Развитие проектных навыков у младших школьников.
статья
Формирование первоначальных навыков проектной деятельности, как средство развития творческих способностей у младших школьников в условиях реализации ФГОС
Одной их приоритетных задач школы в свете реализации ФГОС нового поколения является создание условий для личностного развития ребенка через формирование системы ценностных отношений, активной жизненной позиции, мотивации к учению и познанию. Сегодня больший интерес представляет практический опыт реализации проектной деятельности, технология ее продуктивной организации.
Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным.
Проектная деятельность – это творчество.
«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несёт удовлетворение» (Уильям Самерсет Моэм)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад «Развитие проектных навыков у младших школьников». | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие проектных навыков у младших школьников».
учитель начальных классов
Солодина Е.В.
МБОУ «Школа №16»
Г.о. Балашиха
Московская обл.
Формирование первоначальных навыков проектной деятельности, как средство развития творческих способностей у младших школьников в условиях реализации ФГОС
Одной их приоритетных задач школы в свете реализации ФГОС нового поколения является создание условий для личностного развития ребенка через формирование системы ценностных отношений, активной жизненной позиции, мотивации к учению и познанию. Сегодня больший интерес представляет практический опыт реализации проектной деятельности, технология ее продуктивной организации.
Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным.
Проектная деятельность – это творчество.
«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несёт удовлетворение» (Уильям Самерсет Моэм)
Но учащихся младших классов надо учить творить, и при организации обучения творчеству нужно исходить из следующих положений:
- маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков, следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;
- самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы.
А творчество - в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.
Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование. Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.
Главная цель проектного обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Развитие проектной деятельности в начальной школе началось ещё в ОС «Школа 2100». И продолжается в ОС «Школа России», где занимает одну из значимых мест в системе обучения.
Проектная деятельность реализуется на таких уроках, как окружающий мир, математика, обучение грамоте, литературное чтение, русский язык, технология. Сегодня на уровне начального общего образования школьники вовлекаются в проектную деятельность
с 1-го класса. Конечно, чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается. На начальном этапе, когда дети впервые пробуют себя в проекте, когда еще нет навыков совместной деятельности, важно найти такую тему проекта, которая бы помогла раскрыться детским «талантам», утвердиться в глазах сверстников, реализовать свои способности.
1 КЛАСС
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап , в который включается: творческие работы учащихся (рисунки ), устные рассказы , в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них.
Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
Варианты тем: «Моё имя» , «Моя семья» .
2 КЛАСС
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя и в сотрудничестве с родителями . На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первом триместре второго класса. Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными. Начиная со второй триместра второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.
3 КЛАСС
В третьем классе работа над проектом более расширяется и начинается с первого триместра. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
4 КЛАСС
В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.
В младшем школьном возрасте еще рано говорить о самостоятельном проектировании,
поэтому в начальной школе можно говорить лишь о «квазипроектах», проектных задачах, реализуемых с большой долей участия родителей. На одном из родительских собраний ведется разъяснительная работа, рассматривается суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.
Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе сводится к «нулю» сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. На собрании родителям можно предложить рекомендации- памятки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:
Что такое метод проектов? (здесь и далее после вопросов в памятке представлена информация о методе проектов)
Каковы этапы выполнения проекта?
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
- консультируют;
- отслеживают выполнение плана;
- решают оперативные вопросы;
- помогают в предварительной оценке проекта;
- участвуют в подготовке презентации;
- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Участвуя в проектной деятельности, родители помогают детям подводить итоги, рефлексировать собственную деятельность и деятельность всех субъектов детсковзрослого проектирования. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется ценностное отношение к «Семье».
Следует отметить, что работа в сотрудничестве педагога, родителей и детей приводит к тому, что изменяются отношения между родителями, учителем и учениками. Расширяется кругозор учащихся, вырабатываются у них лидерские качества, навыки публичных выступлений, работы с информацией, умение общаться с различными возрастными группами людей.
Значимость проектной деятельности в том, что она открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающим миром, выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в социальную среду.
И главное – меняется роль учителя и родителя в таком взаимодействии. Здесь мы выступаем в роли партнёров, а не наставников.
Главное начать, а результаты не заставят себя ждать.
Презентация проектов учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие проектных навыков у младших школьников.
Развитие исследовательских навыков у младших школьников....
Развитие проектных навыков у младших школьников
Отчет по самообразованию на ШМО учителей начальных классов...
«Развитие проектных навыков у младших школьников»
Данный матерал является обобщением опыта работы учителя по теме самообразования....
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Развитие проектных навыков у младших школьников...
Развитие проектных навыков у младших школьников
доклад ШМО...
Развитие проектных навыков у младших школьников
Развитие проектных компетенций младших школьниковВ условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуаль...
Тема самообразования "Развитие проектных навыков у младших школьников"
Тема самообразования "Развитие проектных навыков у младших школьников"...