Программа дополнительного образования "Чудеса эбру"
методическая разработка
Применение техники Эбру направлено нами на развитие способности создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу, что требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей, повышает их самооценку, способствует развитию познавательных и творческих способностей, согласованности движений мелкой моторики.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству эбру, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества, а также для формирования позитивных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Введение | 19.15 КБ |
Раздел 1 | 27.49 КБ |
Предполагаемый результат | 17.69 КБ |
Содержание | 40.94 КБ |
Раздел 2 методическое обеспечение программы | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, возникла заинтересованность возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми, для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку не только с сохранным уровнем развития, но и не менее интересна ребенку-инвалиду.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Если брать конкретно детей с ограниченными возможностями, то в силу различных дефектов их развития, рисование должно быть специально организованным процессом, позволяющим сформировать определенные мыслительные и двигательные стереотипы.
Применение техники Эбру направлено нами на развитие способности создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу, что требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей, повышает их самооценку, способствует развитию познавательных и творческих способностей, согласованности движений мелкой моторики.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству эбру, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества, а также для формирования позитивных навыков.
Сфера применения методики в учреждении: предоставление социально – педагогических услуг: формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга). Предоставление данной социально - педагогической услуги предусматривает проведение занятий, направленных на выявление и формирование способностей, позитивных психических склонностей, социально – значимых интересов и мотиваций детей.
Таким образом, техника Эбру может применяться в области диагностики; в сфере коррекционной и реабилитационной работы с различными категориями детей (в том числе, с ОВЗ и инвалидностью, а также трудностями социализации и обучения); в сфере формирования позитивных интересов.
Настоящая программа является результатом работы учителя-дефектолога по теме самообразования «Развитие художественно-эстетических способностей детей-инвалидов посредствам нетрадиционного способа рисования в технике «Эбру»
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Чудеса Эбру» (далее – Программа) является модифицированной.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
-Требованиями Министерства образования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 с изменениями на 30.09.2020 г.
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Содержание программы разработано на основе образовательных программ: «Магия эбру» педагога дополнительного образования А. Лоц (г. Красноярск, 2013г.); методического пособия по созданию изображения на воде в технике эбру следующих авторов: Л.В. Окульская, А. Арекина.
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ Ⅰ. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, сформированных навыков и умений, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих навыков быстро отвращает ребёнка от рисования. Любое нарушение развития ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их несогласованные. Всё это говорит о том, что с детьми целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью новых нетрадиционных техник. Одной из нетрадиционных техник и является «Эбру» - рисование на воде.
Дополнительная образовательная программа «Чудеса Эбру» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Программа предназначена для освоения нетрадиционных современных техник рисования на воде в стиле «Эбру», которая преследует основную цель: содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества у воспитанников в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребёнка. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Автор В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, а у нас их пять на одной руке, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли» Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Эбру – это древнее искусство рисования на воде. Процесс рисования на воде особый творческий процесс, заставляющий с трепетом наблюдать за происходящим. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике Эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Для них эта техника особенно полезна, так как она помогает развивать воображение, моторику, дисциплинирует и воспитывает терпеливость и усидчивость. Кроме того, эбру — это еще и настоящая арт-терапия. Нескольких минут контакта с водой хватает, чтобы ребенок выплеснул свои эмоции и отобразил свое настроение с помощью красок. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде можно получить такие красивые и разнообразные узоры. С помощью воды дети учатся прислушиваться к своим желаниям, чувствуют уверенность, могут стать более раскрепощенным, а ведь это очень важно для деток, которые растут «закрытыми». А главное, что даже тот ребенок, который никогда не интересовался рисованием и не отличался особыми достижениями на уроках изобразительного искусства, с помощью Эбру может с легкостью создать свой маленький красочный шедевр.
Как сказали выше, о том, что в настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение и в сфере реабилитационной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества – рисунках, аппликациях, композициях, игрушках и т. п. Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми.
Реализация коррекционной работы с детьми, осуществляются через определенные коррекционно-развивающие методики, используемые в том числе, в рамках арт-терапии. Эбру-терапию специалисты считают одним и инновационных арт-терапевтических методов. Практика её применения в России молода, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии эбру как искусства на психофизическое состояние и личностное развитие человека. Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести не только на бумагу, но и на ткань.
Использование «Эбру» создает ситуацию успеха для каждого ребенка, тем самым способствует созданию одного из условий позитивной социализации ребенка. Развивает воображение и творческую активность. Эта техника помогает применить продукты деятельности в различных жизненных ситуациях, что способствует проявлению инициативы и активности ребенка.
С точки зрения отечественных педагогов, художественная деятельность играет особую роль, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих способностей. В процессе занятий искусством формируется мышление, активизируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, коммуникация. Кроме того, занятие творчеством - это источник позитивных переживаний, и в роли инструмента коррекции подходит как для агрессивных и гиперактивных, так и для чересчур замкнутых, тревожных детей.
Новизна программы заключается в том, что она предназначена для ознакомления детей-инвалидов, а также с детей с сохранным интеллектом, с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике эбру, в особой графической технике создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения с поверхности воды, например, на бумаге. Использование техники «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает ребенку возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное -быстро достигать желаемого результата.
Данная программа позволит решать не только образовательные задачи, но и создаст условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам других детей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. По мере освоения техники рисования эбру обогащается и развивается внутренний мир детей. Программа построена на игровых приемах, способствующих формированию и поддержанию мотивации к творчеству. Она ориентирована на изучении техники рисования на воде – эбру, где по мере
освоения техники обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук (поскольку рисование осуществляется постукиванием пальцами по кисти). Данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.
Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления. Техника Эбру – это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный результат. Это арт-терапия – когда несколько часов занятия эбру стирают следы недельного стресса.
