Мастер-класс для педагогов ДОУ « Экспериментальная деятельность дошкольников».
опыты и эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность дошкольников»
Тема. Экспериментальная деятельность дошкольников.
Цель: предоставление участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;
- демонстрация некоторых виды экспериментирования;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области, с целью развития их творческого потенциала;
-распространение педагогического опыта.
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: яйцо (сырое и варенное, пищевые красители, пищевая сода, лимонная кислота, стаканчики, два апельсина, таз с водой, стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка, молоко, ватная палочка, мыльный раствор, капуста, бумажный макет - «улыбка».
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.
Ход мастер-класса.
І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Добрый день, коллеги! Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания мира. Они реализуются через поисковую, исследовательскую деятельность, которая, в свою очередь, развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью. В ходе эксперимента он уточняется и проясняется
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский.
Главные достоинства метода экспериментирования в детском саду:
-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- идёт обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.
- развивается речь, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденом, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются, как умственные умения.
- детское экспериментирование важно для формирования самостоятельности и целеполагания, а так же развития эмоциональной сферы и творческих способностей.
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты развивают наблюдательность и пытливость ума, стимулируют стремление к познанию мира, формируют творческую личность. А так же учат использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Очень важно, объяснить ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Нужно не просто показать ребенку интересный опыт, но и объяснить, доступным ему языком, почему это происходит;
5. Нельзя оставлять без внимания вопросы ребенка – необходимо найти ответы на них в книгах, справочниках, интернете;
6. Там, где нет опасности, нужно предоставить ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8.И, самое главное, очень важно порадоваться успехам ребенка, похвалить его. Это поспособствует его желанию учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О свойствах материалов.
2. О природных явлениях.
3. О закономерностях в природе.
Опыт № 1 «Сырые, вареные яйца».
Проведение: определить (вареное яйцо крутиться – сырое нет)
Вывод: в вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно крутиться. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться с трудом.
Опыт № 2 «Засохшие цветы».
Материалы: вода, миска, бумага, газета, картон, ножницы, карандаши.
Вырежьте из газеты "цветы". Сложите, скрутите карандашом, лепестки к центру. Используйте разную бумагу: тонкую, толстую, картон…
Проведение: распустятся бумажные цветы в воде или нет. Что произойдет с "цветком", как вы думаете? Кидаем в воду один цветок лепестками вверх и смотрим, как он распускается.
Объяснение: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются". Какой цветок распустится самым первым, а какой последним? и положите в воду цветы из разной бумаги и картона.
Опыт № 3 «Дождевые облака»
Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.
С помощью этого опыта схематично объясним детям, как идет дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой на пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.
Опыт №4. «Салют»
Материалы: лимонная кислота, пищевые красители, сода, стаканчики, вода, тарелка.
Проведение: разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка. На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности. Для этого опыта используется три основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции? Капните несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть, в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой.
Опыт №5 «Цветные узоры на молоке»
Материалы: Молоко, пищевые красители, ватная палочка, мыльный раствор
Ход опыта: молоко разлить по тарелкам, добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Объяснение: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению, поэтому и перемешиваются красители
Опыт № 6 «Надуй шар».
Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Опыт № 7 «Исчезающий мелок» Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
Опыт № 8 «Краснокочанная химия»
Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты. В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны и легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата.
Рефлексия.
1. Полезна ли была вам информация мастер – класса (предложить участникам поднять «улыбочки»- макет из бумаги).
2. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию.
Спасибо за внимание и участие в мастер - классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"
В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...
Мастер-класс для конкурса "Педагог года" "Как играть с гиперактивными детьми?"
Данный материал включает разработку занятия и сопроводительную презентацию....
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: « Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома».
заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность раскрыть ее значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления...
Мастер - класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» с использованием ИКТ.
Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками....
Мастер - класс для воспитателей по опытно- экспериментальной деятельности, как элемент экологического воспитания дошкольников
1.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальнойдеятельности детей.2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умениеделиться приобретенным опытом с другими людьми....
Мастер - класс "Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога"
Тема моего мастер-класса: «Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога».ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Разработанный Генрихом Сауловичем Альтшуллеро...