Исследовательские работы
проект

Лаврентьева  Светлана Николаевна

Проектно исследовательские работы учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babochki_-_5.pptx2.06 МБ
Файл issledovatelskaya_rabota_0.docx31.52 КБ
Файл trudnye_dorogi_voyny.docx1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект Чудо на ладони Подготовила Ученица 2 А класса Оболтина Анна

Слайд 2

Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. А.Фет

Слайд 3

Цель исследования: Изучение основных особенностей жизнедеятельности и развития бабочек. Задачи: 1. Познакомиться с разновидностью бабочек нашей местности. 2. Понаблюдать за жизнью бабочек, узнать, в чем их польза и вред. 3. Узнать, как они живут, чем питаются. 4. Проследить за жизненным циклом бабочки .

Слайд 4

Объект исследования: бабочка Предмет исследования: процесс развития бабочки Актуальность: бабочки очень красивые насекомые и часто привлекают наше внимание Гипотеза: можно ли вывести бабочек в домашних условиях Методы исследования: 1. Эксперимент 2. Опыты 3. Наблюдения 4. Беседа с ученым 5. Анализ литературных источников и интернет ресурсов.

Слайд 5

Виды бабочек ЧЕРНЫЙ АПОЛЛОН СТЕПНАЯ ГОЛУБЯНКА АДМИРАЛ БРАЖНИК МАХАОН ШЕЛКОКРЫЛ БЕРЁЗОВЫЙ Бабочки обитают на всём земном шаре, кроме Арктики, Антарктики и горных вершин, покрытых вечным льдом и снегом.

Слайд 6

Реликтовые бабочк Ханты-Мансийского округа Перламутровка селенис Медведица менетрие Павлиний глаз Парусник Феб

Слайд 7

Исследование №1 Ночная медведица Кайа

Слайд 8

Исследование №2 Бабочка капустница

Слайд 9

Исследования №3 «Павлиний глаз» Исследования №4 «Сиреневый бражник»

Слайд 10

В научно-исследовательском институте

Слайд 11

Гусеницы бабочек являются вредителями, одна гусеница может съесть 30 листьев за сутки.

Слайд 12

Вред бабочек

Слайд 13

Польза бабочек Бабочки, принося пользу: опыляют растения, дают человеку шёл, помогают бороться с сорняками. Коконы тутового шелкопряда

Слайд 14

Враги бабочек Самым опасным врагом для них является человек. Немало бабочек гибнет от химических веществ, используемых людьми для уничтожения вредных насекомых, особенно при неправильном применении.

Слайд 15

Волшебный мир бабочек

Слайд 16

Гипотеза: можно ли вывести бабочек в домашних условиях? Да, можно!

Слайд 17

Бабочки делятся на две группы: дневные и ночные Ночная бабочка Дневная бабочка

Слайд 18

куколка сиреневого бражника зимует в почве ночная бабочка

Слайд 19

Бабочки чуют запах своими антеннами.

Слайд 20

СПАСИБО за внимание



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кондинская СОШ

Исследовательская работа

«Чудо на ладони»

               

                             Выполнила ученица 2 класса

                    МКОУ Кондинская СОШ

                                             Оболтина Анна

                                                                 Руководитель:

                                                                 Лаврентьева С.Н.

г.п. Кондинское

2017 год

Содержание

  1. Вводная часть

  1. Основная часть

                  1. Бабочки нашей страны.

                  2. Исследование №1 . Ночная медведица Кайа

                  3. Исследование №2.  Бабочка капустница

                  4. Исследование №3.  Павлиний глаз

                  5. Исследование №4 . Сиреневый бражник

                  6. В научно-исследовательском институте

                  7. Чем питаются бабочки в природе.

                  8. Чем питаются домашние бабочки.

                  9. Польза и вред бабочек

                 10. Враги бабочек

  1. Заключение.

  1. Источники информации

Введение

     Мой проект создавался очень необычно. Однажды бабушка сказала, что у нее в группе произошло настоящее чудо.  Конечно, мне стало интересно, и я пришла к ней на работу – она работает в детском саду воспитателем. Оказывается,  дети весной нашли в траве гусеницу и решили за ней наблюдать.   Но за выходные  гусеница неожиданно исчезла, а вместо нее в траве лежала куколка в паутине. Это был домик – будущей бабочки. Тогда еще о таких превращениях гусеницы в бабочку я не знала.  

     Эти все превращения так меня заинтересовали, что я решила узнать об этом как можно больше, а главное самой все это понаблюдать и исследовать. Так и зародился мой проект. Я   решила назвать его «Чудо на ладони». Так называлась книга о бабочках, которую мне  позже принесла бабушка.  Авторы английского текста Розамунда Кидман Кокс и Кэт Килпатрик. Перевод Сергея Ильина. В этой книге очень подробно рассказывается о том, какие бывают бабочки, чем они отличаются и  об их волшебных превращениях и  рождении.  