Педагогическая целесообразность состоит в пробуждении интереса у детей к новой деятельности. Проведение таких занятий использованием нетрадиционной техники рисования на воде развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы, дети получают эстетическое удовольствие, воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование данной технике. Поэтому, основной целью, выступает развитие творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности детей-инвалидов посредством использование нетрадиционной техники рисования на воде Эбру.
Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемами построения рисунка на воде, доступность в восприятии детьми всех разделов программы за счет методики построения занятия, смены видов деятельности, которая обеспечивает интегрированный характер обучения. Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания, фантазии. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал.
Адресат программы – дети дошкольного и школьного возраста от 4 до 16 лет, а также дети-инвалиды для которых, игра с красками – основной вид деятельности на занятиях по программе «Чудеса эбру». Дети любого возраста большую часть своего времени любят рисовать, они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности кистей рук. Дети рисуют все, что видят, им сложно сказать, но легко изобразить свои мысли в рисунке. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Именно разнообразный подбор красок и получение цветного рисунка помогает ребенку развиваться и познавать мир, в котором они учатся жить.
Работа по программе «Чудеса эбру» ведётся в следующих возрастных группах:
- Дошкольники от 4 до 7 лет и дети-инвалиды – дети познают технику рисования на воде, учатся выполнять фоны, отдельные элементы цветов, животных, создавать простейшую композицию из 2-3 цветов и умеют её презентовать. Особенности работы с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку, материал преподносится в игровой форме, дети дошкольного возраста могут совместно с родителями участвовать в творческом процессе.
- Дети младшего школьного возраста познают технику рисования на воде, учатся выполнять фоны, элементы цветов, животных, создавать композицию из нескольких цветов и умеют её презентовать. Дети в этого возраста тянутся к рисованию, чутко воспринимают все доброе и прекрасное, способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о нетрадиционной технике рисования. Для них характерен богатый мир цвета и разнообразие рисунков. Особенностями работы педагога в работе с данной категорией детей, является работа по образцу с самостоятельным его выполнением.
- Дети от 10 до 13 лет, познают технику рисования на воде, учатся выполнять фоны, рисовать цветы, элементы животных, создавать композиции и умеют её презентовать. Воспитанники этого возраста свободно выражают свои творческие фантазии на воде, стремятся к углубленному мышлению, отточенности до предельной законченности, желанием сделать изящно, аккуратно, красиво. И чаще неудовлетворенность самим собой. У некоторых детей развивается самовлюбленность, самоуверенность. Работа педагога заключается в предоставлении выбора самостоятельного изображения на заданную тему.
- Дети от 13 до 16 лет познают технику рисования на воде, учатся выполнять фоны, рисовать цветы, животных, самостоятельно создавать композиции и учатся её презентовать. Для этого возраста присуще самостоятельность и полная уверенность в выполнении творческих работ, в творческом процессе ребёнка проявляется выдумка и творческая фантазия. Работы переводятся как на бумагу, так и на ткань. Тканевые изделия высушиваются с помощью утюга. Итоговое задание выбирается самостоятельно.
Сроки реализации программы
Срок реализации | 1 год |
Режим проведения занятий | 1 раз в неделю |
Полный объём занятий | 32 занятия |
Продолжительность занятия | 1, 2 подгруппа – 20 минут 3, 4 подгруппа – 30 минут |
Возраст детей | 4-16 лет |
Возраст детей в подгруппе | 1 подгруппа – 4-7 лет 2 подгруппа – 7-10 лет 3 подгруппа – 10-13 лет 4 подгруппа – 13-16 лет |
Количество детей в подгруппе | 4 |
Количество детей-инвалидов в подгруппе | индивидуально |
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – раскрытие творческих способностей детей, через овладение техникой рисования на воде – эбру.
Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
- познакомить с историей возникновения и особенностями традиционного эбру;
- знакомство с различными художественными материалами в технике эбру;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
- развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя текучесть воды и разные цвета и оттенки красок;
- обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
- формирование устойчивого интереса к художественной деятельности в технике эбру;
- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
- воспитание аккуратности.
Предварительный просмотр:
1.3 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми техникой эбру.
Знать:
- историю происхождения техники «эбру;
- названия и особенности техники;
- особенности цветоведения и композиции;
- материалы и инструменты, применяемые при выполнении изделий в технике «эбру»;
- специальную терминологию.
Уметь:
- владеть приемами работы с органическими красками на воде;
- готовить раствор;
- составлять цвета и композиции;
- пользоваться инструментами с соблюдением правил техники безопасности.
Личностные результаты
- потребность сотрудничать со сверстниками;
- доброжелательное отношение к сверстникам;
- бесконфликтное поведение;
- стремление прислушиваться к мнению других;
- нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения учащегося, способного самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства);
- толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества).
- форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка детских работ.
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;
- свобода творческого само проявления;
- раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
- стремление к самопознанию и самовыражению.
Предварительный просмотр:
1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа носит творческий характер, создает возможность активного практического погружения детей в сферу детской фантазии. По мере освоения техники рисования эбру обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Вся программа реализуется на основе использования оригинальных игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию мотивации к творчеству. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить яркие положительные эмоции. Занятия для детей проходят в течении двух часов. Первый час отводится на получение историко-познавательной информации и поэтапной подготовке к занятию: разведение и смешивание красок, проверка рабочих материалов и обязательная «проба» готовности рабочих красок на водном растворе. Второй час отводится для практической деятельности: обучение и самостоятельная продуктивная деятельность (тренировка рисования художественных образов на воде).
