Работа с родителями по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью.
материал

Итоговая работа  по теме: "Работа с родителями по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_guselnikova_i.a.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования

Работа с родителями по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью

Итоговая работа

Срок обучения с «25» сентября2018г. по «11»октября 2018г.

Исполнитель:

Г. И. А,

учитель начальных классов

МБОУ «********* школа-интернат»

п.*********

 8-***-***-**-**

Консультант:

И. М. Г,

к.пс.н., заведующая кафедрой ПиСПСОиС(К)О

Кемерово 2016

Содержание

Введение  …...……………………………………………………………………..3

Методические материалы для родителей по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью………………………………...……….5

  1. Правила общения с детьми с умственной  отсталостью………………...5
  2. Особенности развития навыков гигиены младших школьников в домашних условиях…………………………….…………………………..7
  3. Организация игры с ребенком в условиях дома………………………..10
  4. Значение социально-бытового воспитания для умственно отсталого ребенка………………………………………………………………..…...13

Заключение …………………...………………………………………………….15

Литература …………………...………………………………………………….16

Введение.

Появление в семье ребенка-инвалида резко меняет сложившуюся семейную ситуацию. Чем тяжелее степень интеллектуальной недостаточности ребенка, тем в большей степени он приковывает к себе родителей, других членов семьи. Помимо медицинского ухода и бытовой помощи, умственно отсталый ребенок нуждается еще в воспитании и обучении.

Особая роль в воспитании и обучении умственно отсталого ребенка, формировании его как личности, принадлежит семье. Родители и другие близкие родственники, постоянно общаясь с ребенком, являются его первыми и главными воспитателями. Именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, человеческих отношениях, приобретает различные умения и навыки. В связи с этим родители нуждаются в овладении хотя бы элементарными педагогическими знаниями.

Хорошо известно, что тесный эмоциональный контакт с матерью, начиная с первых дней жизни, ее ласка и забота, являются залогом полноценного психического развития любого ребенка. Эти первые эмоциональные отношения обогащаются в процессе возрастного развития, претерпевают глубокие изменения и служат необходимой основой для возникновения впоследствии более сложных социальных чувств. Подобный контакт играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребенка .

Если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то в дальнейшем преодоление такого рода недостатков, как показывают многочисленные факты, оказывается делом трудным, а подчас и невозможным. Наглядным тому примером может служить судьба выпускников детских домов. Став взрослыми, эти, в общем, здоровые и полноценные люди, зачастую с трудом приспосабливаются к жизни, имеют целый комплекс серьезных психологических проблем. Они испытывают сложности в общении с окружающими людьми, с трудом принимают определенные социальные нормы и приобретают новые знания, часто имеют неадекватную самооценку.

Методические материалы для родителей по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью.

  1. Правила общения с детьми с умственной отсталостью.

Развитие умственно отсталых детей в целом идет по тем же законам, что и здоровых, с той лишь разницей, что эти дети обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому роль семьи в воспитании такого ребенка представляется еще более значительной.

Учитывая особенности умственно отсталого ребенка, можно сказать, что обычно процесс воспитания бывает очень нелегким, требует от родителей огромного терпения, оптимизма, умения радоваться даже самым незначительным достижениям.

Прежде всего, умственно отсталый ребенок должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считают хуже других детей, всегда готовы придти на помощь. Такое отношение формирует у ребенка чувство безопасности, доброжелательное отношение к окружающим, стремление вступать с ними в контакт, помогает ему раскрыть и реализовать свои потенциальные способности. Разумеется, речь не идет о необходимости баловать ребенка, во всем ему потакать. Напротив, разумная твердость и требования, соизмеримые с возможностями ребенка, должны стать одним из главных принципов воспитания. Родители должны также постоянно помнить, что их основная задача - всемерное развитие инициативы и самостоятельности ребенка. Необходимо поощрять каждую попытку ребенка что-то сделать самому. Родители должны проявлять выдержку и терпение и никогда не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам.

