Творчество в деятельности современного педагога
статья

Варзар Елена Викторовна

Педагогическую профессию ещё недавно не относили к числу профессий с творческой идеей. Это вызвано тем, что деятельность педагога имеет широкое распространение и вовсе не престижна, а творческая деятельность является лишь уделом избранных. Более того, одна сфера не может иметь настолько много творчески реализованного персонала. В свой черед существуют аспекты о том, что преподаватель должен преподнести информацию для ученика, которая будет необходима лишь для того чтобы предоставить соответствующий стандарту, общепризнанный  уровень образования, и только с помощью властно регламентируемых предписаний дидактики и методики. Зачастую труд педагога сравнивают с деятельностью в различных сферах искусства.

Творческие черты профессиональной деятельности педагога предполагает определенный, особенный стиль мыслительной деятельности педагога. Он связан с новизной и значимостью дальнейших результатов, вызывая сложный синтез познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной сферой личности учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_v_deyatelnosti_sovremennogo_pedagoga.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество в деятельности современного педагога

Педагогическую профессию ещё недавно не относили к числу профессий с творческой идеей. Это вызвано тем, что деятельность педагога имеет широкое распространение и вовсе не престижна, а творческая деятельность является лишь уделом избранных. Более того, одна сфера не может иметь настолько много творчески реализованного персонала. В свой черед существуют аспекты о том, что преподаватель должен преподнести информацию для ученика, которая будет необходима лишь для того чтобы предоставить соответствующий стандарту, общепризнанный  уровень образования, и только с помощью властно регламентируемых предписаний дидактики и методики. Зачастую труд педагога сравнивают с деятельностью в различных сферах искусства.

Творческие черты профессиональной деятельности педагога предполагает определенный, особенный стиль мыслительной деятельности педагога. Он связан с новизной и значимостью дальнейших результатов, вызывая сложный синтез познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной сферой личности учителя.

Исследования показывают, что педагогические принципы, методы и технологии приобретают свою силу только тогда, когда переломившись через свои чувства, творческое вдохновение учителя, а результат деятельности педагога связан не только со знаниями и умениями которые имеет педагог, но и с его фантазией, интуицией и артистизмом. Именно поэтому деятельность педагога следует рассматривать не только как деятельность ученого, деятеля науки или исследователя, но также и как художественную деятельность, но следует отметить, что творчество педагога не влечет за собой  цель для создания социально ценного, нового, оригинального, т.е. происходит новизна мыслей, отношений, оценок и чувств, в ходе того, как проходит учебный процесс. При этом знания, умения, навыки, качества, не новы, а воплощаются в неповторимой уникальной форме.

Значимость и образованность деятельности педагога можно оценить правильно только тогда, когда сможем определить степень творческого подхода к выполнению своей работе, которая помогает отразить степень реализации своих индивидуальных возможностей, которые помогают достичь поставленной цели. Именно поэтому творческий характер в педагогической деятельности является одним из важнейших объективных характеристик.

Такие исследователи, как Н. Н. Кислинская, Н. В. Никитина, Ю. В. Сенько  и др. говорят о творчестве педагога как об установленном стандарте профессиональной деятельности педагога. Из этого следует, что творческий поиск, творческий подход к делу определяют эффективность любой профессиональной деятельности, без которой она не может существовать полноценно.

Таким образом, творчество - непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности педагога. Успех, эффективность педагогической деятельности зависят от творческого подхода к ней [1].

Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [2]. Это деятельность, которая подразумевает порождения чего-то нового, ранее неизведанного, на основе преобразования опыта который уже имелся и возникновении новых комбинированных знаний, умений и навыков.

В современной психолого-педагогической теории творчество педагога определяет:

- деятельность, которая осуществляется новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса;

- деятельность, формирующая творчески мыслящего человека, личность, способную к самосазиданию и к определению своей жизненной  позиции;

- способ творческой самореализации личности, как процесс проявления универсальных человеческих способностей;

- процесс решения педагогических задач разностороннего и гармоничного развития личности обучающихся в меняющихся обстоятельствах.

Творческий процесс имеет различные уровни. Для одного присуще употребление уже имеющихся и существующих знаний; для другого создается абсолютно иной подход, который  изменяет первоначальный взгляд на объект или на область знаний.