1.4.1 Учебный план (32 занятия; 1 подгруппа)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Практика | Теория | |||
| |||||
1. | Вводный инструктаж по ТБ | 20 | 0 | 20 | Графический тест «Рисую как умею» |
2. | Знакомство с красками и инструментами для работы | 20 | 10 | 10 | |
| |||||
3. | Техника разбрызгивание «Ночное небо» | 20 | 15 | 5 | Творческая работа, фотоотчет работ по теме «Осенние мотивы» |
4. | Техника точка «Рябина» | 20 | 15 | 5 | |
5. | Техника точка пятно «Дождь и солнце» | 20 | 15 | 5 | |
6. | Техника разбрызгивание «Осенние листья» | 20 | 15 | 5 | |
7. | Техника разбрызгивание. Теплые цвета «Осенний закат» | 20 | 15 | 5 | |
8. | Техника вытягивание «Листопад» | 20 | 15 | 5 | |
9. | Техника вытягивание «Дождь и лужи» | 20 | 20 | 0 | |
10. | Работа с трафаретами «Веточка с листьями» | 20 | 15 | 5 | |
11. | Техника спираль «Буря» | 20 | 15 | 5 | |
12. | Холодные цвета в технике спираль «Синее море» | 20 | 15 | 5 | |
13. | Техника точка «Первый снег» | 20 | 20 | 0 | Фотоотчет, выставки детских работ в группе по теме «Зимний калейдоскоп эбру» |
14. | Техника растягивания «Снежинки» | 20 | 15 | 5 | |
15. | Смешенная техника «Зимнее деревце» | 20 | 15 | 5 | |
16. | Смешенная техника с элементами аппликации «Нарядная елочка» | 20 | 15 | 5 | |
17. | Техника спираль «Зимняя метель» | 20 | 15 | 5 | |
18. | Смешенная техника «Новогодняя игрушка» | 20 | 20 | 0 | |
19. | Техника спираль «Морозные узоры» | 20 | 15 | 5 | |
20. | Эбру с элементами аппликации и конструирования «Снеговик» | 20 | 15 | 5 | |
21. | Смешенная техника «Звездное небо» | 20 | 20 | 0 | |
22. | Техника спираль «Снежные горы» | 20 | 20 | 0 | |
23. | Техника точка, разбрызгивание «Зимние краски» | 20 | 20 | 0 | |
24. | Техника точка, набрызгивание «Первая капель» | 20 | 20 | 0 | |
| |||||
25. | Смешенная техника «Весенние краски» | 20 | 15 | 5 | Оформление выставки тематических работ «Весна». Фотоотчет |
26. | Эбру с дорисовками «Веточка с почками» | 20 | 20 | 0 | |
27. | Разные техники эбру «Дождь и радуга» | 20 | 20 | 0 | |
28. | Рисование с трафаретами «Ветка с первыми листьями» | 20 | 20 | 0 | |
29. | «Весенний одуванчик» | 20 | 20 | 0 | |
30. | «Пробуждение леса» | 20 | 20 | 0 | |
31. | Аппликация в стиле эбру «Бабочка» | 20 | 20 | 0 | |
32. | Аппликация в стиле эбру «Цветная полянка» | 20 | 20 | 0 | |
Итого: | 10 ч. 40 мин. | 9 ч. 10мин | 1 ч. 50 мин |
1.4.2 Учебный план (32 занятия; 2, 3, 4 подгруппы)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Практика | Теория | |||
| |||||
1. | Вводное занятие «Эбру – рисование на воде» | 30 | 30 | 30 | Графический тест «Рисую как умею» |
2. | «Материалы и инструменты для рисования на воде. Приемы работы в технике «эбру» | 30 | 15 | 15 | |
3. | «Чудеса на воде» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
4. | «Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и размашисто» при помощи кисти» | 30 | 20 | 10 | Творческая работа |
5. | «Способы создания рисунка при помощи шила на основе круга, точки, тире, линии» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
6. | «Способ создания рисунка при помощи гребня» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
7. | «Перенос рисунка с водной глади на бумагу» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
8. | Обобщение «Путешествие по водной глади» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
Раздел 2 «Техники исполнения в эбру» | |||||
9. | Техника рисования на воде «Танцующие краски» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
10. | Техника рисования на воде в технике «Облака», «Ветер» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
11. | «Абстракция в технике «Танцующие краски» | 30 | 20 | 10 | Творческая работа Творческая работа |
12. | Техника «Волна». Основные приемы в технике «Волна» | 30 | 30 | 0 | |
13. | Техника «Фантазийное эбру» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
14. | Техника «Мрамирования» | 30 | 20 | 10 | Творческая работа |
Раздел 3. Фантазийное эбру | |||||
15. | «Море» | 30 | 20 | 10 | Творческая работа |
16. | «Космос» | 30 | 25 | 5 | Творческая работа |
17. | «Мир растений» | 30 | 25 | 5 | Творческая работа |
18. | «Бабочка» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
19. | «Танцующая гвоздика» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
20. | «Тюльпаны» | 30 | 25 | 5 | Творческая работа |
21. | «Ромашковое поле» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
22. | «Аленький цветочек» | 30 | 25 | 5 | Творческая работа |
23. | «Подсолнуховое поле» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
24. | «Цветы для мамы» | 30 | 30 | 0 | Творческая работа |
25. | Обобщение «Вальс фантазий» | 30 | 30 | 0 | |
Раздел 4 «Загадка эбру» (опыты, эксперименты с различными материалами в качестве основы для выполнения рисунка в технике «эбру») | |||||
26. | «Техника отпечатка рисунка на ткань, шелк с водного раствора» | 30 | 30 | 0 | Оформление выставки работ. Фотоотчет |
27. | «Техника отпечатка рисунка на стеклянную поверхность с водного раствора» | 30 | 30 | 0 | |
28. | «Техника отпечатка рисунка на керамическую поверхность с водного раствора» | 30 | 30 | 0 | |
29. | «Техника отпечатка изображения на деревянную поверхность с водного раствора» | 30 | 30 | 0 | |
30. | «Техника отпечатка рисунка на яйцо с водного раствора» | 30 | 25 | 5 | |
31. | Создание творческого проекта «Дизайн интерьера» | 30 | 30 | 0 | |
32. | Итоговое занятие «Эбру - тайна зазеркалья воды» | 30 | 30 | 0 | |
Итого: | 16 ч | 14 ч 10 мин | 1ч 50 мин |
- Учебно-тематический план
(1 подгруппа)
Вводный инструктаж по ТБ Теория: Инструктаж по технике безопасности в объединении. Знакомство с историей возникновения и развития «эбру» Входной контроль. | |
Знакомство с красками и инструментами для работы Теория: основные материалы и инструменты для рисования на воде. Практика: пошаговое использование материалов, инструментов, красок, раствора для рисования на воде. Способы нанесения красок на поверхность воды с использованием цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу. Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, кисть веерная, кисть классическая из конского волоса, краски «ArtDeco», палитра, загуститель, ткань, стеклянная ваза, керамика, дерево, бумага формата А-4. | |
Техника разбрызгивание «Ночное небо» Теория: основные приемы при разбрызгивании краски на поверхности воды «крупно» и «размашисто» Практика: Выполнение приемов разбрызгивания «крупно» и «размашисто» на поверхности воды красками. Формирование умений создавать фон с помощью шила, смешивать и растягивать краски на воде. Перенос рисунка с водной глади на бумагу | |
