Методическая разработка «Движения классического экзерсиса»
методическая разработка
Данная методическая разработка учебного занятия предназначена для педагогов дополнительного образования, хореографов и преподавателей по Хореографии среднеспециальных образовательных учреждений, может быть использовано для проведения занятий и подготовки к конкурсным мероприятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 508 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка учебного занятия
«Движения классического экзерсиса»
Двойнишникова Валерия Игоревна
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка учебного занятия предназначена для педагогов дополнительного образования хореографического направления деятельности, для хореографов и преподавателей по хореографии среднеспециальных образовательных учреждений, может быть использована для проведения занятий и подготовки к конкурсным мероприятиям по указанному направлению деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Классический танец».
Цель занятия: Овладение правильным исполнением движений классического экзерсиса и изучение нового движения «Rond de jambe par terre на demi-plie».
Задачи занятия:
Обучающие:
- Познакомить с правильным произношением терминов, обозначающих движения классического экзерсиса;
- Обучить правильной технике исполнения движения Rond de jambe par terre на demi-plie;
- Продолжить обучать навыку устойчивости у станка.
Развивающие:
- Способствовать развитию гибкости и эластичности мышц;
- Развивать чувство ритма и координацию;
- Развивать пластику и шаг.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки коллективного общения;
- Воспитывать силу воли, дисциплину;
- Воспитывать умение доброжелательно относиться к сверстникам и педагогам в процессе взаимодействия на занятиях.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научится правильному произношению терминов, обозначающих движения классического экзерсиса;
- Научится правильной технике исполнения движения Rond de jambe par terre на demi-plie;
- Продолжат обучаться навыку устойчивости у станка.
Метапредметные:
- Продолжат развивать гибкость и эластичности мышц;
- Продолжат развивать чувство ритма и координацию;
- Продолжат развивать пластику и шаг.
Личностные:
- Будут развивать свои коммуникативные навыки;
- Будут стремиться воспитывать в себе силу воли, дисциплину;
- Будут стремиться доброжелательно относиться к сверстникам и педагогам в процессе взаимодействия на занятиях.
План-конспект
№ | Этап занятия | Хроно- метраж времени | Содержание занятия (деятельность педагога) | Содержание занятия (деятельность учащихся) |
I | Организационный | 3 мин. | Приветствие учащихся. Формулировка цели и задач, задания по теме занятия. Психологический настрой учащихся. Повторение техники безопасности и правила поведения на занятии. Поклон. | Встают в шахматный порядок по линиям. Настраиваются на продуктивную работу, отвечают на вопросы о правилах соблюдения техники безопасности и поведения на занятии, делают поклон. |
II | Основной (теоритическая и практическая деятельность) | 35 мин. | 1) Проведение разминки по кругу и на середине зала (проводит одна из учащихся) 2) Экзерсис у станка. Повторение правил и самостоятельное исполнение ранее изученных элементов классического экзерсиса у станка, добавляемых в комплексы упражнений.
3) Объяснение нового материала. Проработка движения Rond de jambe par terre на demi-plie. Закрепление выученного движения с музыкальным сопровождением. 4) Экзерсис на середине зала. Самостоятельное исполнение I port de bras с остановками (паузами). Повторение правил и исполнение прыжковой комбинации Temps leve soute. | Начинают разогрев и проработку различных групп мышц. Вместе с педагогом повторяют правила и самостоятельно исполняют комплекс ранее выученных элементов у станка. Разучивают новый комплекс упражнений, повторяя за педагогом. Исполнение выученного комплекса упражнений с музыкальным сопровождением. Самостоятельно выполняют I port de bras с остановками (паузами). Повторяют правила и исполняют прыжковой комбинацию Temps leve soute. |
III | Заключительный | 5 мин. 2 мин. | Позитивная оценка работы каждого учащегося на занятии. Рефлексия - Предложение описать свои впечатления от занятия, успешность выполнения упражнений. Поклон-прощание. | Делятся впечатлениями от выполненного комплекса упражнений. Делятся эмоциональным состоянием от занятия – через прыжки в высоту (чем выше, тем ярче и приятнее впечатления) Делают поклон-прощание. |
Ход проведения занятия
1.Организационный этап.
Педагог:
- Здравствуйте ребята! Я рада всех приветствовать! Встаньте, пожалуйста, по линиям в шахматном порядке. Давайте сделаем маленький классический поклон.