Педагогическое творчество – это процесс решения педагогом поставленных себе надситуативных задач, результатом которого является нечто  качественно  новое,  способствующее  реализации  основной образовательной цели[3].  Проявление творчества педагога невозможно без самого педагога, который обладает собственной творческой индивидуальностью. Именно индивидуальность, а не сама личность рассматривается как высшая характеристика профессионального творчества. В таком случае для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно простой осведомленности, умелости, удачного выбора и подхода педагогической технологии. Нужно, чтобы учащийся воспринял педагога как яркую, запоминающуюся и  неповторимую личность, которая может четко и ясно преподнести информацию.  Творческий подход педагога не ставит перед собой цель для создания нового и оригинального, так как продуктом, во всяком случае, остается развитие личности обучающегося. Без всякого сомнения, педагог, который осуществляет  свою работу творчески, создает свою собственную педагогическую систему, для предоставления информации, но эта система является лишь средством для наилучшего и более подробного восприятия информации, и для большего её усвоения, и эффективного достижения результата.

Творческий процесс обусловливается совокупностью всех имеющихся возможностей личности педагога, которые были сформированы на основе приобретенного социального опыта, психологических, педагогических и предметных знаний, очередных идей, навыков и умений, которые помогают приобретать и применять нестандартные решения, креативные формы и методы чем совершенствует свои профессиональные функции педагога. Без подготовки особого значения, без знаний, которые представляют собой отражение накопленного социального опыта, творчество педагога, кроме как в виде проб и ошибок, невозможно. Только знающий и владеющий специальной подготовкой педагог горазд, приобрести новые,  дополнительные пути и способы решения проблемы с помощью творческого домысла и воображаемым экспериментом.

Личность можно считать творческой, если она способна превратить выполняемую деятельность в творческий процесс, так и с профессией преподавателей.

Отрасль выражения творчества педагога определяется структурой деятельности педагога и включает в себя все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

При всем при том для проявления творчества в деятельности каждого педагога необходим определенный ряд условий:

- педагогическое творчество жёстко лимитировано, спрессовано во времени;

- результаты педагогического творчества видны отнюдь не сразу;

- педагогическое творчество – это всегда сотворчество;

- педагогическое творчество осуществляется в публичной обстановке;

- педагогическое творчество всегда должно приносить положительные результаты;

- специфичен не только предмет педагогического творчества, но и его «инструмент» - личность педагога;

- проявляется самый гуманный тип творчества.

В педагогическом опыте и творчестве педагога привычно выделяют несколько уровней педагогического творчества:

- воспроизводство имеющихся рекомендаций – репродуктивный уровень;

- умелое сочетание методов и форм обучения – уровень оптимизации;

- поиск нового – эвристический уровень;

- полная самостоятельность педагога, он сам конструирует педагогический процесс, придумывает индивидуальные способы педагогической деятельности – исследовательский, личностно самостоятельный уровень.

Необходимо иметь в виду, что педагог, так же как и все планирует свою деятельность в соответствии с определенными правилами и возможностями: анализ ситуации; планирование результата в соответствии с данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижении результата; оценка полученных данных; формулировка определенных новых задач.

Творческий характер деятельности педагога невозможно свести только к разрешению педагогических вопросов, тем не менее, разрешение специальных задач, которые направлены на развитие творческих мыслей, является одним из основных условий для развития творческого запаса мыслей личности педагога.

Зачастую сферу выражения педагогического творчества автоматически сужают, приводя её тем самым к нестандартным, порой даже очень оригинальным решениям педагогических вопросов.

Подводя итог, следует обратить внимание на то, что педагогическое творчество – это процесс, направленный от усвоения уже накопленного знания и опыта к изменению и преобразованию. Творчество педагога опирается на знания, опыт и интуицию, новые идеи, умения и навыки, которые помогают находить и применять необычные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать выполнение своих профессиональных функций. Оно возникает на основе усвоения необходимых правил. Следует отметить, что творчество педагога начинается только тогда, когда есть ценностное отношение к труду, стремление к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.


Список использованной литературы

  1. М. В.  Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец Основы педагогического мастерств. Москва издательский центр «Академия» 2012.  98 с.
  2. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка. Москва 1999. 791 с.
  3. А. П. Шмакова Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий. Монография. Москва издательства «ФЛИНТА» 2013.
  4. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика. Москва издательский центр «Академия» 2002.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на международном фестивале Педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Выступление на вебинаре на тему:"Инновационные формы и средства работы с одаренными детьми"...

Коллективное творчество сближает. Консультация для педагогов.

Каждому педагогу хорошо известно, что одной из важных, можно сказать основных задач, является – формирование творческой личности. Решение её должно начинаться в дошкольном детстве...

«Современный педагог — творческий и позитивный педагог»

laquo;Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества»(В.А. Сухомлинский) Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать н...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...