Техника точка «Рябина» Теория: формирование умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - точки, круги . Практика: выполнение приемов точка. Овладение элементарными основами рисования на воде – точка, круг. | |
Техника точка пятно «Дождь и солнце» Теория: техника точка, пятно Практика: формирование умений создавать в рисунке образ дерева, научиться более детальной прорисовке изображений. | |
Техника разбрызгивание «Осенние листья» Теория: формировать навыки разбрызгивания красок «крупно» и «размашисто» на поверхности воды красками. Практика: нанесение краски на водную поверхность методом разбрызгивания и добавления капель. Рисование красочных узоров с помощью шило. Перенос изображения с водной глади на бумагу | |
Техника разбрызгивание. Теплые цвета «Осенний закат» Теория: Теплые цвета. Картины «Осенний закат» Практика: Закрепление навыков техники разбрызгивание, технических приемов рисования. Закрепление теплых тонов красок | |
Техника вытягивание «Листопад» Теория: иллюстрации «Листопад», признаки осени. Практика: закрепление умений детальной прорисовке изображения, технических приемов рисования. | |
Техника вытягивание «Дождь и лужи» Практика: овладение техникой легких, круговых движений, точек, прямых линий по водной глади с помощью шило. | |
Работа с трафаретами «Веточка с листьями» Теория: Изучение навыков работы с трафаретами. Практика: формирование умений создавать в рисунке образ дерева, научиться более детальной прорисовке изображений. Формирование навыков работы с трафаретами | |
Техника спираль «Буря» Теория: рассматривание картин буря, изучение круговых движений ветра и воды во время ветра. Практика: овладение техническими приемами (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. | |
Холодные цвета в технике спираль «Синее море» Теория: Холодные цвета. Практика: овладение техническими приемами (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. | |
Техника точка «Первый снег» Теория: Признаки зимы. Снег. Снегопад. Снежинка. Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
Техника растягивания «Снежинки» Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
Смешенная техника «Зимнее деревце» Практика: закрепление умений детальной прорисовке изображения, технических приемов рисования. | |
Смешенная техника с элементами аппликации «Нарядная елочка» Теория: Новогодняя елочка. Работа с ножницами, техника безопасности. Практика: закрепление умений детальной прорисовке изображения, технических приемов рисования на водной глади, способе передать изображение. Вырезание элементов эбру, наклеивание на фон. | |
Техника спираль «Зимняя метель» Теория: природные явления зимой, картинки «Зимняя метель» Практика: выполнение легких, круговых движений, точек, прямых линий по водной глади с помощью шило. | |
Смешенная техника «Новогодняя игрушка» Практика: закрепление умений детальной прорисовке изображения, технических приемов рисования. Нанесение круга с помощью шила на водную гладь | |
Техника спираль «Морозные узоры» Теория: выбор цветовой гамы для рисунка. Холодные цвета Практика: выполнение легких, круговых движений, точек, прямых линий по водной глади с помощью шило. | |
Эбру с элементами аппликации и конструирования «Снеговик» Теория: техника аппликации Практика: овладение техническими приемами (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. Наклеивание элементов эбру на основу. | |
Смешенная техника «Звездное небо» Практика: нанесение с помощью веерной кисти методом постукивания фона на водную гладь - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
Техника спираль «Снежные горы» Практика: Выполнение легких, круговых движений, точек, прямых линий по водной глади с помощью шило. | |
Техника точка, «разбрызгивание» «Зимние краски» Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
Техника точка, разбрызгивание «Первая капель» Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
Смешенная техника «Весенние краски» Теория: теплые тона. Краски весны. Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
Эбру с дорисовками «Веточка с почками» Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
Разные техники эбру «Дождь и радуга» Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
Рисование с трафаретами «Ветка с первыми листьями» Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. Выполнение рисования листиков с трафаретами. | |
«Весенний одуванчик» Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
«Пробуждение леса» Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
Аппликация в стиле эбру «Бабочка» Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. | |
Аппликация в стиле эбру «Цветная полянка» Практика: закрепление умений элементарных основ рисования в технике «Эбру» - создания фона, смешивание красок, рисунка – точки, круги, штрихи. |
1.4.4 Учебно-тематический план
(2, 3, 4 подгруппы)
Вводное занятие «Эбру – рисование на воде»Инструктаж по технике безопасности в объединении. Знакомство с историей возникновения и развития «эбру» Входной контроль. | |
«Материалы и инструменты для рисования на воде. Приемы работы в технике «эбру» Теория: Основные материалы и инструменты для рисования на воде. Практика: Пошаговое использование материалов, инструментов, красок, раствора для рисования на воде. Способы нанесения красок на поверхность воды с использованием цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу. | |
«Чудеса на воде» Практика: Овладение техническими приемами (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. Рисование на воде. | |
«Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и размашисто» при помощи кисти» Теория: Основные приемы при разбрызгивании краски на поверхности воды «крупно» и «размашисто». Практика: Выполнение приемов разбрызгивания «крупно» и «размашисто» на поверхности воды акварельными и масляными красками. | |
«Способы создания рисунка при помощи шила на основе круга, точки, тире, линии» Практика: Выполнение легких, круговых движений, точек, прямых линий по водной глади с помощью шило. Рисование на воде с помощью шило. | |
«Способ создания рисунка при помощи гребня» Практика: Разбрызгивание краски «размашисто» и «крупно» на поверхности воды для выполнения чешуйчатого узора при помощи гребня. | |
«Перенос рисунка с водной глади на бумагу» Практика: Приемы отрыва бумаги от поверхности воды с сохранением отпечатка Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, краски, кисть, бумага А-4. | |
Обобщение «Путешествие по водной глади» Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с использованием 12 цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу. Методическое и техническое оснащение: лоток, краски, кисти, шило, бумага А-4. | |