  Цель нашего исследования:  Изучение основных особенностей  жизнедеятельности и развития бабочек. Исследовать роль бабочек в окружающей среде.

  Задачи:        

1.  Познакомиться с разновидностью бабочек нашей местности.

2.  Понаблюдать за жизнью бабочек, узнать, в чем их польза и вред.

3.  Узнать, как они живут, чем питаются.

4.  Проследить за жизненным циклом бабочки.

 Объект исследования:  бабочка.

 Предмет исследования:  процесс развития бабочки.

 Актуальность: бабочки очень красивые насекомые и часто привлекают наше внимание.

Гипотеза:   можно ли вывести бабочек в домашних условиях

Методы исследования:

1. Эксперимент

2. Опыты

3. Наблюдения

4. Экскурсия в научно исследовательский центр «Мир бабочек» г.Москва

5. Анализ литературных источников и интернет ресурсов.

 Ожидаемый результат:

  1. Представить исследовательский материал для использования на уроках

окружающего мира и  внеклассного мероприятия;

     2.  Подготовить презентацию по данной теме

     3.  Принять участие в конкурсе «Юный исследователь»

Основная часть

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
            Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
            Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
            Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
            И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
            Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
            И улечу.

А.Фет

          Бабочки – это невероятно красивые существа, для создания которых природа не пожалела красок и узоров.

Мне всегда хотелось поближе познакомиться с бабочками. Вот я решила исследовать роль бабочек в окружающей среде, какие  бабочки обитают на территории нашей местности, как живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям и сельскому хозяйству. Эти насекомые составляют один из самых объемных отрядов, насчитывающий приблизительно 158 тысяч видов. Но для чего же матушка «природа» сотворила столь шикарное изобилие таких великолепных и неподражаемых насекомых?

Бабочки нашей страны

       Бабочки обитают на всём земном шаре, кроме Арктики, Антарктики и горных вершин, покрытых вечным льдом и снегом. В остальных же местах в тёплое время года можно встретить этих, хрупких на первый взгляд созданий.  

На территории нашей страны насчитывается более 8 тысяч видов бабочек. Многие из них занесены в Красную книгу. В нашем Ханты-Мансийском  округе обитают реликтовые   бабочки: перламутровка селенис, парусник Феб, медведица менетрие, павлиний глаз.

Чтобы проверить свою гипотезу, можно ли вывести бабочку в домашних условиях, я провела несколько исследований и экспериментов.

Исследование №1

Ночная медведица Кайа

(1) Однажды я нашла пушистую гусеницу,  принесла её домой  и посадила в банку. (2) Из неё вскоре появилась куколка, я проследила весь этап её зарождения. (3).  

Сначала гусеница прикрепилась к стенке банки,  потом стала обрастать паутиной. (4). Вскоре в коконе появилась куколка, она иногда шевелила головкой. (5)  Через несколько дней появилась бабочка. (видео)

Бабочка была необычной окраски, оранжевое брюшко, яркий узор и мохнатые усики. Потом я узнала из книги, что эту бабочку зовут медведица Кайя. При полете  ночью она издает щелкающие звуки, отпугивая врагов

 

 (6) Потом мне  повезло, около забора на даче  я обнаружила  спящую ночную бабочку. Я с интересом стала ее рассматривать и узнала в ней Медведицу Кайю . Она была очень красива.   (7). Чтобы ей не повредить, я положила её в прозрачный пакет и понесла домой. (8) Когда я пришла домой, то  увидела что, к стенкам пакета были прикреплены маленькие желтые шарики, это были яйца, которые отложила бабочка (9). Мы с бабушкой аккуратно переложили бабочку в банку, а яйца вырезали вместе с целлофаном и тоже положили в банку, натянув сверху марлю.(10) Через несколько дней оказалось,  что яичек стало больше, бабочка их посадила и на стенки банки и на марлю. (11). Вскоре появилось множество маленьких гусениц. А вместо яичек прозрачные ячейки. Так я узнала, как  появляются бабочки.

 

Исследование №2

 Бабочка капустница

(1) На даче я внимательно рассматривала  бабочек, изучала, как они живут, и везде искала гусениц. (2). Мне повезло, на капусте  я нашла толстую зеленую гусеницу, (3) а под листиком капусты много  личинок –   их посадила бабочка.  (4) Я принесла гусеницу домой и посадила в банку со свежей травой . Траву я меняла каждые два дня. (5) Я заметила, что больше всего гусеница  любит листики капусты и одуванчика. (6) Мне нравилось брать  ее в руки, она ползала, щекотала руку своими лапками, (видео) они у гусеницы цепкие и упругие, это необходимо ей, чтобы в природе удерживаться на растениях. Потом я прочитала, что первыми тремя парами она удерживает пищу, а остальные ножки нужны для движения.. Мы с бабушкой сняли небольшой фильм о моей гусеницы-путешественнице, и назвали его «Путешествие по букету из полевых цветов». Вы его видите.

