Программа внеурочного занятия "Моё настроение" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Предлагаю Вашему вниманию программу внеурочного занятия "Моё настроение".
Цель данного занятия: научить детей понимать эмоциональные состояния своё и окружающих их людей.
Эмоциональное развитие ребенка-школьника помогает гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnogo_zanyatiya_moyo_nastroenie.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«МОЁ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: научить детей понимать эмоциональные состояния своё и окружающих их людей.
Эмоциональное развитие ребенка-школьника помогает гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Задачи:
- дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);
- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества.
Пояснительная записка
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. На фоне прогрессивных изменений в развитии эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже удивляются и восхищаются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Однако, как справедливо указывали А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, только согласованное функционирование двух систем (интеллекта и эмоций), их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие»
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка.
Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием, направлено на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряет актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитание и обучение, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
В последнее время, время Интернета и телевизора, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, также дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часть отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание | Дата проведения |
Знакомство с эмоциями (13 часов) | |||
1 | Каким бывает настроение? | Знакомство детей с понятием «эмоции» | |
2 | Радость | Знакомство детей с эмоцией «радость». Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла». Рисование на тему «Радость». Хоровод. Смайлик. | |
3 | Горе | Знакомство детей с эмоцией«горе». Прослушивание двух музыкальных пьес С.Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье». Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят». Чтение отрывков из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». Смайлик. | |
4 | Гнев | Знакомство детей с эмоцией «гнев». Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр. Драматизация отрывка из сказки Л.Н.Толстого "Три медведя". Упражнение "Зеркало". Игры «Мешочек гнева», «Стена ярости». Смайлик. | |
5 | Страх | Знакомство детей с эмоцией «страх». Игра "Гуси-лебеди". Прослушивание музыкальной пьесы Н.Мясковского "Тревожная колыбельная". Чтение отрывка из сказки С.Михалкова "Три поросенка". Упражнение "Найди пиктограмму». Рисование страхов на бумаге. | |
6 | Удивление | Знакомство детей с эмоцией «удивление» Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане…" Упражнение "Зеркало", "Фантазии". Этюд "Погода изменилась". Смайлик. | |
7 | Интерес | Знакомство детей с эмоцией «интерес». Игра "Чудесный мешочек". Этюд "Любопытный". | |
8 | Стыд. Вина. | Знакомство детей с эмоциями «стыд» и «вина». Чтение рассказа "Это я виноват" Н.Б.Успенского. Этюд "Стыдно". | |
9 | Гнев и удивление | Чтение отрывка из стихотворения Н.Екимовой «По небу плыли облака». Игра "Облака". "Произнеси фразу". | |
10 | Радость, страх, удивление | Чтение рассказа Н.Носова "Живая шляпа ". Упражнение "Зеркало". | |
11 | В царстве снежной королевы | Закрепление знаний об эмоциях | |
12 | Прогноз настроения | Составление прогноза настроения – рисование своего настроения | |
13 | Дневник настроения | Составление дневника настроения | |
Игры, на выражение основных эмоций (10 часов) | |||
14 | Игры на включение эмоциональных реакций | Игра “Чудесный мешочек”. Игра “Скрипучая дверь”. Игра “Самолёты”. | |
15 | Игры на развитие выразительных внешних воздействий | Тренировка мышечной выразительности лица. Этюды на выразительность жеста. Игра “Каждый спит”. | |
16 | Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения | Игра “Лисичка подслушивает”. | |
17 | Этюды на выражение удивления | Игра “Круглые глаза”. | |
18 | Этюды на выражение удовольствия и радости | Игра “Новая кукла”. | |
19 | Этюды на выражение страданий и печали | Игра “Стрекоза замёрзла”. | |
20 | Этюды на выражение отвращения и презрения | Игра “Дюймовочка у майских жуков”. | |
21 | Этюды на выражение гнева | Игра “Король Боровик не в духе”. | |
22 | Этюды на выражение страха | Этюд “Страх”. | |
23 | Этюды на выражение вины и стыда | Игра “Чуня просит прощения”. | |
Игры на воспроизведение отдельных черт характера (3 часа) | |||
24 | Этюды на отображение положительных черт характера | Игра “Смелый заяц”. | |
25 | Этюды на отображение отрицательных черт характера | Игра “Вова – растеряшка”. | |
26 | Игры на сопоставление различных черт характера | Игра “Страшный зверь”. | |
Знакомство со средствами эмоциональной выразительности речи (7 часов) | |||
27 | Логическое ударение | Упражнение в постановке логического ударения в предложении. | |
28 | Мелодика речи. Пауза. Темп речи | Игра “Качели”. Игра «Коровий язык» | |
29 | Тембр. Сила голоса | Чтение детских стихов от разных лиц | |
30 | Настроение. Чувства. Эмоции | Передача чувств с помощью междометий | |
31 | Интонационные средства выражения эмоций | Чтение сказки «Колобок» по ролям, выражая интонацией эмоции героев | |
32 | Мимические средства выражения эмоций в общении | Изображение разных полюбившихся героев с помощью мимики | |
33 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...