Техника рисования на воде «Танцующие краски» Практика: Разбрызгивание краски «ArtDeco» (далее краски), на поверхность воды с помощью веерной кисти (получившийся рисунок схож с облаками, которые только, что опустились с небес и оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге). Причудливые переходы с одного цвета на другой дают эффект волнообразности и ветра. Перенос изображения с водной глади на бумагу. Методическое и техническое оснащение: «Техника рисования «Облако» и «Ветер» (видеоролик), лоток, кисти, шило, краски. | |
Техника рисования на воде в технике «Облака», «Ветер» Практика: Показ различных приемов и способов рисования в технике «Облако» и «Ветер». Оформление рисунков в рамочки. Методическое и техническое оснащение: лоток, кисти, краски, шило, бумага А-4, рамочки. | |
«Абстракция в технике «Танцующие краски» Теория: Картины художников-абстракционистов Василия Кандинского, Казимира Малевича, Пабло Пикассо. Практика: Выполнение различных геометрических форм и цветовых пятен на поверхности воды. Перенос изображения с водной глади на бумагу. Оформление рисунка в рамочку. Методическое и техническое оснащение: «Картины знаменитых художников- абстракционистов» (видеоролик), лоток, краски, шило, кисти, бамбуковые палочки, рамочка. | |
Техника «Волна». Основные приемы в технике «Волна» Практика: Разбрызгивание краски на поверхность водной глади, с помощью шило или заостренной бамбуковой палочкой параллельно друг другу линиями. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бамбуковые палочки, бумага А-4. | |
Техника «Фантазийное эбру» Практика: Применение одной техники не похожие на другую. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Правильная раскладка бумаги для высыхания. Оформление рисунка в рамочку. | |
Техника «Мрамирования» Теория: Искусство обработки бумаги «Турецким мраморированием». Практика: Нанесение краски на водную поверхность методом разбрызгивания и добавления капель. Рисование узоров с помощью шило. Перенос изображения с водной глади на бумагу. Оформление рисунка в рамочку. Методическое обеспечение: (видеоролик), лоток, шило, краски, кисти, бумага А-4, рамка. | |
«Море» Теория: Творчество художника - мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Практика: Краска холодных цветов (синяя, голубая, темно-синяя, белая) разбрызгивается веерной кистью по водной глади, затем с помощью шило или заостренной бамбуковой палочкой по каплям проводятся линии параллельно друг другу. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформление рисунка в рамочку. Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Картины Ивана Константиновича Айвазовского»; лоток, веерная кисть, шило, краски, бумага А-4, рамочка. | |
«Космос» Теория: «Космические путешествия». Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгивается краска синего цвета, а за тем фиолетового. С помощью шило производится «скручивание» краски (движение руки по спирали то в одну, то в другую сторону). В нижней части композиции ставится желтая точка. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Методическое и техническое оснащение: «Космос» (видеоролик), веерная кисть, шило, краски, лоток. | |
«Мир растений» Теория: Первые образцы «эбру» цветов и растений, среди которых тюльпан, гвоздика, полевой мак, фиалка, гиацинт, бутон розы и хризантема. Практика: На поверхность воды с помощью шило наносится несколько капель краски (при этом можно использовать три оттенка краски) так, чтобы получились концентрические окружности разной величины. Затем тонким шилом проводится несколько линий с внешней стороны окружности до центра до тех пор, пока не образуется форма цветка. Стебель цветка рисуется из трех окружностей, который состоит из несколько цветов: зеленого и фиолетово-зеленого. Тонким шилом из центра окружности вверх проводится линия, остальная часть круга делится на пять частей параллельно друг другу (справа налево, слева направо), затем ведется линия по всему кругу, пока не образуется стебель с листочками. Стебель соединяется с цветком, получается целостное изображение. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Методическое и техническое оснащение: «Мир растений» (видеоролик), лоток, шило, краски. | |
«Бабочка» Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгивается краска желтого и зеленого цвета. С помощью шило на цветовой фон последовательно наносится несколько капель разноцветной краски (можно использовать четыре, пять оттенков краски), так чтобы получились концентрические окружности разной величины. Изменение формы круга (сплющивание с разных сторон справа и слева) происходит за счет палочки. Затем палочкой посередине круга проводится две линии (сверху и снизу). Оформляются резные крылья (с внешней стороны крыльев проводятся несколько небольших линий до туловища бабочки). Получившийся рисунок переносится на бумагу. Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Бабочка», лоток, шило, веерная кисть, палочка, бумага А-4. | |
«Танцующая гвоздика» Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгивается краска разных оттенков и гребнем формируется цветовой фон. Затем шилом рисуются абстрактные линии и на цветной фон наносятся три зеленых круга: у первого круга как в треугольнике ведутся линии вверх, вправо и влево; второго и третьего только вправо и влево. По этим кружочкам (сверху вниз шилом проводится линия) образуется стебелек с листьями. Возле стебелька наносится несколько капель красной краски так, чтобы получились концентрические окружности разной величины. Формирование гвоздики происходит за счет абстрактных и симметричных линий, с внешней стороны окружности. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Методическое и техническое оснащение: «Рисуем гвоздику» (видеоролик), лоток, шило, веерная кисть, гребень, краски «ArtDeco». | |
«Тюльпаны» Теория: История тюльпана в Османской империи. Практика: На водной глади формируется светлый фон, для того чтобы хорошо выделялись красный цветок и зеленый стебель. Для листьев используется краска двух тонов зеленого цвета, которые наносятся друг на друга или смешиваются. Из верхнего угла круга при помощи шило формируется стебель цветка, двигаясь вправо и влево по двум окружностям - получаются листья. Движением шилом сверху вниз по стеблю образовывается стебель с листьями. Для получения цветка тюльпан наносится красная краска (несколько капель друг на друга) и с внешней стороны круга вытягиваются три линии, затем нежно и осторожно проводятся две линии вниз до центра. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем тюльпан-символ Турции», лоток, шило, бумага А-4. | |
«Ромашковое поле» Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгиваются краски голубого или синего цвета (формируется фон). По всему фону с помощью шило наносятся окружности белого цвета, затем тонким шилом формируются лепестки ромашки (с внешней стороны окружности проводятся симметричные линии до центра, до тех пор, пока не образуется цветок). Посередине цветка ставится желтое пятно. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем ромашку», лоток, шило, краски, Бумага А-4. | |