Исследование №3

Павлиний глаз

      Я продолжала свое исследование. Теперь я нашла пушистую гусеницу темного цвета , я понаблюдала за ней и посадила в стеклянную банку. Банку сверху я накрыла марлей, чтобы гусеница не убежала, и ей было легко дышать. Через 9 дней гусеница превратилась в куколку. Все это произошло очень неожиданно. А с марли свисала куколка светло зеленого цвета. Куколка держалась очень прочно, как будто приклеилась одним концом к марле. Когда я ее рассматривала,  она покачивалась, но не отрывалась. Вот так и в природе она держится и не боится ветра. Через две недели я увидела в банке очень красивую бабочку. Это была бабочка павлиний глаз. Потом я ее отнесла в огород, и она улетела на волю.

Исследование №4

 Сиреневый бражник

     Самую необычную гусеницу принесла бабушка. Эта гусеница сидела на яблоне и ела листики. Потом я узнала из книги, что это гусеница сиреневого бражника. (с. 18 книги). И что пока она растет, сменяет кожу три раза. Но у меня не было времени все это увидеть, я уезжала с бабушкой в Москву путешествовать, поэтому понаблюдав за ней, я ее выпустила в природу. В руки я эту гусенице не брала, наблюдала со стороны. А бабушка сняла о ней фильм. ( вид.). У этой гусеницы очень боевой вид – огромная голова, все время то прячется, то выдвигается, а сзади два шипа. Если к ней приблизить стебелек, она бросается, защищая себя, думая, что ей грозит опасность. Другие гусеницы себя так не вели. У нее еще очень цепкие лапки  и она ими цепляется за растения и не падает.

В научно-исследовательском институте

  (1)  Этим летом мы с бабушкой ездили в Москву, там мы посетили научно-исследовательский центр, где изучают бабочек. (2) В этом центре мне удалось пообщаться с ученым, который занимается изучением бабочек.

  (3)  Этот ученый исследователь с увлечением рассказывал мне о жизни бабочек, а потом подарил мне кокон бабочки тутового шелкопряда. (4) (показ кокона) И рассказал, что в Индии из таких коконов делают очень тонкие шелковые нити, а  потом  ткут ткань.

  (5) В этом институте я случайно обнаружила одну гусеницу. Она сидела на дереве лимона  и была  совсем не заметна, потому что была под цвет листвы.

  (6) Я могла не только видеть, но и касаться бабочек, они сами иногда садились на руку, это было так приятно и необычно.  

  (7) Здесь я  впервые увидела крылья бабочки через микроскоп.  Эти крылья покрыты чешуйками, очень правильной формы и необычной окраски. У ночной бабочки  чешуйки были мохнатые. Исследователь бабочек сказал, что это им необходимо для сохранения тепла ночью.

  (8) Я видела как бабочки, питаясь,  всасывают своим хоботком  нектар. Можно и дома сделать им такой нектар, соединив правильно мед с водичкой. Об этом мне тоже рассказал ученый.  

 (показать кормушку) Я приобрела  такую кормушку и  этим летом сделаю нектар для своих бабочек.

Чем питаются бабочки в природе

  • Общеизвестно, что большинство бабочек питаются цветочным нектаром.
  • На втором месте их предпочтений находятся гнилые фрукты.
  • Птичий помет, навоз крупных животных, человеческий пот содержат нужные бабочкам минералы, поэтому и такая пища иногда попадает в их рацион.
  • Многие бабочки любят полакомиться соками деревьев.
  • Науке известны редкие виды крылатых красавиц, которые вопреки общепринятому мнению, являются хищниками. Например, бабочки совки  предпочитают животную или человеческую кровь.  
  • В природе существуют бабочки, которые во взрослом состоянии не питаются (к примеру, бабочки павлиноглазки и глазчатки). Вследствие чего хоботок у них либо отсутствует, либо мало развит.

Чем питаются домашние бабочки

В неволе кормить бабочку лучше раз в день. Очень хорошо подходит для них водный раствор с медом или сахаром (в соотношении 2:1). Также в рацион можно включить подгнившие фрукты, выбор их разнообразен, главное-чтобы фрукты были сочными.  

