Коррекционная программа Развитие математических навыков 1 класс ( вариант 7.2)
рабочая программа (1 класс)
Коррекционная программа Развитие математических навыков 1 класс ( вариант 7.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие математических навыков 1 класс ( вариант 7.2) | 47.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа №1 им Е. К. Зырянова»
Утверждаю»
Директор школы Зырянова Т. Н.
«______» _____________ 2021
Адаптированная рабочая программа
коррекционно-развивающего «Развитие математических навыков»
(Вариант АООП НОО 7.2.)
на 2021 – 2022 учебный год
Разработчик:
Раводина С.И.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Обсуждена и согласована на МО Принята на педсовете
Протокол № ___от «____»____20____ Протокол № ___ от «____» _____20___
Березовка
2021
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 г. N 1598);
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.2.);
требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.2.);
программы формирования универсальных учебных действий АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.2);
авторской программы «Начальная школа XXI века» В. Н. Рудницкой – М.: Вентана-Граф.
положения об адаптированной рабочей программе педагога (учебного предмета, коррекционно-развивающего курса), реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова»; в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающего «Развитие математических навыков» адресована обучающемуся 1 класса Злобину Владиславу. Муниципальной психолого -медико-педагогической комиссией Березовского района данному обучающемуся рекомендовано обучение по АООП образования обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2).
Психологические особенности
Уровень активности Владислава, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная помощь педагога. Мотивация к учебной деятельности недостаточно сформирована. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, Владу требуется обучающая помощь: самостоятельный перенос осуществляет с использованием алгоритма под контролем педагога.
Общий уровень познавательной деятельности ниже возрастной нормы. Внимание неустойчивое. При выполнении новых заданий наблюдается возврат к пройденному материалу, что свидетельствует о несформированном умении удерживать условия задачи, применять изученный материал в новой теме. Память удерживает небольшой объем материала, при постоянном его повторе. С большим трудом осуществляют мыслительные операции при использовании схем, алгоритмов, слов- подсказок, таблиц, кратких записей. Мыслительные процессы на основе символико - знаковой системы не сформированы. Операции обобщения, исключения, сравнения, умозаключения недостаточно сформированы. Темп психических процессов медленный, переключаемость с одного вида деятельности на другой затруднена, быстро утомляются. Отмечаются трудности в восприятии целостного объекта. Затрудненно образное мышление. Внимание нецеленаправленно, повышенная отвлекаемость наблюдается, трудности сосредоточения на задании.
Развитие мелкой моторики не соответствует возрастной норме.
Особенности освоения содержания:
Влад считает до 10 (прямой счёт), но не может определить состав числа, не улавливает смысл значений «больше – меньше», нечётко дифференцируют геометрические фигуры. По математике решает примеры на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Логику задач понимает, но затрудняется в определении задач на объединение двух множеств, на нахождение остатка.
Цель программы: оказание квалифицированной психолого–педагогической поддержки обучающемуся, испытывающему стойкие затруднения в овладении программой по математике.
Задачи:
1. Коррекционно–образовательные задачи:
· создать условия для восполнения пробелов математического развития обучающегося путём обогащения его чувственного опыта, организация предметно–практической деятельности;
· подготавливать обучающегося к восприятию новых трудных тем, обучение поэтапным действиям;
· формировать операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
- содействовать усвоению нового учебного материала, адекватному включению в классные занятия в соответствии с общим темпом занятий.
2. Коррекционно–развивающие задачи:
· развивать общеинтеллектуальных умений и навыков;
· активизировать познавательную деятельности, развивать зрительное и слуховое восприятие;
· активизировать словарь обучающегосяв единстве с формированием математических понятий;
3. Коррекционно–воспитательные задачи:
· воспитывать положительную учебную мотивацию, формировать познавательный интерес к математике;
· развивать навыки самоконтроля, формировать навыки учебной деятельности.
3.Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков»
Начальный курс математики является курсом, интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой—содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание). На уроках математики будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
4. Описание коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков»
в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом адаптированной образовательной программы Злобина Владислава на освоение данного коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» в 1 классе выделено - 33 часа. Количество часов на данный индивидуальный коррекционно-развивающий курс – 33 часа в год.
5. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса
«Развитие математических навыков»
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот коррекционный курс играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
6. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Развитие математических навыков»
При освоении коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ЗПР следующих личностных качеств:
1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья».
