 | Якутские национальные игры. | ||
17 | Якутские национальные игры. | ||
18 | Обобщающее занятие. | ||
2 четверть | |||
1 | Алданский район. | ||
2 | История района. | ||
3 | Город, в котором мы живем. | ||
4 | История нашего города. | ||
5 | Улицы нашего города. | ||
6 | Предприятия и учреждения нашего города. | ||
7 | Дополнительное образование и досуг. | ||
8 | Достопримечательности нашего города. | ||
9 | Ими мы гордимся. | ||
10 | Любимый город на фотографиях. | ||
11 | Наша школа. | ||
12 | Традиции нашей школы. | ||
13 | Мой дом, моя улица. | ||
14 | Обобщающее занятие. | ||
3 четверть | |||
1 | Как мы воспринимаем окружающий мир. | ||
2 | «Эта удивительная природа». | ||
3 | Разнообразие природы. | ||
4 | Значение природы для людей. | ||
5 | «Природа Томмота» на фотографиях. | ||
6 | Природа в опасности. | ||
7 | Животный и растительный мир местности. | ||
8 | Разнообразие растений. | ||
9 | Деревья и кустарники. | ||
10 | Цветы и травы. | ||
11 | Лекарственные растения. Охрана растений. | ||
12 | Разнообразие животных. | ||
13 | Птицы. | ||
14 | Звери. | ||
15 | Рыбы. | ||
16 | Охрана животных. Красная книга. | ||
17 | Великий круговорот жизни. | ||
18 | Обобщающее занятие. | ||
4 четверть | |||
1 | Мой класс. | ||
2 | Мой класс. | ||
3 | Мои друзья в классе. | ||
4 | Посещение школьного музея. | ||
5 | Моя семья. | ||
6 | Моя семья. | ||
7 | Мои бабушки и дедушки. | ||
8 | Традиции моей семьи. | ||
9 | История моей семьи. | ||
10 | Обычаи и традиции народов севера. | ||
11 | Посещение городского музея. | ||
12 | 27 апреля – день Республики САХА. | ||
13 | Песни и стихи о родном городе. | ||
14 | Край, который люблю. | ||
15 | Красавица река. | ||
16 | Помоги городу стать чище. | ||
17 | Выставка рисунков. | ||
18 | Обобщающее занятие. |
Список литературы:
1.Государственные символы;
2.Портрет президента страны и главы РС(Я);
3. Номера журналов «Колокольчик», «Крайний север»
4.Республиканские и районные газеты;
5.Е.Е.Аммосова «Ремесла предков вчера и сегодня» ;
6.«Загадки и пословицы», «Якутские сказки»;
7.А.Е.Захарова «Якутская детская литература»;
8.Д.С.Макаров «Народная мудрость: знание и представление»;
9.«Сказки и придания севера»;
10Е.П.Жирков «Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия)»
11. Энциклопедии по культуре:
12. Книги о культуре;
13.Научно-познавательные книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...