Польза и вред бабочек

Польза


Бабочки и гусеницы кормятся на растениях, и их самих поедают разнообразные хищники. Значит, бабочки — составная часть многочисленных пищевых цепей, которыми связаны друг с другом все живые существа.

Особенно велика роль бабочек как опылителей растений. Ведь их основная пища — нектар, и когда они собирают его, то переносят пыльцу с цветка на цветок.  
Таким образом, бабочки приносят немалую пользу и растениям, и человеку, опыляя различные растения.

Для человека из бабочек полезны только те, гусеницы которых дают шёлк (некоторые шелкопряды) , например, тутовый, или шелковичный, шелкопряд (Bombyx mori), одомашненный человеком. Эта бабочка играет важную экономическую роль в производстве шёлка — мягкой ткани из нитей, добываемых из коконов тутового шелкопряда.

  А некоторые группы чешуекрылых особей, но только тех, гусеницы которых употребляют сорняки, созданы для борьбы именно с сорняками. Так, на участки, зараженные этим растением, агрономы выпускают таких гусениц, и они уничтожают его лучше любой «химии».

Но не все бабочки рождены для жизни и работы, некоторые подвиды существуют для того, чтобы стать чьим-то кормом.  А что поделать? Человек ест животных, а животные употребляют других, более слабых собратьев. Таков закон природы.

Вред

Вредными же оказываются гусеницы очень многих чешуекрылых. Полеводству вредны совки .Вред огородам наносят капустница, гороховая совка; лесам и садам — непарный шелкопряд, яблонная плодожорка, горностаевая черемуховая моль и многие другие; амбарам и кладовым — амбарная моль, мучная огнёвка. Мехам, платью и мебели вредят шубная моль, платяная моль и мебельная моль; пчеловодству — восковая моль.

Враги бабочек

На всех стадиях жизненного цикла бабочкам угрожает опасность. Наиболее уязвима бабочка в стадиях яйца, гусеницы и куколки. Поймать порхающую бабочку труднее, и подчас это требует от хищника слишком больших затрат энергии.

Птицы
Наиболее часто на гусениц дневных бабочек нападают птицы, для которых они — лучшая добыча. Во время выведения потомства родители ежедневно приносят голодным птенцам сотни гусениц. Подсчитано, что у капустницы птицы уничтожают 23 % яиц и 22 % гусениц.  

Летучие мыши
Летучие мыши представляют опасность для ночных бабочек. Местонахождение и размеры жертвы они определяют при помощи эхолокации.

 Некоторые бабочки сами издают звуки, которые вводят летучих мышей в замешательство.

Беспозвоночные
Гораздо большую опасность представляют для бабочек многие беспозвоночные. Пауки, стрекозы, богомолы, хищные двукрылые охотятся за бабочками, а также жуки, муравьи и паразитические осы предпочитают гусениц. Роющие осы и наездники откладывают яйца в тело гусеницы, реже на нее. Когда из яиц паразитов появляются личинки, они начинают поедать гусеницу изнутри или снаружи. Они не умерщвляют жертву сразу, а съедают ее заживо.   

К паразитам бабочек относят вирусы, грибки, бактерии, одноклеточных простейших и мелких клещей.

Человек
Очень сильно на численность бабочек влияет человек. Нарушая естественный ландшафт, он неосознанно вмешивается в жизнь бабочек.  

 Немало бабочек гибнет от   веществ, используемых для уничтожения вредных насекомых, особенно при неправильном применении.

Заключение

 

      Итак, изучив этим летом волшебный мир бабочек, я узнала очень много нового и интересного. И теперь я смотрю на них совсем по-другому, представляю, какой длинный путь прошла она, прежде, чем стать такой красивой 

Я доказала свою гипотезу: можно ли вывести бабочку в домашних условиях?

- Да,  можно! 

А ещё  я  узнала, что бабочки бывают дневные и ночные, что у них, как у всех насекомых по три пары ножек.  

  1. Что куколки бабочек зимуют по-разному.

(видео) Что гусеницы имеют защитную окраску. Я нашла такую редкую гусеницу сиреневого бражника, которая сидела на яблоне. Мы сняли о ней очень интересный фильм 

 Что усиками бабочки определяют, какой цветок им нужен, усиками  они улавливают их запах.  (Видео)

 Что бабочки  любят тепло и греются на солнышке. В холод они не летают.

 Надеюсь в последующем еще больше узнать о жизни бабочек и рассказать вам.

 

Источники информации

  1. Моя первая книга о природе. Бабочки. Чудо на ладони. Цветы. Розамунда Кидман Кокс, Кэт Килпатрик.  Издательство – «АСТ. ПРЕСС».

  1. Атлас с наклейками для детей. Издательство «Алтай и К»

  1. Интернет источники. Википедия. Бабочки.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...