«Аленький цветочек» Теория: По мотивам сказки «Аленький цветочек» Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгиваются краски разных оттенков, за тем шилом или гребнем рисуются абстрактные и симметричные линии. С помощью шило на цветной фон наносятся несколько капель зеленой краски и по каждой окружности проводятся линии вверх, вниз этим самым задаются формы листьям. На полученный стебелек наносятся капли красной краски (друг на друга) и тонким шилом проводятся несколько линий с внешней стороны окружности до центра до тех пор, пока не получится аленький цветочек. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Методическое и техническое оснащение: лоток, веерная кисть, шило, краски, Бумага А-4. | |
«Подсолнуховое поле» Практика: На зеленый фон с помощью шило наносятся оранжевые и желтые окружности, за тем формируются лепестки подсолнуха (с внешней стороны окружности проводятся симметричные линии до центра, до тех пор, пока не образуется цветок подсолнуха). Посередине цветка ставится черное пятно. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем подсолнухи», лоток, веерная кисть, шило, краски, Бумага А-4 | |
«Цветы для мамы» Практика: Рисуют цветок «Анютины глазки» (Виола трико лор). На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгиваются краски, затем шилом рисуются абстрактные линии и гребнем проводятся по рисунку. С помощью шило и зеленых окружностей рисуется стебель. На полученный стебелек наносятся несколько капель разной по цвету краски и шилом формируются цветки «анютины глазки». Получившийся рисунок переносится на бумагу. | |
Обобщение «Вальс фантазий» Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с использованием цветовых контрастов. С помощью окружностей. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Выставка рисунков. Методическое и техническое оснащение: лоток, краски, веерная кист, шило, гребень, бумага А-4, рамка. | |
«Техника отпечатка рисунка на ткань, шелк с водного раствора» Практика: Ткань или шелк накладываются на поверхность рисунка и воды. Важно, чтобы поверхность ткани или шелка, которые будут лежать на воде, были гладкими без замятостей и загибов. Затем изделия вынимаются, просушиваются и закрепляются краски проглаживанием утюгом. Методическое и техническое оснащение: ткань хлопчатобумажная, шелк, краски «ArtDeco», лоток, веерная кисть, шило. | |
«Техника отпечатка рисунка на стеклянную поверхность с водного раствора» Практика: На подготовленную водную поверхность с помощью веерной кисти разбрызгивается краска. Шилом и гребнем производится мрамирование. Затем на рисунок накладывается стеклянное изделие (ваза, кувшин, стакан, подсвечник), осторожно вынимается и просушивается. Методическое и техническое оснащение: краски, лоток, веерная кисть, шило. | |
«Техника отпечатка рисунка на керамическую поверхность с водного раствора» Практика: На подготовленную водную поверхность с помощью веерной кисти разбрызгивается краска. Шилом и гребнем делается мрамирование, различные узоры, затем на рисунок накладывается керамическое изделие (кувшин, чашечка, тарелка), осторожно вынимается и просушивается. Методическое и техническое оснащение: краска «ArtDeco», лоток, веерная кисть, гребень, шило | |
«Техника отпечатка изображения на деревянную поверхность с водного раствора» Практика: На подготовленную водную поверхность с помощью веерной кисти разбрызгивается краска. Шилом и гребнем делаются узоры. На рисунок накладывается деревянное изделие (ложка, миска, ваза) осторожно вынимается и просушивается. Методическое и техническое оснащение: краска «ArtDeco», лоток, веерная кисть, гребень, шило. | |
«Техника отпечатка рисунка на яйцо с водного раствора» Теория: Покраска яиц на Православный праздник Пасха. Практика: На подготовленную водную поверхность с помощью веерной кисти разбрызгивается краска. Шилом и гребнем рисуются узоры. На рисунок кладется яйцо и осторожно прокручивается, за тем вынимается и просушивается. Методическое и техническое оснащение: краска «ArtDeco», лоток, веерная кисть, гребень, шило. | |
Создание творческого проекта «Дизайн интерьера» Практика: Картины в технике «эбру» для дизайна стен, комнат. Рисование на водной глади с применением различной техники «эбру». Выставка дизайнерских работ. Методическое и техническое оснащение: краски, рамка, шило, лоток, веерная кисть. | |
Итоговое занятие «Эбру - тайна зазеркалья воды» Теория: Защита мини-проекта «Эбру - тайна зазеркалья воды» Методическое и техническое оснащение: компьютер. |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1.1 Календарный учебно-тематический план
(1 подгруппа)
№п/п | Месяц | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Вводный инструктаж по ТБ | кабинет дефектолога | Графический тест «Рисую как умею» | ||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Знакомство с красками и инструментами для работы | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника разбрызгивание «Ночное небо» | кабинет дефектолога | ||||
октябрь октябрь | 16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника точка «Рябина» | кабинет дефектолога | |||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника точка пятно «Дождь и солнце» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника разбрызгивание «Осенние листья» | кабинет дефектолога | Творческая работа, фотоотчет работ по теме «Осенние мотивы» Фотоотчет, выставки детских работ в группе по теме «Зимний калейдоскоп эбру» | |||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника разбрызгивание. Теплые цвета «Осенний закат» | кабинет дефектолога | ||||
ноябрь | 16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника вытягивание «Листопад» | кабинет дефектолога | |||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника вытягивание «Дождь и лужи» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Работа с трафаретами «Веточка с листьями» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника спираль «Буря» | кабинет дефектолога | ||||
декабрь | 16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Холодные цвета в технике спираль «Синее море» | кабинет дефектолога | |||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника точка «Первый снег» | кабинет дефектолога | ||||
январь | 16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника растягивания «Снежинки» | кабинет дефектолога | |||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Смешенная техника «Зимнее деревце» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Смешенная техника с элементами аппликации «Нарядная елочка» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника спираль «Зимняя метель» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Смешенная техника «Новогодняя игрушка» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника спираль «Морозные узоры» | кабинет дефектолога | ||||
