Развитие проектных навыков у младших школьников с ОВЗ
методическая разработка (2 класс)
Мастер-класс
Развитие проектных навыков у младших школьников с ОВЗ
Добрый день, коллеги. Я, Павлова Наталья Сергеевна учитель 2 б класса ЗПР. Рада приветствовать вас на мастер-классе:
«Развитие проектных навыков у младших школьников с ОВЗ ».
Современное общество требует непрерывного развития педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности обучающихся с ОВЗ, на формирование умения ставить и решать задачи с целью разрешения возникающих в жизни проблем.
Одним из компонентов воспитательного процесса в образовательном учреждении является внеурочная деятельность. В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих ребят способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой и познавательной деятельности, развивают способности детей. Одним из перспективных методов, который благоприятствует решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.
Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением. Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения можно назвать «Введение в проектную деятельность».
В рамках внеурочной деятельности в прошлом году для своего класса я разработала программу «Учусь создавать проект», которая рассчитана на 4 года обучения. Программа построена так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, развивать свою речь, умение общаться.
Проект - это «пять П»
- Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация - Нужно сказать, что Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.
- «Исходи из ребёнка» – проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
- Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
Во внеурочной работе чаще всего использую:
- Монопроекты (литературно-творческие, экологические);
- Межпредметные проекты.
По классификации использую:
- мини-проекты
- краткосрочные проекты (4-6 уроков, работа осуществляется во внеклассной деятельности и дома),
- долгосрочные проекты (выполняются в группах в ходе проектной недели, 30-40 часов.
Работу школьников по проектной деятельности начала проводить с первого класса, включаю задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. У первоклассников формируются такие умения, как: «выбрать тему», «как собрать материал», «как выбрать нужную информацию».
Самые первые проекты в первом классе – это мини-проекты .
Мини-проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в первом классе. Они могут быть как групповые, так и индивидуальные. Работая над ними, обучающиеся учатся подбирать загадки, иллюстрации, учатся работать в парах.
Этапы работы над мини-проектом:
1. Мотивационный.
2. Планирующий.
3. Информационно-операционный.
4. Рефлексивно-оценочный.
Для оценивания мини-проектов использую следующие критерии:
1. Выполнение принятых этапов, законченность.
2. Качество изделия, его оригинальность.
3. Полнота раскрытия темы проекта.
4. Презентация проекта.
Во втором классе обучающиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта.
Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
Для облегчения обучающимся такой работы я применяю шпаргалку в которой имеются Опорные слова которые помогают сформулировать цель и задачи. (Использовать в одном проекте нужно не все, а только те, что подходят по теме проекта.). Цель в проекте помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект?». Задачи уточняют цель, описывают основные шаги.
В третьем и четвёртом классах дети научатся дальнейшему совершенствованию навыков проектной деятельности - таким как, планировать, обдумывать тему, научатся находить материал, научатся самооценке и рефлексии своей деятельности.
Проекты представляют в форме стенгазет, плакатов, журналов, писем, постановок, игр и переходят на виды презентаций проектов
1. Демонстрация продукта.
2. Инсценировка-диалог литературных героев.
3. Игра с классом.
4. Ролевая игра.
5. Соревнование.
Проекты, представленные учениками младших классов, не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но они отвечают возрастным особенностям детей и являются для них полноценными проектами.
Таким образом, проектная деятельность развивает творческий потенциал обучающихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов развивает мотивацию личности к познанию, творческую активность обучающихся, формирует у них навык «всегда быть успешным», развивает ключевые компетентности младших школьников, готовит их к реальным условиям жизнедеятельности. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.Степень самостоятельности и активности зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Проектная деятельность 2 б класса за 1, 2 годы обучения.
Работа над творческим проектом
« Новогодняя елка на столе педагога».
А сейчас я вам предлагаю открыть Мастерскую, где вы уже сами будете создавать и реализовывать свой проект. И в преддверии Нового года, у нас в школе украшены, классы, окна, фойе. И ваш практико-ориентированный проект будет называться « Новогодняя елка на столе педагога».
Вы попробуете с помощью моих шпаргалок написать цель, определить задачи проекта , разработать технологическую карту, по изготовлению новогодней елки (описать какой будет высоты елка, геом. Фигуры, форма -конусом, сделать чертеж и т.д.) и презентовать свой мини проект.
Презентация мини- проекта.
Рефлексия У всех получились по своему особенные, креативные елочки. И в преддверии наступающего Нового года, коллеги я хочу вас поздравить с Новым годом и пожелать :
Успехов, выдержки, терпения
И в жизни больше вдохновения.
Ученики чтоб Вас любили,
Чтоб в коллективе Вас ценили.
Пускай Вам этот Новый год
Лишь только радость принесет!
Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_proektnyh_navykov_u_mladshih_shkolnikov_s_ovz.pptx | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа внеурочной деятельности « Учусь создавать проект »
« Введение в проектную деятельность» «Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь!»
«Исходи из ребёнка» – проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
1 класс Формируются такие умения, как: «выбрать тему», «как собрать материал», «как выбрать нужную информацию». Мини-проекты: индивидуальные, групповые.
Этапы работы над мини-проектом : 1. Мотивационный. 2. Планирующий. 3. Информационно-операционный. 4. Рефлексивно-оценочный. Критерии оценивания мини-проект 1. Выполнение принятых этапов, законченность. 2. Качество изделия, его оригинальность. 3. Полнота раскрытия темы проекта. 4. Презентация проекта.
2 класс Учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
Проекты представляют в форме стенгазет, плакатов, журналов, писем, постановок, игр и переходят на виды презентаций проектов: 1. Демонстрация продукта. 2. Инсценировка-диалог литературных героев. 3. Игра с классом. 4. Ролевая игра. 5. Соревнование.
Работа над монопроектом «Исторический герой – полководец Александр Невский»
Работа над практико-ориентированным проектом «Наша первая цветочная клумба»
Мини проект «Звучи, памяти набат!»
Работа над межпредметным проектом «Динозавры »
Мастерская Проект: « Новогодняя елка на учительском столе».
Спасибо за внимание ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие проектных навыков у младших школьников.
Развитие исследовательских навыков у младших школьников....
Развитие проектных навыков у младших школьников
Отчет по самообразованию на ШМО учителей начальных классов...
«Развитие проектных навыков у младших школьников»
Данный матерал является обобщением опыта работы учителя по теме самообразования....
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Развитие проектных навыков у младших школьников...
Развитие проектных навыков у младших школьников
доклад ШМО...
Развитие проектных навыков у младших школьников.
Формирование первоначальных навыков проектной деятельности, как средство развития творческих способностей у младших школьников в условиях реализации ФГОС Одной их приоритетных задач школы в свете...
Развитие проектных навыков у младших школьников
Развитие проектных компетенций младших школьниковВ условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуаль...