Теоретические аспекты изучения процесса мышления детей с ЗПР
статья (3 класс)

Новоселова Елена Ивановна

Теоретические аспекты изучения процесса мышления детей с ЗПР

 

Процесс мышления как объект изучения психологии

Для материалистического объяснения процессов мышления, психологическая наука должна была рассматривать мышление не как «проявление духа», а как процесс, который формируется в общественной истории, протекает сначала как развернутая предметная деятельность, использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений и затем принимает свернутые, сокращенные формы, приобретая характер внутренних «умственных действий» .

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Первая особенность мышления — его опосредованный характер. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления — его обобщённость.

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение .

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс не посредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим) .

Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме .

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками .

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях .

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает на более или менее существенные связи между ними. При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий .

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие .

Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления. В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления .

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера .

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, в процессе решения задачи  обращение к понятиям, выполнение действий в уме. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований .

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением .

Наглядно-образный вид мышления — мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может.  Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами .

Наглядно-действенное мышление представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами .

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму .

В психологии существует различная классификация видов мышления, поэтому рассмотрим ещё несколько видов или как их классифицируют «основополагающие типы» мышления .

Аутистическое мышление – данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не истины .

Реалистическое мышление – правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Эгоцентрическое мышление – характеризуется тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго».  Как правило, логические принципы соблюдаются, но они не ведут к рациональному решению задачи, противоречат общепринятым законам, не соответствуют временным тенденциям. Такие люди воспринимают картину мира, как «всё зависит от моего мнения и решения, причём другого как правило не дано .

Репродуктивное мышление – это поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность. Часто встречается в педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание и отношение понятий даны и понятны для восприятия, а понимание и логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных аспектов непонимания .

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление. Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач. Дискурсивное мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений. Эвристическое мышление — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач. Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам .

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Изложенные выше классификации мышления могут быть сформулированы в виде ряда закономерностей мыслительного процесса:

основная функция процессов мышления – ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений, на основе различных средств и способов.

процессы установления связей и отношений протекают на нескольких взаимосвязанных уровнях основанных на логических сопоставлениях наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-образного или наглядно-действенного мышления.

на каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические механизмы, обеспечивающие выполнение мыслительных действий при решении различных задач .

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д.

Быстрота мышления – скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами.

Гибкость мышления – способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к  привычным ходам мысли, в трудности переключения от  одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов – минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления – число  логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума – умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления – умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия.

Последовательность мышления – умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления – качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на  уже  известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком.  Важнейший признак мышления – умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Психологически исследовать мышление как процесс, значит, изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов .

Трактовка мышления как процесса означает прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс.  В зависимости от разных взглядов на процесс мышления психологи предлагают различные пути формирования мышления в ходе решения задач.

Таким образом, мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Таким образом, мышление –  это процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Процесс мышления является самостоятельным и генеральным по функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Мышление является направляющей функцией поведения человека, отражающей истинную картину мира данного субъекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты изучения процесса мышления детей с ЗПР

Процесс мышления как объект изучения психологии

Для материалистического объяснения процессов мышления, психологическая наука должна была рассматривать мышление не как «проявление духа», а как процесс, который формируется в общественной истории, протекает сначала как развернутая предметная деятельность, использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений и затем принимает свернутые, сокращенные формы, приобретая характер внутренних «умственных действий» .

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Первая особенность мышления — его опосредованный характер. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления — его обобщённость.

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение .

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс не посредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим) .

Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме .

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками .

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях .

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает на более или менее существенные связи между ними. При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий .

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие .

Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления. В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления .

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера .

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, в процессе решения задачи  обращение к понятиям, выполнение действий в уме. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований .

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением .

Наглядно-образный вид мышления — мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может.  Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами .

Наглядно-действенное мышление представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами .

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму .

В психологии существует различная классификация видов мышления, поэтому рассмотрим ещё несколько видов или как их классифицируют «основополагающие типы» мышления .

Аутистическое мышление – данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не истины .

Реалистическое мышление – правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Эгоцентрическое мышление – характеризуется тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго».  Как правило, логические принципы соблюдаются, но они не ведут к рациональному решению задачи, противоречат общепринятым законам, не соответствуют временным тенденциям. Такие люди воспринимают картину мира, как «всё зависит от моего мнения и решения, причём другого как правило не дано .

Репродуктивное мышление – это поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность. Часто встречается в педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание и отношение понятий даны и понятны для восприятия, а понимание и логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных аспектов непонимания .

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление. Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач. Дискурсивное мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений. Эвристическое мышление — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач. Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам .

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Изложенные выше классификации мышления могут быть сформулированы в виде ряда закономерностей мыслительного процесса:

основная функция процессов мышления – ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений, на основе различных средств и способов.

процессы установления связей и отношений протекают на нескольких взаимосвязанных уровнях основанных на логических сопоставлениях наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-образного или наглядно-действенного мышления.

на каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические механизмы, обеспечивающие выполнение мыслительных действий при решении различных задач .

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д.

Быстрота мышления – скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами.

Гибкость мышления – способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к  привычным ходам мысли, в трудности переключения от  одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов – минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления – число  логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума – умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления – умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия.

Последовательность мышления – умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления – качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на  уже  известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком.  Важнейший признак мышления – умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Психологически исследовать мышление как процесс, значит, изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов .

Трактовка мышления как процесса означает прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс.  В зависимости от разных взглядов на процесс мышления психологи предлагают различные пути формирования мышления в ходе решения задач.

Таким образом, мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Таким образом, мышление –  это процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Процесс мышления является самостоятельным и генеральным по функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Мышление является направляющей функцией поведения человека, отражающей истинную картину мира данного субъекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы и методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе

  Теоретические основы и методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе...

Теоретические аспекты использования игровых технологий в педагогическом процессе

Технология игровых форм нацелена на то, чтобы научить учащихся осозновать мотивы своего учения, своего поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предви...

Теоретические аспекты изучения проблемы здоровьесбережения в условиях коррекционных школ

В современной психолого-педагогической литературе понятие «здоровьесберегающие технологии» включает в себя общность педагогических, психологических и медицинских воздействий, целью которых...

Теоретические аспекты изучения звукового анализа и синтеза у младших школьников с задержкой психического развития

В этой статье дано теоретическое обоснование изучения звукового анализа и синтеза у первоклассников с ЗПР для учителей начальных классов...

Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.

Публикация затрагивает аспекты адаптации ребенка к школе.В данной работе описывается  положительное влияние занятий в кружках и студиях дополнительного образования, в частности  хореографией...