- Тема нашего занятия: «Движения классического экзерсиса». Мы продолжим изучение этой темы на примере нового движения «Rond de jambe par terre на demi-plie». Вы уже знаете, что обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. Итак, давайте вспомним, что же такое экзерсис?
(Фронтальный опрос учащихся)
Педагог:
- Правильно! Под экзерсисом мы подразумеваем изучение движений, из которых в дальнейшем складывается техника исполнительского мастерства. Выполняя эти движения, вы развиваете мускулатуру ног, выворотность, шаг, постановку корпуса, рук и головы. Сегодня мы с вами познакомимся с новым движением классического экзерсиса у станка и научимся его исполнять. Но прежде, чтобы приступить к экзерсису у станка и изучению нового материала, давайте вспомним правила соблюдения техники безопасности и поведения на занятии.
(Фронтальный опрос учащихся)
- А теперь нам необходимо разогреть мышцы – переходим к разминке.
2.Основной этап.
Педагог:
- Итак, начнём с выполнения упражнений для разогрева и проработки различных групп мышц. Для этого встаньте в круг. Разминку проведёт сегодня (называет Фамилию и Имя учащейся)
- Разминка по кругу и на середине зала.
(Учащиеся под наблюдением педагога, под музыку выполняют упражнения по кругу: шаг с вытянутого носка, шаги на полупальцах, шаги на пятках, шаги на скошенной стопе, марш с высоким подниманием колена, бег с поднятием ног вперед и назад, шаги в приседании, трамплинные прыжки. Затем учащиеся переходят на середину зала и выполняют упражнения для разогрева мышц шеи, спины, рук и ног)
Педагог:
- Отлично! Теперь, когда мы разогрели мышцы, можем встать к хореографическому станку и перейти к следующей части нашего занятия.
2) Повторение правил и самостоятельное исполнение ранее изученных элементов у станка, добавляемых в комплексы упражнений.
Педагог:
- Сейчас мы с вами вспомним правила исполнения ранее изученных элементов классического экзерсиса.
(Фронтальный опрос учащихся)
- Подскажите мне, пожалуйста, как с французского языка переводится движение «Demi plie»?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Молодцы! Вы все правильно сказали: «Маленькое приседание»! Это движение развивает эластичность мышц и связок, которые растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Оно имеет большое значение для выполнения прыжков и ряда других движений. Имеются ли какие-то правила, особенности исполнения этого движения?
(Фронтальный опрос учащихся)
Педагог:
- Отлично, вы все перечислили верно! В этом движении участвуют корпус, руки и голова: движение исполняется на сильных и эластичных мышцах. Исполняется плавно и без рывков. Исходное положение – Ι позиция ног, стопа полностью на полу, пятки прижаты к полу. Во-вторых, корпус сильно подтянут, четыре точки в одной плоскости, макушкой все время тянемся вверх, вытягивая свой позвоночник. Ягодичные мышцы крепко забраны и во время исполнения движения не распускаются.
- Во время «Demi plie» ноги, начиная от паха, усугубляют выворотность бедер. Колени смотрят в стороны, тяжесть корпуса распределяется на обе ноги. При вытягивании ног, выворотность усугубляется еще и в верхней части ног. Давайте вспомним, каких ошибок нам нужно избегать при выполнении данного движения?
(Ответы учащихся)
Педагог: - Молодцы! Какие еще элементы экзерсиса у станка мы с вами изучали?
Педагог:
- Правильно! Мы с вами проходили движения battement tendu и battements tendu jete. Комбинации с движением Battement tendu, соединенные с движением battements tendu jete, - в котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног.
Педагог:
- Теперь, давайте самостоятельно выполним все движения у станка под музыку. Все упражнения исполняются лицом к станку, в медленном темпе, а затем в ускоренном. Начнем с комбинации на движение «Releve». Исходное положение VΙ позиция ног.
(Учащиеся самостоятельно исполняют комбинацию под музыку,
педагог внимательно наблюдает, по необходимости подходит к каждому учащемуся для исправления ошибок)
Рисунок 1. Releve
Педагог:
- Спасибо! Давайте выполним следующий элемент - комбинация «Demi plie» и «Grand plie». Исходное положение Ι позиция ног.