3. Принимает роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в учёбе;
5.Знает основные моральные нормы поведения.
6. Проявляет интерес к изучению учебного предмета «математика»
При освоении коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ЗПР следующих регулятивных УУД:
1. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя.
2 . Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя;
3. Определяет цель выполнения заданий на занятии под руководством учителя.
4. Определяет план выполнения заданий под руководством педагога-психолога.
5. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем илиобучающимися.
6. Осуществляет первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.
7. Осуществляет действия по образцу и заданному правилу;
8. Принимает и понимает алгоритм выполнения заданий.
При освоении коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ЗПР следующих познавательных УУД:
1.Ориентируетсяся в учебном материале;
2. Отвечает на простые вопросы педагога, находит нужную информацию в учебных пособиях.
3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию предметов по заданным критериям (основаниям).
4. Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.
6. Понимает знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;
7.Осуществляет синтез как составление целого из его частей;
8. На основе кодирования строит простейшие модели понятий.
При освоении коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ЗПР следующих коммуникативных УУД:
1. Участвует в диалоге на занятиях при решении учебных задач;
2. Отвечает на вопросы педагога-психолога, обучающихся;
2. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушает и понимать речь других.
4. Принимает участие в работе парами;
5. Допускает существование различных точек зрения;
6.Договаривается, приходит к общему решению.
7. Строит простые речевые высказывания.
Предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса:
- называет последовательность чисел от 0 до 20;
- называет и обозначает действия сложения и вычитания;
- знает таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
- считает предметы в пределах 20; читает, записывает и сравнивает числа в пределах 20;
- значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 20 (без скобок), основанные на знании последовательности чисел и десятичного состава;
- решает задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного;
- измеряет с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах; строит отрезок заданной длины;
- распознает простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, отрезок;
- усваивает новый учебный материал, адекватно включается в классные занятия и соответствует общему темпу занятий;
- обращается к учителю при затруднениях в учебном процессе, формулирует запрос о специальной помощи.
7. Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков»
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов.
Предметы и их свойства
Сходства и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством.
Отношения между предметами, фигурами
Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты)
Отношения между множествами предметов
Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов). Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел
Число и счёт
Натуральные числа. Нуль
Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами.
Число и цифра 0 (нуль). Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.
Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц).
Арифметические действия и их свойства
Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20
Смысл сложения, вычитания, умножения и деления. Практические способы выполнения действий.
Запись результатов с использованием знаков «=», «+», «-», «•», «:». Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность).
Решение простых задач цена, количество, стоимость
Цена, количество, стоимость товара
Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара)
Величины
Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида: 1 дм 6 см = 16 см, 22 см = 2 дм 2 см. Расстояние между двумя точками
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Текстовая арифметическая задача и её решение
Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи. Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа. Составная задача и её решение. Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса задачи.
Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями
8. Тематическое планирование коррекционного курса «Развитие математических навыков»
2021 – 2022 учебный год
1 класс
№ | Темы, разделы программы | Основные виды учебной деятельности | Количество индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий | Дата прохождения | |
План | Факт | ||||
Подготовительный период 15 ч. | |||||
1. | Отработка пространственных представлений (вверху, внизу, слева, справа). | Моделирует способы расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов. Ориентируется на плоскости и в пространстве: вверх, вниз, слева направо, справа налево. Называет числа в прямом и обратном порядке. Называет следующее (предыдущее) при счёте число. Выполняет сложение и вычитание в пределах 10. Оперирует математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образует следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Выполняет сложение и вычитание в пределах 10, называет и записывает числа первого десятка, соотносит число и цифру. Знает состав числа. Решает простые задачи. | 1 | 07.09 | |
2. | Отработка умения конструировать из простых геометрических фигур.
