РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
методическая разработка
Физическое качество «быстрота» многокомпонентно, оно характеризуется:
а) латентным периодом двигательной реакции;
б) продолжительностью выполнения какого-либо двигательного действия при максимальной мобилизации скоростных возможностей;
в) максимальной частотой движений (В.М. Зациорский, 1967).
Развитие быстроты средствами спортивной тренировки направлено на сокращение латентного периода, снижение продолжительности отдельного движения и увеличение максимального числа движений в единицу времени (темпа).
Для велосипедиста-шоссейника латентный период двигательной реакции и быстрота отдельного движения не играют существенной роли. Однако максимальная частота педалирования имеет важное значение при стремительном финишировании. Розыгрыш, как промежуточных финишей, так и общего финиша в различных гонках происходит в те периоды, когда гонщики испытывают состояние выраженного утомления и велосипедисты не могут проявить максимальную быстроту. Кроме того, на финишном отрезке дистанции гонщики используют большие передачи, а это не дает возможности раскрутить педали с максимальной частотой.
Поэтому есть основания объединить методику развития скоростных возможностей и быстроты шоссейников в единую скоростно-силовую подготовку. Скоростно-силовые способности гонщиков можно определить по результатам специальных проб, которые гонщики выполняют по заданию тренера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met1.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа №2»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ»
Выполнил: тренер-преподаватель
по велосипедному спорту
В.В. Будзюк
Тамбов – 2017
Физическое качество «быстрота» многокомпонентно, оно характеризуется:
а) латентным периодом двигательной реакции;
б) продолжительностью выполнения какого-либо двигательного действия при максимальной мобилизации скоростных возможностей;
в) максимальной частотой движений (В.М. Зациорский, 1967).
Развитие быстроты средствами спортивной тренировки направлено на сокращение латентного периода, снижение продолжительности отдельного движения и увеличение максимального числа движений в единицу времени (темпа).
Для велосипедиста-шоссейника латентный период двигательной реакции и быстрота отдельного движения не играют существенной роли. Однако максимальная частота педалирования имеет важное значение при стремительном финишировании. Розыгрыш, как промежуточных финишей, так и общего финиша в различных гонках происходит в те периоды, когда гонщики испытывают состояние выраженного утомления и велосипедисты не могут проявить максимальную быстроту. Кроме того, на финишном отрезке дистанции гонщики используют большие передачи, а это не дает возможности раскрутить педали с максимальной частотой.
Поэтому есть основания объединить методику развития скоростных возможностей и быстроты шоссейников в единую скоростно-силовую подготовку. Скоростно-силовые способности гонщиков можно определить по результатам специальных проб, которые гонщики выполняют по заданию тренера.
Предварительная подготовка в подготовительный период направлена на всестороннее физическое развитие обучающихся, укрепления их здоровья и создание базы для успешного занятия велоспортом.
Нужно учитывать, что 13-14 лет у мальчиков происходит наибольший прирост быстроты, хорошо развивается гибкость, но они имеют еще низкие показатели мышечной силы и выносливости. Поэтому в тренировках необходимо использовать преимущественно игры и игровые упражнения, повышая эмоциональность занятий. Силовые и статические упражнения вызывают быстрое развитие охранительного торможения, и поэтому в этом возрасте дети более расположены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям и к неоднократному выполнению скоростной работы на коротких отрезках.
В 12-15 лет интенсивно идет процесс развития дыхательной системы; перестраивается нервная гуморальная регуляция, совершенствуется аппарат внешнего дыхания; возрастает дыхательный и минутный объемы, увеличивается диффузионная способность; растут показатели максимальной вентиляции легких. Глубина и спектр структурных изменений кардиореспираторной системы определяют уровень аэробной производительности подростков. Наибольшие темпы прироста и показатели экономичности работы сердца (кислородного пульса) отмечаются у мальчиков в 13-14 лет. Несмотря на высокие темпы, по абсолютным значениям кислородного пульса подростки уступают юношам и взрослым. Этим и объясняется меньшая экономичность кислородных режимов у подростков при мышечной работе. За период полового созревания в большой степени совершенствуются механизмы аэробной выносливости, в то время как способность выполнять мышечную работу в анаэробных условиях у подростков ограничивается кислородным долгом 200-250 мл. По некоторым данным наиболее благоприятными возрастными периодами для воспитания у мальчиков скоростно-силовых способностей является возраст 14-15 лет.
На этапе подготовительного периода скоростно-силовая подготовка осуществляется главным образом средствами ОФП. С самого начала этапа накопления потенциала уровень скоростно-силовых серий упражнений постепенно нарастает.
Большую пользу для развития скоростно-силовых качеств юных велосипедистов в подготовительном периоде приносит круговая тренировка. Приводится порядок выполнения специально-подготовительных и специальных упражнений, способствующих совершенствованию общей и специальной физической подготовки.
Такая форма организации занятий должна проводиться не реже одного раза в неделю. Каждое упражнение выполняется до начальных признаков утомления (60-70% от максимального).
1. Велостанок. Максимальное ускорение в течение 15 секунд (для развития специальной быстроты и координации педалирования).
2. Гимнастическая стенка. Упражнения для развития силы мышц брюшного пресса.