(Учащиеся самостоятельно исполняют комбинацию под музыку,
педагог внимательно наблюдает, по необходимости подходит к каждому учащемуся для исправления ошибок)
Рисунок 2. Demi plie
Рисунок 3. Grand plie
Педагог:
- Спасибо! Следующий элемент, который мы вспомним это комбинация Battement tendu. Не забываем о том, что при выполнении данного упражнения мы стоим четко на опорной ноге и не переходим на рабочую ногу, четыре точки в одной плоскости. А каким образом мы с вами можем проверить устойчивость и распределение веса на опорной ноге?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Верно! Для того чтобы удостовериться в правильном положении, мы должны встать на опорную ногу, убрать руки со станка и попробовать приподнять рабочую ногу. Давайте выполним комбинацию Battement tendu и Battement tendu jete.
(Учащиеся самостоятельно исполняют комбинацию под музыку,
педагог внимательно наблюдает, по необходимости подходит к каждому учащемуся для исправления ошибок)
Рисунок 4. Battement tendu
Рисунок 5. Battement tendu jete
3) Объяснение нового материала. Проработка движения «Rond de jambe par terre на demi-plie”.
Педагог:
- А теперь приступаем к изучению нового элемента классического экзерсиса, движения «Rond de jambe par terre на demi-plie». «Rond de jambe par terre» в переводе с французского языка означает «круг ногой по полу». Это круговые движения ноги по полу в направлениях «en dehors» – наружу и «en dedans» - внутрь. Основная задача упражнения – развитие и укрепление тазобедренного сустава и необходимой «выворотности» ног.
- Сейчас я покажу его, и вы мне скажете, чем оно отличается? Оно начинается с «Preparation» (препарасион) – приготовление, подготовка. Центр тяжести туловища сохраняется на опорной ноге. Работающая нога должна проходить «выворотно» все основные положения ног на носок в одном темпе. Через первую позицию нога проводится скользящим движением с обязательным опусканием на пол всей стопы. Теперь скажите, какие особенности данного упражнения вы заметили?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Да, действительно, сохраняется предельная выворотность и натянутость всей ноги. Необходимо соблюдать правильное направление ноги вперед и назад по прямой, ставя носок точно против исходной точки в I позиции. Если носок заходит за пределы этих точек, равномерность круговращения нарушается.
- Выполнять движение «En dehors-наружу» мы начинаем из I позиции: работающая нога отводится вперед и движется по дуге через II позицию назад до положения против I позиции. Подъем и пальцы вытягиваются. Носок не отрывается от пола. Продолжая движение, нога с опущенной на пол пяткой проводится через I позицию вперед. Отсюда движение повторяется в том же направлении (en dehors). Вытягивая ногу вперед, следует начать движение пяткой, сильно выдвинув ее; отводя ногу по дуге через II позицию назад, продолжать удерживать пятку выворотно.
- Когда мы выполняем движение «En dedans-внутрь» из Ι позиции: работающая нога отводится назад в положение против точки I позиции и через II позицию по дуге продолжает движение вперед. Затем снова через I позицию проводится назад. Отсюда движение повторяется. Отводя ногу назад, следует начать движение от носка и продолжать его с выворотной пяткой по дуге через II позицию вперед.
- Давайте попробуем вместе выполнить комбинацию у станка «Rond de jambe par terre на demi-plie».
(Учащиеся вместе с педагогом выполняют движение под музыку)
Педагог:
- Правильно! Давайте еще раз повторим последовательность движения, и вы попробуете выполнить «Rond de jambe par terre на demi-plie» самостоятельно под музыку.
(Учащиеся пробуют сами выполнить движение, педагог наблюдает и корректирует недочеты)
Рисунок 6. Preparation
Рисунок 7. Rond de jambe par terre на demi-plie
Педагог:
- Молодцы! Пожалуйста, запомните это упражнение и его название – «Rond de jambe par terre на demi-plie».
4) Экзерсис на середине зала.
Педагог:
- Теперь, прошу вас встать по линиям, мы переходим к следующей части нашего занятия – к экзерсису на середине зала. Для начала самостоятельно выполним I port de bras с остановками (паузами). Прежде всего давайте вспомним, о правильном распределении центра тяжести потянутого корпуса для овладения устойчивости. Должно быть ощущение собранности и подтянутости всего тела. Встаньте в исходное положение: в I позицию ног.
