Программа внеурочной дея тельности "Чтение с увлечением" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Трещалина Галина Борисовна

     Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.»,  Беденко М. В. 1-й -4 класс. -Москва,2017 г В соответствии с учебным планом МБОУ Верейской СОШ № 1 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верейская средняя общеобразовательная школа № 1

                                                                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                            Директор МБОУ Верейской СОШ №1

                                                                                                                                                                                           ______________Т.А. Шубина

                                                                                                                                                                                Приказ от 31 августа 2020 г № 133

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«Чтение с увлечением»

(социальное направление)

для 2а класса

на 2020-2021 учебный год

                                                                                                                                                                              Учитель начальных классов:

                  Трещалина Г.алина Борисовна

                                         

Верея,2020г

     Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.»,  Беденко М. В. 1-й -4 класс. -Москва,2017 г В соответствии с учебным планом МБОУ Верейской СОШ № 1 на 2020-2021уч. год на внеурочную деятельность курса «Читательская грамотность» во 2 классе отводится 1 час в неделю, программа рассчитана на 34 часа в год.

 Цели курса: 

Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.   

 Задачи курса:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

 ● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Работая с текстом, ученики должны  получить возможность научиться:

 использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации;

 соотносить позицию  автора с собственной точкой зрения;

-оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание;

-составлять письменные отзывы;

 -высказывать суждение и подтверждать примерами из текста;

-выполнять  творческие  задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного.

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

Обучающиеся научатся:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;

Метапредметные:

Регулятивные умения:

Обучающиеся научатся:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • - фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • - предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • - осознавать  смысл  и  назначение  позитивных  установок  на  успешную  работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

     Познавательные учебные умения:

     Обучающиеся научатся:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  •  самостоятельно  определять  с  помощью  пословиц  (поговорок)  смысл  читаемого произведения;
  •  понимать  смысл  русских  народных  и  литературных  сказок,  рассказов  и  стихов великих классиков. понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

        Коммуникативные учебные умения:

      Обучающиеся научатся:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

- участвовать  в  диалоге  в  паре  или  группе,  задавать  вопросы  на  осмысление  нравственной проблемы;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать  компромиссы,  способы  примирения  в  случае  несогласия  с  точкой  зрения  другого;

- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

- работть в группе, выбирать для себя подходящие роли и функции;

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

- Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

- Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

-Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- навыков с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,   умения   избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность  сравнивать  поступки  героев  литературных  произведений со   своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

- самостоятельно  находить  произведения  о  своей  Родине,  с  интересом  читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                В содержание занятий включены задания , направленные на формирование функциональной грамотности.

Содержание, формы работы, описанные в Программе «Чтение с увлечением», выстроены в соответствии с  авторской  методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.»,  Беденко М. В. 2-й   - Москва,2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

      Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

    Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и  других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

          Формы занятий

     

         Форма проведения занятий – групповая.

          Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

        Формы организации внеурочной деятельности: учебное занятие, викторина,  КВН, виртуальное путешествие , литературная                                                  игра,  конкурс – кроссворд, читательская конференция,   просмотр видеофильмов, коллективно-творческая работа.

                                                                                    3. Тематическое планирование.

Раздел, тема

Количество часов

1.

Русский народный фольклор

2.

Друзья детства

3.

О хороших людях

4.

О наших сверстниках

5.

О  природе

6.

Книги о животных

7.

Русская литература

8.

Зарубежная литература

Итого:

34ч.

4. Календарно-тематическое планирование планирование

№ урока

Тема урока

Дата

план

факт

1

Сравнительный анализ текстов.

Снег круглый год.

 Дома в скалах. Айсберг.

04.09

2

Прогнозирование содержания читаемого. Почему плачет крокодил.  Как отпугнуть крокодила.

11.09

3

Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

Сколько соли в море?

Как прячется осьминог.

18.09

4

Виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

Против ветра.  

Попутный ветер.

25.09

5

Главная мысль текста .Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий

Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры.

02.10

6

 Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий

Кошки в древнем Египте. Такса.

16.10

7

Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы.

23.10

8

Тема текста.

Как рыбаки помогают рыбе зимой?  

Необычные дрова.

30.10

9

Поисковое чтение для извлечения информации.

Персонажи произведения.

Собаки-водолазы.

Как охотятся львы.

04.11

10

Главная мысль текста.

Старинные автомобили. Далеко.

13.11

11

Осознание потребности в выяснении смысла непонятных слов.

Солнечные автомобили. Парус.

27.11

12

 Пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте

Ночной праздник. Шкура леопарда.

04.12

13

Беглое выразительное, четкое чтение вслух

Самая прочная нить.

Морской еж.

11.12

14

Поисковое чтение для извлечения информации

Бумажные стены.

Дом на ножках.

18.12

15

Пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте

Дикие грибы.

Ледник.

25.12

16

Прогнозирование содержания читаемого. Новогодняя коллекция.

15.01

17

Чтение вслух и про себя

Помощник шахтеров.  Бесстрашные жуки-солдатики.

22.01

18

Поисковое чтение для извлечения информации

Бегуны по воде.

Постель в дождевом лесу.

29.01

19

Беглое выразительное, четкое чтение вслух

Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки.

05.02

20

Пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте

Соляные деньги.

Снежки в Новой Зеландии.

12.02

21

Анализ текста .Заглавие.

Фианит.

26.02

22

Составление вопросов к тексту.

 Все пальцы.

Погода в Англии.

05.03

23

Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

Огни на высоте. Книга рекордов.

12.03

24

Поисковое чтение для извлечения информации.

 Древние книги.

Строители мостов.

19.03

25

Выявление смыслового и эмоционального подтекста. Рубль. Денежка.

26.03

26

Прогнозирование содержания читаемого. Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом.

02.04

27

Пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте.

Консервированный воздух.

Праздник воды.

16.04

28

Соотношение позиции  автора с собственной точкой зрения

 Праздник воды.

23.04

29

Беглое выразительное, четкое чтение вслух

Дома из снега. Ловля акул.

30.04

30

 Составление вопросов к тексту.

Нежинские огурчики.

07.05

31

Прогнозирование содержания читаемого. Празднование Нового года 1 января

14.05

32

Письменный пересказ по ключевым словам.

 Часы.

21.05

33

Составление плана.

Керамика.

28.05

34

Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

Филин. Зимородок.

28.05

Согласовано        Согласовано

Зам.директора по УВР        Руководитель ШМО

 _________________ Абрамова Д.В..        __________________ Семина Е.В.

«28» августа 2020 г.        Протокол № 1 от  «28» августа 2020 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...

Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

Программа внеурочного занятия "Моё настроение" 1 класс

         В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального ...

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс

Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС

Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...