Для более полноценного развития ребенка родители должны стараться обеспечить ему максимальную широту социальных контактов. Жизнь такого ребенка не должна замыкаться только в кругу своей семьи и в специализированных учреждениях. Он должен так же, как и здоровые дети, ходить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и по мере возможности в них участвовать. Родители и другие родственники должны помнить о необходимости организации общения ребенка со здоровыми сверстниками. Это могут быть дети их друзей, соседей, двоюродные братья и сестры и т.д. Следует помнить, что отношение к умственно отсталому ребенку здоровых детей в первую очередь определяется отношением взрослых. Если взрослые люди, прежде всего родители, стесняются своего ребенка, то и здоровые дети начинают относиться к нему с пренебрежением, отказываются с ним играть, могут проявлять агрессию. Здоровым детям необходимо объяснять, что умственно отсталый ребенок не хуже других детей, он просто имеет некоторые свои особенности, указывать на его положительные качества. Такой подход может в значительной степени облегчить в дальнейшем социальную адаптацию уже взрослого человека, помочь ему найти свое место в жизни.

  1. Особенности развития навыков гигиены младших школьников в домашних условиях.

Развитие любого ребенка, тем более умственно отсталого, происходит под влиянием обучения, которое организуют взрослые. Система обучения умственно отсталых детей предполагает комплексное воздействие: формирование навыков личной гигиены и самообслуживания, обучение грамоте и трудовое обучение, формирование знаний социально-бытового характера.

В силу ряда особенностей проявления умственной отсталости необходимо как можно раньше включать детей в учебно-воспитательный процесс, поскольку мозг ребенка в раннем возрасте более пластичен, а, следовательно, более податлив и "отзывчив", на различного рода педагогические воздействия.

В связи с особенностями психики умственно отсталого ребенка важным условием его развития является также постоянство и непрерывность применяемых воздействий, многократность повторения выполняемого им задания (движения), закрепление полученного навыка. При перерыве в обучении или его прекращении уже приобретенный ранее навык может распадаться, а "доразвитие" - прекратиться.

Поскольку ребенок, даже посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени может проводить в семье, родители должны в это время продолжать работу по его обучению. При этом им необходимо находиться в тесном контакте со специалистами, знать, чему именно обучается ребенок в настоящее время, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях.

Следует помнить, что обучение умственно отсталых детей должно носить, прежде всего, практическую направленность. Это значит, что объем сведений и представлений, запас формируемых навыков и умений должен соответствовать требованиям жизни. При обучении необходимо использовать наглядность, конкретный показ способов выполнения отдельных действий. При обучении детей нельзя ограничиваться только тренировкой отдельных навыков. Выполняемая детьми работа должна быть им понятна, иметь определенную цель и социальную значимость. Например, можно попросить ребенка вымыть посуду после завтрака, чтобы к обеду она была чистой, вынести мусор, чтобы можно было класть в ведро другой мусор, купить хлеба к обеду, т.к. без хлеба не едят и т.д. Часто ребенок без причины отказывается что-либо делать. В таком случае, взрослый может наглядно показать, что если, например, не купить в магазине хлеб, то обед будет невкусным. Такие ситуации, в большинстве случаев, действуют на детей положительно.

В дошкольном и младшем возрасте основное внимание родителей должно быть направлено на формирование навыков личной гигиены и самообслуживания. Детей необходимо приучать чистить зубы, умываться, одеваться и раздеваться, складывать одежду, убирать постель, пользоваться туалетом. Первые попытки выполнять этот сложный для детей объем работы будут очень неловкими, неуклюжими. Иногда у взрослых не хватает терпения дождаться, пока ребенок что-то сделает сам. Но получиться у ребенка может что-то только в том случае, если он многократно повторит отдельные действия, они станут автоматизированными и превратятся в стойкий навык. Это может произойти только в результате длительной тренировки. На первых этапах обучения следует многократно совершать действия вместе с ребенком: взять его руки в свои и вместе с ним чистить зубы, мыть лицо и производить другие действия, постепенно предоставляя ему все больше самостоятельности. Когда ребенок усвоит отдельные действия и порядок их повторения, нужно предоставить ему полную самостоятельность. Пусть очень медленно, неловко и на первых пора очень неаккуратно, но ребенок должен все сделать сам. Помощь родителей будет заключаться в контроле за порядком и завершенностью действия.