(Учащиеся пробуют сами выполнить движение, педагог наблюдает и корректирует недочеты)
Рисунок 8. I port de bras
Педагог:
- Молодцы! Перейдем к прыжковой комбинации Temps leve soute. Прыжки являются наиболее трудоёмкой частью классического танца, трудно усвояемой. Скажите, как вы думаете, от чего зависит высота прыжка?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Правильно! Действительно, успешное освоение прыжковой части классического урока напрямую зависит от правильности постановки корпуса, хорошо выработанного plié и грамотной работы стоп – это та база, которая закладывается буквально с первых дней обучения. Теперь, давайте самостоятельно выполним прыжковую комбинацию Temps leve soute под музыку.
(Учащиеся пробуют сами выполнить движение, педагог наблюдает и корректирует недочеты)
Рисунок 9. Temps leve soute
3.Заключительный этап.
Педагог:
- Вы все большие молодцы, у вас здорово получается запоминать новый материал и выполнять движения классического экзерсиса! (отметить имена конкретных учащихся, наиболее преуспевших при освоении нового материала)
Давайте вспомним, чему мы сегодня научились, какой новый элемент классического экзерсиса узнали?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Правильно! Движение «Rond de jambe par terre на demi-plie». Как переводится это движение с французского языка?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Верно! «Rond de jambe par terre» с французского языка означает «круг ногой по полу». С чего мы начинаем выполнение данного движения?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Правильно! Движение начинается с «Preparation» (препарасион) – приготовления, подготовки. Центр тяжести туловища сохраняется на опорной ноге. О каких особенностях мы должны помнить, выполняя данное движение?
(Ответы учащихся)
Педагог: - Молодцы! Работающая нога должна проходить «выворотно» все основные положения ног на носок в одном темпе. Через первую позицию нога проводится скользящим движением с обязательным опусканием на пол всей стопы. Я вижу, что вы всё запомнили и покажете мне это движение на нашем следующем занятии.
- Вы все хорошо сегодня поработали! Были внимательными и сосредоточенными на протяжении всего занятия! Ничего страшного если, что-то не получилось с первого раза, главное упорно стараться и пробовать, тогда все обязательно получится.
- Я хочу вас попросить подпрыгнуть настолько высоко, насколько вам понравилось наше сегодняшнее занятие. (дети выполняют)
- Теперь давайте вместе сделаем поклон-прощание.
Методическое и техническое оснащение занятия.
На уроке используются различные методы работы:
- Словесный (рассказ, объяснение);
- Наблюдение;
- Метод показа;
- Практический метод.
Техническое обеспечение:
- Учебный кабинет с зеркалами и хореографическим станком;
- Музыкальное сопровождение: проигрыватель или колонка;
- Инвентарь: спортивные коврики.
Форма одежды учащихся:
черный купальник, черные короткие шорты, белое трико, черная мягкая балетная обувь, коврик.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- фронтальная – показ и объяснение нового материала, опрос;
- коллективная – выполнение упражнений разминочного комплекса;
- групповая – выполнение комбинаций, движений;
- индивидуальная – отработка элементов движений.
Литература
- Загвязинский, И. В. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов / И. В. Загвязинский. – М.: Академия 2015. – 352 с.
- Королева, Е. А. Ранние формы танца / Е. А. Королева. – Кишнев: Штиинца, 2012. – № 4 С. 66.
- Пуртурова, Т. В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / - М.: Владос, 2012. – 256 с.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский – Киев: Радяньска школа, 2011. – 288 с.
- Цветкова И. В. Младшие школьники: методическое пособие по воспитанию Культуры детей школьного возраста / И. В. Цветкова. М.: Книга по требованию, 2014. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Тренажёр "Задачи на движение".
Данный тренажёр поможет учащимся закрепить и проверить свои знания по теме "Задачи на движение"....
Методическая разработка "«Проектная деятельность младшего школьника как движение к пониманию своей уникальности»
Пполезен учителям начальных классов, воспитателям гпд. Метод поектов. Компетенции, формирующиеся у детей в процессе работы над проектом. Виды проектов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-223702-1363621718.jpg)
« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: «Как управляют движением?»
« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590741-1423575650.jpg)
Методическая разработка выступления на методическом объединении классных руководителей по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД. «Использование информационных технологий при изучении правил дорожного движения»
В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличив...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/09/picture-899354-1662697092.jpg)
Методическая разработка «Первое занятие в подготовительной группе в детском хореографическом коллективе по программе «Классический танец» (7 – 8 лет). Некоторые рекомендации по проведению».
Данная методическая разработка представляет собой модель организации занятия с детьми в подготовительной группе детского хореографического коллектива по программе «Классический...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1425075-1664919077.jpg)
Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“»
Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“» разработана по направлению дополнительного образования...