Методическая разработка «Движения классического экзерсиса»
методическая разработка

Данная методическая разработка учебного занятия предназначена для педагогов дополнительного образования, хореографов и преподавателей по Хореографии среднеспециальных образовательных учреждений, может быть использовано для проведения занятий и подготовки к конкурсным мероприятиям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

Кировского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка учебного занятия

«Движения классического экзерсиса»

Двойнишникова Валерия Игоревна 

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга

 

Методическая разработка учебного занятия предназначена для педагогов дополнительного образования хореографического направления деятельности, для хореографов и преподавателей по хореографии среднеспециальных образовательных учреждений, может быть использована для проведения занятий и подготовки к конкурсным мероприятиям по указанному направлению деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Классический танец».

Цель занятия: Овладение правильным исполнением движений классического экзерсиса и изучение нового движения «Rond de jambe par terre на demi-plie».

Задачи занятия:

Обучающие:

  • Познакомить с правильным произношением терминов, обозначающих движения классического экзерсиса;
  • Обучить правильной технике исполнения движения Rond de jambe par terre на demi-plie;
  • Продолжить обучать навыку устойчивости у станка.

Развивающие:

  • Способствовать развитию гибкости и эластичности мышц;
  • Развивать чувство ритма и координацию;
  • Развивать пластику и шаг.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки коллективного общения;
  • Воспитывать силу воли, дисциплину;
  • Воспитывать умение доброжелательно относиться к сверстникам и педагогам в процессе взаимодействия на занятиях.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научится правильному произношению терминов, обозначающих движения классического экзерсиса;
  • Научится правильной технике исполнения движения Rond de jambe par terre на demi-plie;
  • Продолжат обучаться навыку устойчивости у станка.

Метапредметные:

  • Продолжат развивать гибкость и эластичности мышц;
  • Продолжат развивать чувство ритма и координацию;
  • Продолжат развивать пластику и шаг.

Личностные:

  • Будут развивать свои коммуникативные навыки;
  • Будут стремиться воспитывать в себе силу воли, дисциплину;
  • Будут стремиться доброжелательно относиться к сверстникам и педагогам в процессе взаимодействия на занятиях.

План-конспект

Этап занятия

Хроно-

метраж времени

Содержание занятия

(деятельность педагога)

Содержание занятия

(деятельность учащихся)

I

Организационный

3 мин.

Приветствие учащихся.

Формулировка цели и задач, задания по теме занятия. Психологический настрой учащихся. Повторение техники безопасности и правила поведения на занятии.  

Поклон.

Встают в шахматный порядок по линиям. Настраиваются на продуктивную работу, отвечают на вопросы о правилах соблюдения техники безопасности и поведения на занятии, делают поклон.

II

Основной

(теоритическая и практическая деятельность)

35 мин.

1) Проведение разминки по кругу и на середине зала (проводит одна из учащихся)

2) Экзерсис у станка. Повторение правил и самостоятельное исполнение ранее изученных элементов классического экзерсиса у станка, добавляемых в комплексы упражнений.

 

3) Объяснение нового материала. Проработка движения Rond de jambe par terre на demi-plie. Закрепление выученного движения с музыкальным сопровождением.

4) Экзерсис на середине зала.

Самостоятельное исполнение I port de bras с остановками (паузами). Повторение правил и исполнение прыжковой комбинации Temps leve soute.

Начинают разогрев и проработку различных групп мышц.

Вместе с педагогом повторяют правила и самостоятельно исполняют комплекс ранее выученных элементов у станка.

Разучивают новый комплекс упражнений, повторяя за педагогом. Исполнение выученного комплекса упражнений с музыкальным сопровождением.

Самостоятельно выполняют I port de bras с остановками (паузами). Повторяют правила и исполняют прыжковой комбинацию Temps leve soute.

III

Заключительный

5 мин.

 2 мин.

Позитивная оценка работы каждого учащегося на занятии.

Рефлексия - Предложение описать свои впечатления от занятия, успешность выполнения упражнений.

Поклон-прощание.

Делятся впечатлениями от выполненного комплекса упражнений.

Делятся эмоциональным состоянием от занятия – через прыжки в высоту (чем выше, тем ярче и приятнее впечатления)

Делают поклон-прощание.

Ход проведения занятия

1.Организационный этап.

Педагог:

  • Здравствуйте ребята! Я рада всех приветствовать! Встаньте, пожалуйста, по линиям в шахматном порядке. Давайте сделаем маленький классический поклон.
  • Тема нашего занятия: «Движения классического экзерсиса». Мы продолжим изучение этой темы на примере нового движения «Rond de jambe par terre на demi-plie». Вы уже знаете, что обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. Итак, давайте вспомним, что же такое экзерсис? 

