РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (4 класс) на тему
Развитие проектных навыков у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_proektnyh_navykov_u_mladshih_shkolnikov.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В соответствии с требованиями ФГОС НОО современная школа ориентирована на активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач начального образования является создание необходимых и достаточных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования у него активной позиции. Современное общество делает заказ на ученика младших классов, развитие которого осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением.
Новые жизненные условия, очень быстрый темп развития общества, большое обилие информации, современные информационные технологии, требования ФГОС все это выдвигают свои условия к формированию подрастающего поколения: оно должны быть не только знающим и умелым, но также мыслящим, инициативным и самостоятельным. Ребенок должен стать личностью, уважающей ценности семьи и общества, любящей своё Отечество, хранящей традиции своих предков. Должен адекватно ориентироваться в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирать собственную жизненную позицию и уважать мнения других, ученик должен знать, как безопасно вести себя в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. В процессе обучения учащиеся получают возможность развить свои способности, осваивать элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, они учатся наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать.
Эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познавательной деятельности и такой активной, самостоятельной, побуждающей к поиску является проектная деятельность. Согласно ФГОС НОО познавательный процесс в начальной школе должен реализоваться на основе организации системно-деятельностного подхода, декларирующего в качестве цели образования развитие личности обучающегося через усвоение универсальных способов учения и освоения мира, обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Достижению указанной цели способствует проектная деятельность, так как она позволяет младшим школьникам успешно познавать окружающий мир, открывая новые горизонты, постигая что-то неизведанное, расширяя жизненный кругозор. В проектной деятельности у детей младшего школьного возраста успешно формируются умение работать с информацией, навыки группового взаимодействия, выполнения социальных ролей, именно проектная деятельность гарантирует успешное формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, ведет к выполнению главной задачи начальной школы: научить ребенка учиться.
В исследовании И.В. Николаюк обобщены взгляды отечественных ученых на возможности метода проектов как способа организации процессов обучения и воспитания, в частности отмечается, что проектная деятельность обладает рядом преимуществ: обеспечивает реальную мотивацию учения, обучает инициативе и ответственности, обучает практическому решению проблем, развивает дух сотрудничества, развивает настойчивость, способствует развитию толерантности, способности к оцениванию, стимулирует творческую активность [1].
Перечисленные характеристики учебной деятельности, бесспорно, востребованы и в современных условиях образовательного процесса школы. Проектная деятельность, как и учебная, всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляются – активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге, проектная деятельность направлена как на преобразование окружающей действительности [2], так и на формирование созидательной активности младших школьников. Созидательная активность – форма надситуативной активности школьника, направленная на развитие способности производить социально-значимые преобразования в обществе, содействующие улучшению социума и формированию личностных качеств обучающихся [3].
По нашему мнению, одним из важнейших условий развития навыков проектной деятельности младших школьников является понимание, глубокое осмысление учителем путей осуществления на практике целевых ориентиров проектной деятельности. Характеризуя содержание этого условия, следует отметить, что:
– во-первых, важен конечный результат проектной деятельности – переживание младшим школьником душевного состояния успешности. Даже если в образовательном процессе ребенок демонстрирует невысокую успеваемость, испытывает затруднения в освоении тех или иных предметов, в работе над проектом он обретает уверенность в том, что у него все получится, так как проектная деятельность предполагает обязательное создание «ситуации успеха»;
– во-вторых, в ходе проектной деятельности обеспечивается развитие коммуникативных универсальных учебных действий, так как ребенок включен в процесс учебного сотрудничества: у него формируется умение договариваться (например, внутри микрогруппы, работающей над одним проектом); распределять работу; оценивать свой вклад в общее дело; анализировать общий результат (отмечать достоинства, находить ошибки и самостоятельно их исправлять);
– в-третьих, развиваются общеучебные умения поиска и обработки информации. В проектной деятельности обучающиеся овладевают первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации при работе с электронными источниками (Интернет) и носителями (ПК и др.); поиска необходимой информации и проверки ее истинности при работе со словарями, научно-популярными книгами, учебниками, с каталогом библиотеки. Кроме того, ребенок учится наблюдать и исследовать объекты окружающего мира; целенаправленно и самостоятельно обнаруживать и отслеживать изменения, происходящие с объектом в процессе наблюдения, проведения опытов, работы с информацией; устно или письменно характеризовать объекты наблюдения; соотносить результаты с целью наблюдения; оценивать, удалось ли достичь поставленной цели;
– в-четвертых, успешно формируются творческие общеучебные умения, например, умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;
– в-пятых, осуществляется применение полученных знаний на практике, причем практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над проектом, так и знаний, полученных на уроках в классе. Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих разрешения;
– в-шестых, работа над проектом позволяет расширить сотрудничество школы с родителями, которые, помогая осуществлять проектную деятельность, совершенствуют взаимоотношения с детьми, учителем, что способствует установлению продуктивных связей между семьей и школой;
– в-седьмых, происходит профессиональное самоопределение: каждый обучающийся задумывается над вопросом, на что он способен, где он может применить свои знания. В итоге осуществляется ранняя профессионализация младших школьников, у них формируется духовно-нравственный опыт и социальная компетентность.
Таким образом, подводя итог выше изложенному можно сделать вывод, что применение на уроке проектной деятельности способствует стимулированию выдвижения новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, развитию способности школьников к самопознанию и самопониманию, воспитания уважения к индивидуальным особенностям другого человека, способности соотносить собственный приобретаемый опыт с чужим. Проектная деятельность придает образовательному процессу развивающий характер, ориентирует на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, познавательного интереса, опыта преобразования окружающей действительности.
Литература:
1. Николаюк, И. В. Метод проектов в контексте личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / И. В. Николаюк // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: педагогика и психология. – №5. – 2009. – С. 41–45.
2. Олейник, О. В. Проектная деятельность: 2 – 4 классы [Текст] / О. В. Олейник, Л. П. Кабанюк. – М. : Вако, 2015. – 368 с.
3. Жеребятникова, Г. В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: Диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01 [Текст] / Г. В. Жеребятникова; Забайкальский государственный университет. – Чита, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие проектных навыков у младших школьников.
Развитие исследовательских навыков у младших школьников....
Развитие проектных навыков у младших школьников
Отчет по самообразованию на ШМО учителей начальных классов...
«Развитие проектных навыков у младших школьников»
Данный матерал является обобщением опыта работы учителя по теме самообразования....
Развитие проектных навыков у младших школьников
доклад ШМО...
Развитие проектных навыков у младших школьников.
Формирование первоначальных навыков проектной деятельности, как средство развития творческих способностей у младших школьников в условиях реализации ФГОС Одной их приоритетных задач школы в свете...
Развитие проектных навыков у младших школьников
Развитие проектных компетенций младших школьниковВ условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуаль...
Тема самообразования "Развитие проектных навыков у младших школьников"
Тема самообразования "Развитие проектных навыков у младших школьников"...