Отмечено, что на умственно отсталых детей самым положительным образом влияют ласковый тон и одобрение. Однако, использовать эти формы воздействия на ребенка нужно очень умело. Мягкость общения с ребенком должна сочетаться с требовательностью. Важно довести все начатые с ребенком дела до конца, потом уже поощрить его даже за самый незначительный результат.

Время, когда ребенок находится в семье, должно быть хорошо спланировано. Время подъема после сна необходимо использовать как период закрепления и обучения его навыкам личной гигиены. Показ следует сочетать с объяснениями назначения предметов личной гигиены. Здесь можно рассказать о белье, одежде, познакомить с домашней обувью. Постепенно у ребенка закрепляются навыки и формируются знания о предметах первой необходимости.

Такой же обучающий характер должен носить прием пищи. Ребенка следует учить правильно держать ложку, вилку, кружку, аккуратно есть. Он должен различать первое, второе, третье блюда, знать кухонную и обеденную посуду, ее назначение. Более старших детей необходимо привлекать к сервировке стола, мытью посуды. Пусть вначале ребенок кладет на стол только ложки и вилки, ставит стулья к столу. Таким образом, он приучается к ритуалу приема пищи, знакомится с предметами быта, проявляет заботу о членах семьи, которым раскладывает обеденные приборы. Постепенно круг его обязанностей должен расширяться: ребенку можно доверять полную сервировку стола, мытье посуды. Родители должны знать, что нельзя заполнять день ребенка одними развлечениями, следует предусмотреть чередование различных видов занятий с ребенком: игру, изобразительную деятельность, знакомство с окружающим, посещение зрелищных мероприятий и учреждений социально-бытового назначения.    

  1. Организация игры с ребенком в условиях дома.

Особенно много внимания следует уделять игре ребенка. Игра для умственно отсталых детей очень долго остается основной, ведущей деятельностью. Ученые установили, что в процессе игры происходит психическое развитие ребенка: совершенствуются и развиваются интеллектуальные возможности, формируются способность к общению, обогащается социальный опыт. Умственно отсталые дети часто сами не могут организовать игру, это должен сделать взрослый.

В дошкольном возрасте в процессе игры следует использовать игрушки, которые по сути своей являются предметами окружающего нас мира. Детям нужно рассказывать об игрушке, о ее назначении, показать возможность игры с ней. Игрушек не должно быть много. Не следует покупать дорогие игрушки, т.к. дети склонны быстро ломать их. Набор игрушек может быть следующим: две небольшие куклы, которых можно одевать, раздевать, мыть и т.д., набор мебели, посуды, машина с подъемным кузовом, набор животных, мяч, напольный строитель, мозаика.

Часто ребенок не знает, как действовать с игрушкой. Поэтому в процессе игры важно участие взрослого. Например, взяв куклу на руки, вместе с ребенком, взрослый говорит: "Посмотри, какая красивая кукла. Давай дадим ей имя. Какие у нее красивые волосы (гладит по голове), глаза (показывает). Смотри, у куклы есть нос, рот, уши, как у нас. Покажи, где они у тебя, а где у куклы (вместе с ребенком рассматривают лицо). Куклу можно посадить (сажают), поставить (ставят), и т.д. Давай это сделаем вместе". Эти действия необходимо повторить неоднократно. В такой форме надо знакомить детей и с другими игрушками. Речь взрослого должна быть эмоциональной, понятной и доступной детям. Только так можно привлечь внимание и интерес детей. Постепенно нужно переходить от знакомства со значением игрушек к совершению действий с ними.