(Фронтальный опрос учащихся)

Педагог:

  • Правильно! Под экзерсисом мы подразумеваем изучение движений, из которых в дальнейшем складывается техника исполнительского мастерства. Выполняя эти движения, вы развиваете мускулатуру ног, выворотность, шаг, постановку корпуса, рук и головы.  Сегодня мы с вами познакомимся с новым движением классического экзерсиса у станка и научимся его исполнять. Но прежде, чтобы приступить к экзерсису у станка и изучению нового материала, давайте вспомним правила соблюдения техники безопасности и поведения на занятии.

(Фронтальный опрос учащихся)

  • А теперь нам необходимо разогреть мышцы – переходим к разминке.

2.Основной этап.

Педагог:

  • Итак, начнём с выполнения упражнений для разогрева и проработки различных групп мышц. Для этого встаньте в круг. Разминку проведёт сегодня (называет Фамилию и Имя учащейся)
  1. Разминка по кругу и на середине зала.

(Учащиеся под наблюдением педагога, под музыку выполняют упражнения по кругу: шаг с вытянутого носка, шаги на полупальцах, шаги на пятках, шаги на скошенной стопе, марш с высоким подниманием колена, бег с поднятием ног вперед и назад, шаги в приседании, трамплинные прыжки. Затем учащиеся переходят на середину зала и выполняют упражнения для разогрева мышц шеи, спины, рук и ног)

Педагог:

  • Отлично! Теперь, когда мы разогрели мышцы, можем встать к хореографическому станку и перейти к следующей части нашего занятия.

2) Повторение правил и самостоятельное исполнение ранее изученных элементов у станка, добавляемых в комплексы упражнений.

Педагог:

  • Сейчас мы с вами вспомним правила исполнения ранее изученных элементов классического экзерсиса.

(Фронтальный опрос учащихся)

  • Подскажите мне, пожалуйста, как с французского языка переводится движение «Demi plie»?

(Ответы учащихся)

Педагог:

  • Молодцы! Вы все правильно сказали: «Маленькое приседание»! Это движение развивает эластичность мышц и связок, которые растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Оно имеет большое значение для выполнения прыжков и ряда других движений. Имеются ли какие-то правила, особенности исполнения этого движения?

(Фронтальный опрос учащихся)

Педагог:

  • Отлично, вы все перечислили верно! В этом движении участвуют корпус, руки и голова: движение исполняется на сильных и эластичных мышцах. Исполняется плавно и без рывков. Исходное положение – Ι позиция ног, стопа полностью на полу, пятки прижаты к полу. Во-вторых, корпус сильно подтянут, четыре точки в одной плоскости, макушкой все время тянемся вверх, вытягивая свой позвоночник. Ягодичные мышцы крепко забраны и во время исполнения движения не распускаются.
  • Во время «Demi plie» ноги, начиная от паха, усугубляют выворотность бедер. Колени смотрят в стороны, тяжесть корпуса распределяется на обе ноги. При вытягивании ног, выворотность усугубляется еще и в верхней части ног. Давайте вспомним, каких ошибок нам нужно избегать при выполнении данного движения?

(Ответы учащихся)

Педагог: - Молодцы! Какие еще элементы экзерсиса у станка мы с вами изучали?

Педагог:

  • Правильно! Мы с вами проходили движения battement tendu и battements tendu jete. Комбинации с движением Battement tendu, соединенные с движением battements tendu jete, - в котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног.

Педагог: 

- Теперь, давайте самостоятельно выполним все движения у станка под музыку. Все упражнения исполняются лицом к станку, в медленном темпе, а затем в ускоренном. Начнем с комбинации на движение «Releve». Исходное положение VΙ позиция ног.

(Учащиеся самостоятельно исполняют комбинацию под музыку,

педагог внимательно наблюдает, по необходимости подходит к каждому учащемуся для исправления ошибок)

Рисунок 1. Releve

Педагог:

- Спасибо! Давайте выполним следующий элемент - комбинация «Demi plie» и «Grand plie». Исходное положение Ι позиция ног.

(Учащиеся самостоятельно исполняют комбинацию под музыку,

педагог внимательно наблюдает, по необходимости подходит к каждому учащемуся для исправления ошибок)

Рисунок 2. Demi plie

Рисунок 3. Grand plie

Педагог:

  • Спасибо! Следующий элемент, который мы вспомним это комбинация Battement tendu. Не забываем о том, что при выполнении данного упражнения мы стоим четко на опорной ноге и не переходим на рабочую ногу, четыре точки в одной плоскости.  А каким образом мы с вами можем проверить устойчивость и распределение веса на опорной ноге? 

