Развитие проектных навыков у младших школьников.
статья

Формирование первоначальных навыков проектной деятельности, как средство развития творческих способностей у младших школьников в условиях реализации ФГОС

 Одной их приоритетных задач школы в свете реализации ФГОС нового поколения является создание условий для личностного развития ребенка через формирование системы ценностных отношений, активной жизненной позиции, мотивации к учению и познанию. Сегодня больший интерес представляет практический опыт реализации проектной деятельности, технология ее продуктивной организации.

Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным.

Проектная деятельность – это творчество.

 «Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несёт удовлетворение» (Уильям Самерсет Моэм)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие проектных навыков у младших школьников».

учитель начальных классов

                                                                                      Солодина Е.В.

                                                                                                              МБОУ «Школа №16»

                                                                                                             Г.о. Балашиха

                                                                                                             Московская обл.

Формирование первоначальных навыков проектной деятельности, как средство развития творческих способностей у младших школьников в условиях реализации ФГОС

 Одной их приоритетных задач школы в свете реализации ФГОС нового поколения является создание условий для личностного развития ребенка через формирование системы ценностных отношений, активной жизненной позиции, мотивации к учению и познанию. Сегодня больший интерес представляет практический опыт реализации проектной деятельности, технология ее продуктивной организации.

Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным.

Проектная деятельность – это творчество.

 «Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несёт удовлетворение» (Уильям Самерсет Моэм)

 Но учащихся младших классов надо учить творить, и при организации обучения творчеству нужно исходить из следующих положений:

- маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков, следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;

 - самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы.

А творчество - в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.

Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование. Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.

Главная цель проектного обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Развитие проектной деятельности в начальной школе началось ещё в ОС «Школа 2100». И продолжается в ОС «Школа России», где занимает одну из значимых мест в системе обучения.

Проектная деятельность реализуется на таких уроках, как окружающий мир, математика, обучение грамоте, литературное чтение, русский язык, технология. Сегодня на уровне начального общего образования школьники вовлекаются в проектную деятельность

с 1-го класса. Конечно, чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается. На начальном этапе, когда дети впервые пробуют себя в проекте, когда еще нет навыков совместной деятельности, важно найти такую тему проекта, которая бы помогла раскрыться детским «талантам», утвердиться в глазах сверстников, реализовать свои способности.

 1 КЛАСС

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап , в который включается: творческие работы учащихся (рисунки ), устные рассказы , в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них.

Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

Варианты тем: «Моё имя» , «Моя семья» .

2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя и в сотрудничестве с родителями . На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первом триместре второго класса. Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными. Начиная со второй триместра второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.

3 КЛАСС

В третьем классе работа над проектом более расширяется и начинается с первого триместра. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

 4 КЛАСС

 В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

 В младшем школьном возрасте еще рано говорить о самостоятельном проектировании,

поэтому в начальной школе можно говорить лишь о «квазипроектах», проектных задачах, реализуемых с большой долей участия родителей. На одном из родительских собраний ведется разъяснительная работа, рассматривается суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.

Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе сводится к «нулю» сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. На собрании родителям можно предложить рекомендации- памятки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:

Что такое метод проектов? (здесь и далее после вопросов в памятке представлена информация о методе проектов)

Каковы этапы выполнения проекта?

 Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;
  • отслеживают выполнение плана;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогают в предварительной оценке проекта;
  • участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Участвуя в проектной деятельности, родители помогают детям подводить итоги, рефлексировать собственную деятельность и деятельность всех субъектов детсковзрослого проектирования. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется ценностное отношение к «Семье».

Следует отметить, что работа в сотрудничестве педагога, родителей и детей приводит к тому, что изменяются отношения между родителями, учителем и учениками. Расширяется кругозор учащихся, вырабатываются у них лидерские качества, навыки публичных выступлений, работы с информацией, умение общаться с различными возрастными группами людей.

Значимость проектной деятельности в том, что она открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающим миром, выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в социальную среду.

И главное – меняется роль учителя и родителя в таком взаимодействии. Здесь мы выступаем в роли партнёров, а не наставников.

Главное начать, а результаты не заставят себя ждать.

Презентация проектов учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие проектных навыков у младших школьников.

Развитие исследовательских навыков у младших школьников....

Развитие проектных навыков у младших школьников

Отчет по самообразованию на ШМО учителей начальных классов...

«Развитие проектных навыков у младших школьников»

Данный матерал является обобщением опыта работы учителя по теме самообразования....

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Развитие проектных навыков у младших школьников...

Развитие проектных навыков у младших школьников

Развитие проектных компетенций младших школьниковВ условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуаль...

Тема самообразования "Развитие проектных навыков у младших школьников"

Тема самообразования "Развитие проектных навыков у младших школьников"...