| 1 | 14.09 | ||
3. | Отработка операции сложения, понятия «сложение». | 1 | 21.09 | ||
4. | Отработка операции вычитания, понятия « вычитания». | 1 | 28.09 | ||
5. | Отработка понятия «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. | 1 | 05.10 | ||
6. | Отработка понятия см. Отработка навыка построения отрезков в см. | 1 | 12.10 | ||
7. | Отработка навыка увеличения и уменьшения числа на 1, на 2. | 1 | 19.10 | ||
8. | Отработка навыка решения задач. | 1 | 26.10 | ||
9. | Отработка умения называть числа при счете от 1 до 20. | 1 | 09.11 | ||
10. | Отработка умения называть числа следующее при счете за числом чисел второго десятка. | 1 | 16.11 | ||
11. | Отработка навыка решения задач. | 1 | 23.11 | ||
12. | Отработка навыка деления на равные части. | 1 | 30.11 | ||
13. | Отработка вычислительных навыков при нахождении значения выражения. | 1 | 07.12 | ||
14. | Отработка умения выполнять задание разными способами. | 1 | 14.12 | ||
15. | Отработка навыка применения переместительного свойства сложения. | 1 | 21.12 | ||
Свойства сложения и вычитания. 3 ч | |||||
16. | Отработка умения прибавлять число 0. | Прибавляет число 0, вычитает число 0. Делит на группы по несколько предметов. | 1 | 28.12 | |
17. | Отработка умения вычитать число 0. | 1 | 11.01 | ||
18. | Отработка деления на группы по несколько предметов. | 1 | 18.01 | ||
Сложение и вычитание в пределах 10- 6 ч. | |||||
19. | Отработка навыка «Сложение с числом 10.» | . Знает таблицу сложения и вычитания с числами 1, 2, 3, 4,5. Решает примеры изученных видов с опорой на таблицу сложения. Читает примеры на сложение и вычитание различными способами. | 1 | 25.01 | |
20. | Отработка навыка прибавление числа 2. | 1 | 01.02 | ||
21. | Отработка приёма прибавления числа 3. | 1 | 15.02 | ||
22. | Отработка приёма прибавление числа 4. | 1 | 22.02 | ||
23. | Отработка умения вычитание чисел 2,3,4. | 1 | 01.03 | ||
24. | Отработка навыка прибавление и вычитание числа 5. | 1 | 15.03 | ||
Сравнение чисел 3 ч. | |||||
25. | Отработка навыка прибавление и вычитание числа 6. | Сравнивает числа с помощью линейки. Сравнивает на сколько больше, на сколько меньше. | 1 | 29.03 | |
26. | Отработка умения сравнивать числа при помощи линейки. | 1 | 05.04 | ||
27. | Отработка умения сравнивать «На сколько больше или меньше». | 1 | 12.04 | ||
Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9 с переходом через десяток 6 ч. | |||||
28. | Отработка умения «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц». | Называет числа от 11 до 20 в прямом и обратном порядке. Сравнивает числа в пределах 20 с опорой на порядок их следования при счёте. Читает и записывает числа второго десятка. Знает таблицу сложение и вычитания в пределах 20. Моделирует приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. | 1 | 19.04 | |
29. | Отработка «Таблицы сложения». | 1 | 26.04 | ||
30. | Отработка навыка «Сложение чисел от 1 до 9 с переходом через десяток» | 1 | 05.05 | ||
31. | Отработка сложения и вычитания чисел 7,8,9. | 1 | 06.05 | ||
32. | Отработка «Таблицы сложения и вычитания в пределах 20». | 1 | 17.05 | ||
33. | Отработка навыка сложения и вычитания в пределах 20. | 1 | 24.05 |
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Для реализации программного содержания используются:
Программно – методические материалы. Математика. Начальная школа. М.:Дрофа, 2001г. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы I – IV. Подготовительный класс. С. Г. Шевченко М.: Школьная Пресса, 2004.
С. Д. Шевченко «Школьный урок: как научить каждого». Москва: Просвещение, 1991г Л. В.Шибаева Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. Российское педагогическое агентство. Москва, 1996г
Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Г. В.Бельтюков, С. И. Волкова и др.-М., «Просвещение», 2008 И. Н.Щербо Школьная коррекционно –развивающая служба: Из опыта работы средней школы № 000 г Москвы. – М.: Новая школа, 1997г
Интерактивные платформы, тренажеры;
Образовательная платформа Учи.ру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по "Математическим представлениям" по варианту 1.4
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для индивидуального обучения на дому, обучающейся 2А класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающих...
Развитие математических навыков у детей 5 лет
Развитие математических навыков у детей 5 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):...
Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)
Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)...
Программа коррекционно-развивающих занятий для 1 класса (вариант обучения 7.2) второй год оьучения
Тематическое и календарно-тематическое планирование КРЗ с обучающимися 1 класса...
Развитие математических навыков у младших школьников
Математика...