(Ответы учащихся)

Педагог:

  • Верно! Для того чтобы удостовериться в правильном положении, мы должны встать на опорную ногу, убрать руки со станка и попробовать приподнять рабочую ногу. Давайте выполним комбинацию Battement tendu и Battement tendu jete.

(Учащиеся самостоятельно исполняют комбинацию под музыку,

педагог внимательно наблюдает, по необходимости подходит к каждому учащемуся для исправления ошибок)

Рисунок 4. Battement tendu

Рисунок 5. Battement tendu jete

3) Объяснение нового материала. Проработка движения «Rond de jambe par terre на demi-plie”.

Педагог:

- А теперь приступаем к изучению нового элемента классического экзерсиса, движения «Rond de jambe par terre на demi-plie». «Rond de jambe par terre» в переводе с французского языка означает «круг ногой по полу». Это круговые движения ноги по полу в направлениях «en dehors» – наружу и «en dedans» - внутрь. Основная задача упражнения – развитие и укрепление тазобедренного сустава и необходимой «выворотности» ног.

  • Сейчас я покажу его, и вы мне скажете, чем оно отличается? Оно начинается с «Preparation» (препарасион) – приготовление, подготовка. Центр тяжести туловища сохраняется на опорной ноге. Работающая нога должна проходить «выворотно» все основные положения ног на носок в одном темпе. Через первую позицию нога проводится скользящим движением с обязательным опусканием на пол всей стопы. Теперь скажите, какие особенности данного упражнения вы заметили?

(Ответы учащихся)

Педагог:

  • Да, действительно, сохраняется предельная выворотность и натянутость всей ноги.  Необходимо соблюдать правильное направление ноги вперед и назад по прямой, ставя носок точно против исходной точки в I позиции. Если носок заходит за пределы этих точек, равномерность круговращения нарушается.
  • Выполнять движение «En dehors-наружу» мы начинаем из I позиции: работающая нога отводится вперед и движется по дуге через II позицию назад до положения против I позиции. Подъем и пальцы вытягиваются. Носок не отрывается от пола. Продолжая движение, нога с опущенной на пол пяткой проводится через I позицию вперед. Отсюда движение повторяется в том же направлении (en dehors).  Вытягивая ногу вперед, следует начать движение пяткой, сильно выдвинув ее; отводя ногу по дуге через II позицию назад, продолжать удерживать пятку выворотно.
  • Когда мы выполняем движение «En dedans-внутрь» из Ι позиции: работающая нога отводится назад в положение против точки I позиции и через II позицию по дуге продолжает движение вперед. Затем снова через I позицию проводится назад. Отсюда движение повторяется.  Отводя ногу назад, следует начать движение от носка и продолжать его с выворотной пяткой по дуге через II позицию вперед.
  • Давайте попробуем вместе выполнить комбинацию у станка «Rond de jambe par terre на demi-plie».

 (Учащиеся вместе с педагогом выполняют движение под музыку)

Педагог:

  • Правильно! Давайте еще раз повторим последовательность движения, и вы попробуете выполнить «Rond de jambe par terre на demi-plie» самостоятельно под музыку.

(Учащиеся пробуют сами выполнить движение, педагог наблюдает и корректирует недочеты)

Рисунок 6. Preparation

Рисунок 7. Rond de jambe par terre на demi-plie

Педагог:

  • Молодцы! Пожалуйста, запомните это упражнение и его название – «Rond de jambe par terre на demi-plie».

4) Экзерсис на середине зала.

Педагог:

- Теперь, прошу вас встать по линиям, мы переходим к следующей части нашего занятия – к экзерсису на середине зала.  Для начала самостоятельно выполним I port de bras с остановками (паузами). Прежде всего давайте вспомним, о правильном распределении центра тяжести потянутого корпуса для овладения устойчивости. Должно быть ощущение собранности и подтянутости всего тела. Встаньте в исходное положение: в I позицию ног.

(Учащиеся пробуют сами выполнить движение, педагог наблюдает и корректирует недочеты)

Рисунок 8. I port de bras

Педагог:

- Молодцы! Перейдем к прыжковой комбинации Temps leve soute. Прыжки являются наиболее трудоёмкой частью классического танца, трудно усвояемой.  Скажите, как вы думаете, от чего зависит высота прыжка?

