Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.
статья (1, 2, 3 класс)
Публикация затрагивает аспекты адаптации ребенка к школе.В данной работе описывается положительное влияние занятий в кружках и студиях дополнительного образования, в частности хореографией, на детей младшего школьного возраста. Привлечение детей в студии и кружки дополнительного образования формирует комфортную среду для учащихся в общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связанно с ведением системы всеобщего обязательного неполного и полного среднего образования. Поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства нельзя считать окончательными и неизменными. Можно говорить о наиболее характерных чертах этого возраста [2].
Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими людьми. На него легли обязанности не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Ужесточение требований к ребёнку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчуждённости себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать её. Начинается трудный период испытания ребенка, не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным, внимательным, но и необходимостью организации своего дня[1] .
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л.С. Выгодский, только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребёнок-взрослый» и «ребёнок - дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи.
Ребёнок в младшем школьном возрасте находится в большой эмоциональной зависимости от педагога. Так называемый эмоциональный голод - потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а педагог именно такой взрослый, во многом определяет поведение ребёнка. Учитель становится фигурой, определяющей его психологическое состояние не только на занятиях, но и на общения с одноклассниками [1].
Вовлечение детей младшего школьного возраста в кружки и секции дополнительного образования, играет огромную роль в адаптации ребёнка к школьному процессу. В частности, занимаясь танцами, дети получают эмоциональную разгрузку, условие совместной деятельности в ансамбле создаёт благоприятную обстановку, для более близкого общения детей между собой, ребёнок не чувствует себя одиноким, он вовлечен в творческий процесс, в результате которого обязательно будет одобрение педагога, а самое главное родных и близких людей.
В первый год обучения основная задача педагога увлечь детей, мотивировать и сохранить контингент обучающихся. Работая с детскими группами, необходимо понимать психологические особенности каждого возраста. Развития личности ребенка зависит от его успеваемости на занятии. Задача педагога быть внимательным, казалось бы, к незначительным успехам обучающегося, уметь вовремя похвалить и поддержать ребенка, мотивировать тем самым на дальнейшую работу. Ребёнок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию, именно благодаря этому он впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Особенно на первом году обучения важно, чтобы труд ребенка был оценен. Условия общеобразовательной школы достаточно благоприятные, для развития творческого потенциала детей. Учащиеся, занимающиеся в творческих коллективах, с первого же года обучения могут активно принимают участия во всех школьных мероприятиях таких как: «День первоклассника», «День старшего поколения», «День учителя» и т.д..
Важно, что бы ребёнок получал положительный эмоции, как от самого процесса обучения танцам, так от результата своей деятельности и деятельности всего коллектива, выступая с концертными номерами
На втором году обучения ребенок полностью адаптировался к школе. Умеет понимать и принимать учебные цели и задачи, сотрудничать с учителем. Дети в этом возрасте умеют выражать свои мысли, желания и эмоции. Ребенок может проявлять волевые усилия, старается сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени, но он быстро устает. Задача педагога рационально использовать время на уроке, распределять его таким образом, чтобы необходимая нагрузка сочеталась с упражнениями на расслабления и играми.
На третьем году обучения, ребенок уже осознанно относиться к занятиям, у него есть навыки и умения, которые он приобрел за предыдущие два года обучения. Он хорошо понимает цели и задачи, которые ставит перед ним педагог. В этом возрасте у ребенка присутствует острое желание быть успешным. Поэтому реализация своих способностей очень важна. Выступления на конкурсах, фестивалях, концертах помогут повысить самооценку, воспитать уверенность в себе, научат работать в команде на достижение определенных результатов. Задача педагога, подготовка учащихся к выступлениям на сцене в достаточном объеме.
Знание педагогом дополнительного образования психологических особенностей детей каждой возрастной группы позволит наиболее грамотно и гуманно построить процесс обучения. Позволит обучать - вдохновляя, повышая самооценку своих воспитанников, развивая в них трудолюбие, организованность, творческий потенциал. Как правило, дети, занимающиеся в кружках и студиях дополнительного образования, успешнее учатся, они коммуникабельны и доброжелательны. Совместная работа педагогов дополнительного образования, педагогов–психологов и всего педагогического состава создает в школе особую комфортную среду для детей.
Список литературы:
1. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений/В.С. Мухина- 11-е перераб. и доп. –М.: Академия, 2007.- 640с.
2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник- М.: Педагогическое общество России, 2003- 448с.
3. Обломова О. Концепции Выготского: Современная актуальность и актуальная современность. https://4brain.ru/blog/koncepcii-vygotskogo/
4. Безруких М.М Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) /, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер http://coollib.net/b/251471/read
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста
Выступление на МО...
Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...
Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьмиФормы работы: Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ИНСЦЕНИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Инсценирование является одним из самых любимых видов работы для младших школьников. Этот приём помогает осуществлять преемственность между дошкольным и младшим школьным образованием. Привл...
Эссе на тему: Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы.
Эссе на тему:Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы....
Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.
Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения....
Программа психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая».
В данном материале представлена анотация, календарно-тематическое планирование и краткие конспекты занятий к программе психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у дете...