февраль | 16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Эбру с элементами аппликации и конструирования «Снеговик» | кабинет дефектолога | |||
март | 16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Смешенная техника «Звездное небо» | кабинет дефектолога | |||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника спираль «Снежные горы» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника точка, разбрызгивание «Зимние краски» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Техника точка, набрызгивание «Первая капель» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Смешенная техника «Весенние краски» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Эбру с дорисовками «Веточка с почками» | кабинет дефектолога | Оформление выставки тематических работ «Весна». Фотоотчет | |||
апрель | 16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Разные техники эбру «Дождь и радуга» | кабинет дефектолога | |||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Рисование с трафаретами «Ветка с первыми листьями» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | «Весенний одуванчик» | кабинет дефектолога | ||||
май | 16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | «Пробуждение леса» | кабинет дефектолога | |||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Аппликация в стиле эбру «Бабочка» | кабинет дефектолога | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая/ индивидуальная | 20 мин | Аппликация в стиле эбру «Цветная полянка» | кабинет дефектолога |
2.1.2 Календарный учебно-тематический план
(2, 3, 4 подгруппы)
№п/п | Месяц | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | Вводное занятие «Эбру – рисование на воде» | кабинет дефектолога | Графический тест «Рисую как умею» | ||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Материалы и инструменты для рисования на воде. Приемы работы в технике «эбру» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Чудеса на воде» | кабинет дефектолога | ||||
октябрь октябрь | 16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и размашисто» при помощи кисти» | кабинет дефектолога | |||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Способы создания рисунка при помощи шила на основе круга, точки, тире, линии» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Способ создания рисунка при помощи гребня» | кабинет дефектолога | Фотоотчет, выставки детских работ в группе | |||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Перенос рисунка с водной глади на бумагу» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | Обобщение «Путешествие по водной глади» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | Техника рисования на воде «Танцующие краски» | кабинет дефектолога | ||||
ноябрь | 16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | Техника рисования на воде в технике «Облака», «Ветер» | кабинет дефектолога | |||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Абстракция в технике «Танцующие краски» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | Техника «Волна». Основные приемы в технике «Волна» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | Техника «Фантазийное эбру» | кабинет дефектолога | ||||
декабрь | 16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | Техника «Мрамирования» | кабинет дефектолога | |||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Море» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Космос» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Мир растений» | кабинет дефектолога | ||||
январь | 16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Бабочка» | кабинет дефектолога | |||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Танцующая гвоздика» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Тюльпаны» | кабинет дефектолога | ||||
февраль | 16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Ромашковое поле» | кабинет дефектолога | |||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Аленький цветочек» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Подсолнуховое поле» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Цветы для мамы» | кабинет дефектолога | ||||
март | 16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | Обобщение «Вальс фантазий» | кабинет дефектолога | Оформление выставки работ. Фотоотчет | ||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Техника отпечатка рисунка на ткань, шелк с водного раствора» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Техника отпечатка рисунка на стеклянную поверхность с водного раствора» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Техника отпечатка рисунка на керамическую поверхность с водного раствора» | кабинет дефектолога | ||||
апрель апрель апрель | 16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Техника отпечатка изображения на деревянную поверхность с водного раствора» | кабинет дефектолога | |||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | «Техника отпечатка рисунка на яйцо с водного раствора» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | Создание творческого проекта «Дизайн интерьера» | кабинет дефектолога | ||||
16.00- 16.30 | подгрупповая | 30 мин | Итоговое занятие «Эбру - тайна зазеркалья воды» | кабинет дефектолога |
2.2 МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Помещение: кабинет учителя-дефектолога в соответствии с требованиями СанПиН
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Краски «EBRUSSO» (12 цветов). Загуститель воды.
Лоток 4 шт. Размер А-4, «EBRUSSO»
Гребени 1 шт.
Шило 1 шт
Кисть веерная 3 шт.
Кисть классическая из конского волоса
Палитры
Иглы (спицы)
Деревянные палочки
Керамические изделия
Стеклянные изделия (ваза)
Интернет ресурсы:
1 http://ebru-art.ru/techniq.html
2 http://graphic.org.ru/video.html
3 http://retrobazar.com/journal/interesting/1049_ebru-istorija-iskusstva-zhivopisi-na-vode-.html
4 http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-strizhenova/master-klas-risovanie-na-vode.html
5 https://www.youtube.com/watch YotTubeЭбру - искусство рисования на воде мастер-класс
2.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приоритетными методами являются практические, опытнические, экспериментальные и метод проектов.
На практических занятиях отрабатываются разные комбинации движений, приемы рисования на воде, изучаются богатейшие палитры цветов этой техники, которые помогают детям в практической деятельности получить яркие подтверждения красоты нашего мира.