 (Ответы учащихся)

Педагог:

- Правильно! Действительно, успешное освоение прыжковой части классического урока напрямую зависит от правильности постановки корпуса, хорошо выработанного plié и грамотной работы стоп – это та база, которая закладывается буквально с первых дней обучения. Теперь, давайте самостоятельно выполним прыжковую комбинацию Temps leve soute под музыку.

(Учащиеся пробуют сами выполнить движение, педагог наблюдает и корректирует недочеты)

Рисунок 9. Temps leve soute

3.Заключительный этап.

Педагог:

  • Вы все большие молодцы, у вас здорово получается запоминать новый материал и выполнять движения классического экзерсиса! (отметить имена конкретных учащихся, наиболее преуспевших при освоении нового материала)

Давайте вспомним, чему мы сегодня научились, какой новый элемент классического экзерсиса узнали?

(Ответы учащихся)

Педагог:

  • Правильно! Движение «Rond de jambe par terre на demi-plie». Как переводится это движение с французского языка?

(Ответы учащихся)

Педагог:

  • Верно! «Rond de jambe par terre» с французского языка означает «круг ногой по полу». С чего мы начинаем выполнение данного движения?

(Ответы учащихся)

Педагог:

  • Правильно! Движение начинается с «Preparation» (препарасион) – приготовления, подготовки. Центр тяжести туловища сохраняется на опорной ноге. О каких особенностях мы должны помнить, выполняя данное движение?

(Ответы учащихся)

Педагог: - Молодцы! Работающая нога должна проходить «выворотно» все основные положения ног на носок в одном темпе. Через первую позицию нога проводится скользящим движением с обязательным опусканием на пол всей стопы. Я вижу, что вы всё запомнили и покажете мне это движение на нашем следующем занятии.

  •  Вы все хорошо сегодня поработали! Были внимательными и сосредоточенными на протяжении всего занятия! Ничего страшного если, что-то не получилось с первого раза, главное упорно стараться и пробовать, тогда все обязательно получится.
  • Я хочу вас попросить подпрыгнуть настолько высоко, насколько вам понравилось наше сегодняшнее занятие. (дети выполняют)
  • Теперь давайте вместе сделаем поклон-прощание.

Методическое и техническое оснащение занятия.

На уроке используются различные методы работы:

  • Словесный (рассказ, объяснение);
  • Наблюдение;
  • Метод показа;
  • Практический метод.

Техническое обеспечение:

  • Учебный кабинет с зеркалами и хореографическим станком;
  • Музыкальное сопровождение: проигрыватель или колонка;
  • Инвентарь: спортивные коврики.

Форма одежды учащихся:

черный купальник, черные короткие шорты, белое трико, черная мягкая балетная обувь, коврик.

Формы организации деятельности детей на занятии:

  • фронтальная – показ и объяснение нового материала, опрос;
  • коллективная – выполнение упражнений разминочного комплекса;
  • групповая – выполнение комбинаций, движений;
  • индивидуальная – отработка элементов движений.

Литература

  1. Загвязинский, И. В. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов / И. В. Загвязинский. – М.: Академия 2015. – 352 с.
  2. Королева, Е. А. Ранние формы танца / Е. А. Королева. – Кишнев: Штиинца, 2012. – № 4 С. 66.
  3. Пуртурова, Т. В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / - М.: Владос, 2012. – 256 с.
  4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский – Киев: Радяньска школа, 2011. – 288 с.
  5. Цветкова И. В. Младшие школьники: методическое пособие по воспитанию Культуры детей школьного возраста / И. В. Цветкова. М.: Книга по требованию, 2014. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тренажёр "Задачи на движение".

Данный тренажёр поможет учащимся закрепить и проверить свои знания по теме "Задачи на движение"....

Методическая разработка "«Проектная деятельность младшего школьника как движение к пониманию своей уникальности»

Пполезен учителям начальных классов, воспитателям гпд.  Метод поектов. Компетенции, формирующиеся у детей в процессе работы над проектом. Виды проектов....

« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: «Как управляют движением?»

« Методическая разработка урока окружающего мира  с  использованием технологии критического мышления по теме:  ...

Методическая разработка выступления на методическом объединении классных руководителей по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД. «Использование информационных технологий при изучении правил дорожного движения»

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличив...

Методическая разработка «Первое занятие в подготовительной группе в детском хореографическом коллективе по программе «Классический танец» (7 – 8 лет). Некоторые рекомендации по проведению».

Данная методическая разработка представляет собой  модель организации  занятия с детьми в подготовительной группе  детского хореографического коллектива по программе «Классический...

Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“»

Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“» разработана по направлению дополнительного образования...