Постепенно, по мере развития ребенка, характер игры должен меняться: к действиям с предметами присоединяется обыгрывание определенных сюжетов. Например, "Мама готовит обед", "Мама убирает дом". Игра должна сопровождаться речью. Сюжет игры должен быть простым, а сама игра непродолжительной по времени. Игры по определенному сюжету должны повторяться несколько раз.

В более старшем возрасте и в зависимости от интеллекта ребенка игра может еще более усложняться. В процессе игры ребенок может брать на себя определенную роль (например, говорить и действовать за маму, дочку и т.д.). Влияние ролевой игры на психическое развитие ребенка трудно переоценить. Доступна она далеко не всем детям, но обучать этому надо.

Такого же пристального внимания заслуживает изобразительная деятельность детей. К ней относятся: рисование, лепка, работа с мозаикой, простейшее конструирование. В процессе этих видов деятельности развиваются и совершенствуются органы чувств, развивается внимание и моторика, появляется усидчивость, целенаправленность действий. Изобразительная деятельность оказывает влияние на формирование мелких движений рук. Специалисты считают, что через эту деятельность происходит подготовка руки ребенка к письму и ручному труду.

Детям, посещающим школу, родители могут помочь в закреплении полученных знаний по чтению и письму (например, вместе написать письмо бабушке, сосчитать какие-то предметы или деньги).

Важнейшей задачей для родителей является также подготовка детей и подростков к трудовой деятельности. В процессе труда ребенок ощущает свою социальную значимость, сопричастность, вносит свою лепту в общее дело.

Занятость детей хозяйственно-бытовым трудом необходимо расширять. Вначале это может быть лишь уборка своей постели, затем комнаты, других жилых помещений. Дети могут вытирать пыль, подметать и мыть пол, мыть посуду, вытряхивать половики. Их можно научить чистить обувь, одежду, стирать белье, пришивать пуговицы. Дети более старшего возраста с относительно хорошим интеллектом любят работать с механизмами. Поэтому их необходимо научить пользоваться пылесосом, стиральной машиной, утюгом. Прежде, чем допустить ребенка к пользованию электроприборами, необходимо проработать с ним правила пользования и технику безопасности. Когда ребенок усвоит правила пользования прибором, он самостоятельно, но под контролем взрослого действует с ним.

  1. Значение социально-бытового воспитания для умственно отсталого ребенка.

Родителям следует помнить, что жизнь детей, а позднее и взрослых умственно отсталых будет проходить в коллективе сверстников и в общении с чужими людьми. Поэтому необходимо формировать у детей чувство товарищества, доброжелательного отношения к людям. Одним из средств нравственного воспитания является собственный пример родителей, их отношение друг к другу, к родным, близким. Умственно отсталые дети хорошо подражают взрослым в манере поведения, копируя их мимику и жесты. На конкретных делах детям нужно показывать примеры взаимной выручки, дружбы, проявления заботы. Показательной и убедительной формой нравственного воспитания является также проведение семейных праздников, подготовка к ним, проявление заботы и внимания к близким. Посильное участие в этих мероприятиях должен принимать и ребенок.