Полученные основные навыки воспитанники применяют при переносе рисунка с водной поверхности не только на бумагу, но и экспериментируют с другими материалами: ткань, гипс, дерево и даже одежда. Во время работы используются специальные приспособления, краски и кисточки. Картины у воспитанников всегда получаются необычными, каждая капля, попадая в воду, растекается в круг, из которого затем, с помощью деформации шилом, спицами или гребнем создаются необычные разводы и образы. Ценность техники «эбру» определяется не только результатом, но и самим процессом, который напоминает бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение; искусство абстракций, отражающее определенные цветовые сочетания и геометрические формы, вызывая при этом чувство полноты и завершенности композиции.
Проектно-исследовательская деятельность на занятиях носит как групповой, так и индивидуальный характер, что способствует формированию коммуникативных умений. Реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности. Выявление способностей дошкольников во многом определяется путем наблюдений поведенческой и творческой активности на занятиях. Путем беседы, экскурсии, выставки картин, деловых и ролевых игр, конкурсов, мастер-классов, анкетирования, тестирования, применения ИКТ, определяются способности каждого ребенка к формам работы занятий.
Образовательная деятельность в рамках программы основывается на следующих педагогических принципах:
- Принцип доступности и последовательности (изложение учебного материала от простого к сложному).
- Принцип научности. Учет возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста).
- Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения).
- Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с детьми необходимых теоретических умений и навыков).
- Принцип результативности (в программе указано, что узнает и чему должен научиться каждый ребенок).
- Принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность программы к реальным условиям жизни и деятельности детей).
- ходе реализации программы педагогом осуществляется личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.
Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают опору на следующие приоритетные направления:
- Свободный выбор детьми видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности воспитанника.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации дошкольника.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Особенностью организации образовательного процесса является:
- Использование древне-восточной технологии и приема рисования на воде в технике «эбру».
- Формирование художественно-творческого мышления, способности разбираться в видах, стилях, жанрах восточного искусства.
- Подготовка детей к профессиональной деятельности в области художественно-эстетического направления.
Методы и формы, представленные, в программе способствуют:
1.Повышению качества усвоения детьми знаний в рамках программы, расширению кругозора учащихся.
2.Развитию умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.
3.Формированию эмоционально-ценностного отношения процессу изучения рисования на воде.
4.Повышению адаптивных возможностей личности в современной социальной среде по формированию гибкого, нешаблонного мышления.
Для достижения более высоких результатов, подобран и скомплектован учебный план, применяемый на занятиях: теоретические и практические занятия с применением, презентации, онлайн-путешествий по историческим местам «эбру», составление гербариев и описаний натуральных окрасок цветов и листьев отражающие красоту растений, а также ИКТ для реализации творческих замыслов, освоение разных видов техники, приемов цветов ведения и композиций, сюжетов, жанров восточного искусства.
В результате обучения по предлагаемому учебному плану воспитанникам открываются широкие возможности для организации опытной, проектной деятельности в рамках отдельных предметов и на межпредметной основе. Формируется система знаний и достигнутых результатов, выраженных в предметно-деятельностной форме: введение в технологию исполнения «эбру», освоение основных технических приемов, подборка вопросов для викторин, сценариев праздников, коллективное создание каталога разных видов техники «эбру», изучение «Истории росписи по воде», организация выставок и творческих работ, конкурсы исследовательских проектов.
Формы и методы организации образовательного процесса
Основные формы организации занятия:
- коллективные (иногда фронтальная работа одновременно со всей группой в едином темпе и с общими задачами);
- групповые (работа в группах: парах, тройках и другие);
- индивидуальные (выполнение заданий, решение проблем).
Кроме того, используются несколько видов занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с основными приемами работы в данной технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие по образцу – специальное занятие, предоставляющее возможность создавать рисунок на воде поэтапно, повторяя за педагогом.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в совместной работе с педагогом; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей:
подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения (приложение 1-3).
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие приемы стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа красками на воде по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).
В процессе рисования необходимо уделять большое внимание речевой активности ребёнка, поддерживать и продолжать начатый ребёнком разговор, обсуждая и сопровождая речью манипуляции на воде.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов деятельности детские работы переносятся на бумагу и фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются выставка и альбом для каждого ребенка.
Методы организации образовательного процесса:
- словесные (беседа, дискуссия, описание);
- наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций);
- практические (наблюдения, самостоятельная работа, опыты, эксперименты).
2.4 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития личностных качеств ребенка. Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения воспитанников: педагогическое наблюдение. Педагогический анализ результатов, тестирование, зачеты, участие в мероприятиях, решение задач поискового характера.
Для определения результативности используются следующие виды аттестации: начальный или входной контроль; текущий контроль; промежуточный контроль; итоговый контроль.
Входной контроль проводится в начале учебного года через индивидуальную беседу на предмет выявления уровня развития познавательного интереса, художественно-творческих знаний, сформированность положительного отношения к технике рисования на воде.
Текущий контроль воспитанника проводится в течение всего учебного года, для определения степени усвоения ребенком учебного материала, готовности к восприятию нового материала, повышение ответственности и заинтересованности дошкольников в обучении, выявление детей, отстающих и опережающих обучение, подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Форма подведения итогов текущего контроля: педагогическое наблюдение, беседы, практические работы.
Промежуточный контроль проводится в конце полугодия с целью определения усвоения воспитанниками учебного материала, результатов обучения. Форма подведения итогов промежуточной аттестации: самостоятельные и практические работы.
Итоговый контроль воспитанников проводится в конце учебного года, с целью определения уровня развития воспитанников, их творческих способностей, результатов обучения, на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Форма проведения итоговой аттестации: тестирование, итоговая выставка творческих работ воспитанника.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – участие в конкурсах, проектах, выставках, мастер-классах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий », 2008.
- Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
- Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
- Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
- Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
- Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
- Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
- Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
- Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
- Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
- Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...
- Мне нравится (1)