ЭССЕ на тему "Я – педагог дошкольного образования XXI века или размышление о проблеме современного педагога-воспитателя"
статья
Предварительный просмотр:
Николаева Олеся Петровна
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ Азовский детский сад
«Солнышко»
ЭССЕ
на тему «Я – педагог дошкольного образования XXI века или размышление о проблеме современного педагога-воспитателя»
«Любите детей, и в этой любви
дайте им знания»
Ш.А. Амонашвили
Педагог! Как много смысла в этом слове! Педагог дошкольного образования – это и воспитатель, и второй родитель, который ведет тебя по пути дошкольного детства. Именно ведет, как мама, за руку…
В данную профессию я пришла неожиданно для себя. Получив специализацию «Преподавание в начальных классах», решила начать с детского сада. И теперь я не вижу себя в другой сфере деятельности. Именно в детском саду я нашла себя как специалист, профессионал своего дела.
Дети, в частности дошкольники, это особый народ: их можно учить, воспитывать, а можно учиться и воспитываться у них. Работая с детьми, мы невольно «соприкасаемся с бессмертием» (Ш.А. Амонашвили): с детьми нет болезней, нет ненависти, нет ощущения времени.
Воспитатель всегда был и остается важным человеком в жизни ребенка, как посещающего дошкольное учреждение, так и вне его (дома в лице мамы, бабушки, сестры). Главное в профессии воспитателя, педагога дошкольного образования «гореть, а не тлеть», а иначе не надо работать в детском саду. Поиск, инициатива и творчество являются обязательными спутниками на тернистой дороге воспитателя. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – именно так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию.
Изречение известного древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» - лучше всего отражает характер деятельности воспитателя, так как наиболее успешны именно те воспитатели, кто не забыл эту простую истину. Я убеждена в том, что подлинное право на воспитание – это не диплом о профессиональном образовании (хотя по требованиям современного профессионального стандарта «Педагог» образование является первостепенным), а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основу педагогической деятельности.
Однако, время неумолимо меняется с огромной скоростью. На место предыдущего поколения воспитанников, для которых уважение к воспитателю существовало априори, пришли те, для которых авторитетов просто не существует. Наступило время, когда обязанностей у педагога стало больше, чем прав, а престиж сильно упал. Невидимые катаклизмы сознания человека привели к девальвации духовности. Нравственные идеалы отошли в прошлое, их место заняли идолы. Меркантильность, беспринципность, равнодушие – как часто сталкиваемся мы сегодня с этими негативными явлениями.
Да, в наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть компьютером.
Однако, это единственное отличие современного педагога от его предыдущих коллег. Настоящий воспитатель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди остальных членов общества. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Воспитатель – пример для подражания, поэтому он должен быть кристально чист.
В настоящее время работа воспитателя очень сложная, потому что это не только «присматривать за детьми каждый день», но и отдавать всю себя детям. Молодой педагог, который пришел в детский сад сегодня и останется там работать завтра – настоящий воспитатель! Всякие методические указания, книги и изречения великих мыслителей мало чем могут помочь педагогу в его реальной каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчишками и девчонками, у каждого из которых свой индивидуальный характер и потребности. И здесь для педагога начинается выработка своих методов и приемов, личностных подходов к отдельно взятому ребенку. Воспитатель должен уметь адаптироваться к любой ситуации, пусть это будет непосредственно-образовательная деятельность или обычная ситуация в режимный момент, или работа с родителями, с которыми с каждым годом все сложнее найти «общий язык».
Как говорит великий педагог и психолог Шалва Александрович Амонашвили, нужно всегда «…верить в безграничность ребенка, верить в свои педагогические способности». В моей жизни было несколько воспитателей-наставников, опытом которых я пользуюсь в своей работе и благодаря которым я верю в свои возможности. Все, чему я научилась у своих педагогов, я вкладываю в своих воспитанников.
Наши дети - будущее нашего государства. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать достойное поколение. А для этого, я уверена, нужно поднять престиж преподавательской профессии, потому что дети это – инвестиции в будущее. Не хочется думать, что наши усилия – сизифов труд. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы возродить былую духовность общества. Возможно, когда-нибудь кто-нибудь из наших воспитанников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие».
Ради этого стоит быть воспитателем – педагогом дошкольного образования XXI века. Современным педагогом - воспитателем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Москва - столица образования и культуры".
Размышление на тему "Москва - столица образования и культуры" для окружного профессионального конкурса "Педагог года ЮВАО - 2014г"....
Эссе на тему «Москва – столица образования и культуры».
Москва — святой Руси и сердце и глава! Ф. Глинка...
Эссе на тему: "Москва-столица образования и культуры"
Москва по праву считается одним из самых красивых и величественных городов планеты. Столица является как центром политической и деловой жизни, так и современным центром образования и культуры. Сам обл...
Районное методическое объединение педагогов дошкольного образования Ачинского района 2020 г.
Районное методическое объединение педагогов дошкольного образования Ачинского района 2020 г....
Статья на тему "Самореализация в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования"
Статья посвящена проблеме недостаточного методического обеспечения, которое не позволяет практикующему педагогу дошкольного образования успешно выстроить процесс национально-культурной самореализации ...
Эссе «Новая роль педагога дополнительного образования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) становится актуальной в связи с тем, что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями дл...
Аттестация как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
Профессиональный стандарт педагога как основа в определении критериев оценки портфолио педагогического работника при прохождении аттестации...