По мере взросления ребенка большое место в воспитательной работе должно занимать формирование социального опыта. В зависимости от интеллектуальных возможностей детей он будет неодинаков. Прежде всего необходимо научить детей правилам поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т.д. Дети должны знать правила уличного движения, правила проезда на городском транспорте, выполнять соответствующие требования. Иногда дети не используют эти знания в жизни, во всем полагаясь на родителей. Между тем, умение самостоятельно ездить на городском транспорте является одной из предпосылок более успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Детей следует знакомить с учреждениями социально-бытового назначения, прежде всего с различными магазинами - продовольственными и промтоварными, их отделами. Следует объяснить им назначение этих магазинов, учить совершать покупки. Многие из умственно отсталых детей способны совершать покупки самостоятельно. Сначала ребенок совершает покупки вместе с взрослым. Приучать его к этому нужно постепенно, многократно повторяя одни и те же действия. Сначала ребенок может лишь помогать выбирать нужные покупки. Затем он учится рассчитываться на кассе. Следует помнить, что начинать надо с одной вещи, стоимость которой доступна пониманию ребенка. Постепенно ребенок приучается осуществлять покупку вместе с взрослым, с помощью взрослого и, наконец, самостоятельно.

Опыт показывает, что став взрослыми, некоторые молодые люди с умеренной умственной отсталостью на заработанные деньги покупают одежду, украшения и т.д. Те, кто не обучен этому, вынуждены прибегать к помощи товарищей. Много внимания требует обучение детей знанию достоинства денег. Обучать этому следует как можно раньше. Подростки уже должны знать достоинство денежных ассигнаций. Детей надо обучать знанию стоимости самых простых предметов быта и первой необходимости. Они должны знать, что деньги можно разменять, а при покупке следует получить сдачу.

Подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости необходимо по возможности учить планировать семейный бюджет, совершать покупки разнообразных предметов бытового назначения. Не следует забывать и о дальнейшем формировании навыков самообслуживания. Подростки должны уметь не только правильно, но и красиво одеваться. Их нужно учить пользоваться каждым видом одежды в зависимости от времени года, погоды. Подростки должны тщательно следить за своей одеждой, правильно хранить ее, стирать, гладить. Им следует прививать умение нарядно одеться, соблюдать простейшие сочетания цветов в одежде. Подростки должны следить за чистотой тела, вовремя стричься. Особое место должны занимать обстоятельные беседы с девушками-подростками о личной гигиене с показом соответствующих процедур.

Заключение.

Таким образом, родители, обладая определенными знаниями, могут очень многое сделать для своего ребенка, помочь ему адаптироваться в жизни. Дети, которые проходят школу жизни вместе с родителями, имеют больше возможностей для своего развития. Поэтому чем больше усилий приложено родителями к воспитанию и обучению умственно отсталого ребенка, тем более благоприятной будет его судьба.

Советы касаются по существу роли родителей в обучении и воспитании детей вообще. Особенности состоят в том, что работа родителей умственно отсталого ребенка в отличие от работы родителей здоровых детей носит целенаправленный, неотступный характер, повседневный и последовательный, она должна начинаться как можно раньше и продолжаться всю жизнь.

Литература.

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М., 1997. - 239 с.

2..Белявский Б.В. Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный институт развития образования. М., 2010. - 26-33 с.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. М., 2000 - 416 с.

4. Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации. ТЦ Сфера. М., 2005 - 187 с.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. ТЦ Сфера. М., 2002 - 480 с.

6. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. Саратов, 1972 - 344 с.

7. Хайртдинова Л.Ф. Формирование начальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта. Дефектология. № 1. М., 2002 - 81-89с.

8. http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/RusFrame.htm

9. http://conf.7ya.ru/frameset.aspx?cnf=Others


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы

В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

Методика исследования сформированности представлений младших школьников с умственной отсталостью о величинах и их измерениях в первом классе (второй год обучения).

Данные методические разработки позволяют провести исследование сформированности представлений младших школьников с УОо величинах и их измерениях, т.к. они разработаны на основании отмечнных Л. А. Каир...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ЛИПУЧКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В статье рассказывается об особенностях активного и пассивного словаря младших школьников с умственной отсталостью. Даны методические рекомендации по использованию игр налипучках для преодоления неддо...

Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда.  В УМК дан матер...

«Современные технологии, применяемых на уроках в обучении младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»

В данном материале описаны овременные технологии, применяемых на уроках в обучении младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.

Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....