3.Выпрыгивания из полного приседа с поворотом на 180-360. Упражнение для развития силы мышц-разгибателей бедра и для улучшения функции вестибулярного анализатора, ловкости и ориентировки.
4. Наклон вперед со штангой на плечах. Упражнение для растягивания мышц задней поверхности бедра и укрепления мышц спины. Вес штанги равен ½ собственного веса спортсмена.
5. Упражнение с гирей, башмаком, мешком песка для развития силы мышц-сгибателей бедра, участвующих в подтягивании педали.
6. Гимнастическая стенка, перекладина. Вис (на время). Упражнение для расслабления, растягивания суставных соединений.
7. Выпрыгивания из полного приседа. Упражнение для развития силы мышц-разгибателей, участвующих в нажиме на педаль.
8. Велостанок. Педалирование со скоростью 120 оборотов в минуту в течение 10-20 минут (в зависимости от подготовленности спортсмена). Упражнение для уточнения и закрепления динамического стереотипа и координации педалирования.
9. Упор лежа, сгибание и разгибание рук. Упражнение для укрепления плечевого пояса.
10. Разгибание бедра ( с эспандером). Упражнение для развития силы мышц, участвующих в цикле педалирования - проводки педали.
11. Из виса сгибание и разгибание ног. Упражнение для укрепления брюшного пресса.
12. Броски набивного мяча ногами. Упражнение для развития силы мышц, участвующих в цикле педалирования – проталкивания педали.
13. Лежа на бедрах на гимнастической скамейке разгибание туловища. Упражнение для растягивания мышц передней поверхности туловища и для укрепления мышц спины.
14. Стойка на лопатках, круговые движения ног, как при педалировании. Упражнение для расслабления мышц и оттока крови от мышц нижних конечностей.
15. Штанга. Приседание с ½ собственного веса максимальное количество за 10-20 секунд. Упражнение для развития силы мышц-разгибателей бедра.
Отдых между упражнениями регулируется по нагрузке. Количество кругов определяется по уровню подготовленности юных спортсменов. Отдых между кругами заполняется игрой в настольный теннис для переключения работы и развития двигательной ловкости.
Для ведения учета выполненного объема нагрузки необходимо иметь тетрадь, куда каждый занимающийся после выполнения упражнения заносит против своей фамилии в соответствующую главу количество выполненных движений. На таких занятиях эффективно осуществляется принцип активности и индивидуального подхода к занимающимся.
Совершенствование анаэробных возможностей определяется пятью факторами:
- Интенсивностью работы
- Длиной дистанции
- Интервалами отдыха
- Характером отдыха
- Числом повторений.
Применительно к круговой тренировке эти факторы можно представить в виде:
1. Мощности работы
2. Времени работы и отдыха
3. Характера отдыха
4. Количество повторений.
В велосипедном спорте сила составляет основу быстроты спринтера, она также необходима при финишировании гонщику-шоссейнику. Силовая выносливость характеризуется сочетанием силовых способностей с выносливостью и нужна во всех видах велосипедных гонок. Скоростная сила и силовая выносливость развиваются преимущественно с помощью соревновательных упражнений. Однако когда эти упражнения по различным причинам нельзя использовать, они могут быть заменены и другими, не сходными по своей биомеханической структуре со своим упражнением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Минск: Нар. Асвета, 1978. − 88 с.
2) Евстафьев Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека// Теория и практика физической культуры 1986. − № 4. − С. 49-52.
3) Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. − Екатеринбург, 2004. − 118с.
4) Ильянкова Е.А., Родин М.А. Воспитание скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников.
5) Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
6) Физиология человека // Под ред. Н.В. Зимкина. − М.: Физкультура и спорт, 1970. − 536с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательского интереса дошкольника в подготовительный период.
"Чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание - все эти виды читательской деятельности доступны малышу... Ребенок не приученный своевременно к общению ...
Урок физической культуры по теме "Общая физическая подготовка на развитие скоростно-силовых качеств"
Тема: Общая физическая подготовка на развитие скоростно-силовых качеств.Место урока: лёгкая атлетикаТип урока: урок закрепленияЦели урока: 1. Формирование умений и навыков...
Комплекс упражнений для развития скоростно – силовых качеств
Данный комплекс разработан для развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.Он может применяться как на уроках, так и при самостоятельных занятиях....
Методическая разработка Развитие скоростно-силовых качеств с целью выполнения теста «Прыжок в длину с места», ВФСК «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ!»
Прыжок в длину с места. Данное контрольные упражнения характеризует уровень развития скоростно-силовых способностей мышц ног. Перед тем как тренировать прыжки в длину с места, рекомендуется ...
Открытый урок по теме: "Подвижные игры, как средство развития скоростно - силовых качеств".
Игра, как средство обучения младших школьников. Именно в игре у ребёнка проявляются личные качества. Во время игры он учится взаимопониманию, взаимовыручке, общению со своим сверстниками. Игра неотъем...
Освоение навыков опорного прыжка. Развитие скоростно-силовых способностей.
Цель: обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку. Задачи:- создать положительный эмоциональный настрой;- создать условия для принятия обучающимися ...
Легкая атлетика. Повторение техники прыжка в длину с места, техники бега с высокого старта. Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей выносливости.
Образовательная задача: формирование у учащихся координационных и кондиционных способностей, совершенствование двигательных навыкови умений, необходимых для самостоятельного использования физических у...