Профессиональное становление и деятельность современного педагога
статья
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Загдажапова С.Д., социальный педагог
ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова»
Кижингинский филиа
Номинация ««Педагог-воспитатель»
Задача воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной для человеческого общества в любую историческую эпоху.
Первое упоминание о воспитателях относится к временам Древней Греции. Раб, который был приставлен к ребенку, помогал ему во всех делах – сопровождал, следил за поведением. Четко обозначенной функции обучения у детоводителя (именно так раньше назывался воспитатель) не было, но он старался привить малышу важные для дальнейшего развития и становления качества, рассказывал ему об окружающем мире и всячески старался развить его способности.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания.
Воспитатель – это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель.
Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции – адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов.
Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника.
Рассматривая «точку зрения» и отношение к своей профессии, можно выделить следующие характеристики:
Первая позиция – дистанционная, то есть определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом». Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», – это друг своих учеников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую дистанцию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к учащимся, неформальное отношение к своим профессиональным обязанностям, принятие интересов, чаяний, учащихся как своих собственных.
Воспитательная работа в Кижингинском филиале «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова» проводится в соответствии с планом воспитательной работы на год, который был составлен в соответствии с Федеральным законом об образовании в РФ, где понятие воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм в интересах человека, семьи, общества и государства, в соответствии с программой воспитания и социализации обучающихся по ФГОС, направленной на обеспечение духовно-нравственного развития, социализации, профессиональных компетенций и повышению уровня профессионализма.
В филиале разработан и реализуется системный подход к воспитательному процессу, работа ведётся по следующим направлениям:
- Гражданско-патриотическое воспитание.
- Нравственное и духовное воспитание.
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
- Профилактическая работа- воспитание.
- Физкультура и спорт.
- Культурологическое и эстетическое воспитание.
- Трудовое воспитание.
- Экологическое воспитание.
- Воспитание конкурентоспособного специалиста.
- Адаптация студентов групп нового набора.
В своей работе как социальный педагог использую следующие методы:
- сотрудничество,
- индивидуальные и групповые беседы,
- убеждение,
- посещение уроков,
- обсуждение результатов обучения и практики,
- мониторинг активности студентов,
- беседы с родителями,
Педагогический коллектив проводит целенаправленную работу по гуманизации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется ранней адаптации групп нового приема. Начинается она с мониторинга обучающихся 1 курса: их личностных потребностей, показателей здоровья, мотивации к обучению, положения семьи, особое внимание уделяется студентам из числа «группы риска».
Ежегодно полностью реализуются планы мероприятий по адаптации: проводятся часы знакомства, спортивный кросс первокурсников, родительские собрания, праздник «Посвящение в студенты», и творческие выступления студентов на тематических мероприятиях (День Учителя, экологические акции), собрание со студентами особого социального статуса (сироты, инвалиды, студенты «группы риска»).
В воспитательной системе филиала используются три уровня форм организации воспитательной деятельности:
1. Массовые мероприятия, главная задача которых - привлечение всех обучающихся к участию в творческих делах и формирование опыта участия в общественной жизни.
В филиале сформировались традиционные мероприятия, акции и творческие месячники, направленные на повышение творческой учебной и внеучебной активности обучающихся, проводимые ежемесячно по определенной циклограмме.
Месячник адаптации первокурсников, в рамках которого проводятся:
- посвящение в первокурсники, презентация учебных групп, анкетирование первокурсников и мониторинг групп I курса, массовые спортивные мероприятия;
- тематические недели по предметам, в рамках которых проводятся олимпиады и викторины лучших знатоков;
- конкурсы профессионального мастерства (в течение года);
- месячник патриотического воспитания насыщен большим количеством разнообразных мероприятий – это конкурс военно-патриотической песни, соревнования по сбору-разбору АК, военно-спортивные эстафеты, классные часы с приглашением ветеранов, конкурс рисунков, участие в акции «Окна Победы», участие в параде Победы;
- научно-практическая студенческая конференция;
- спортивные соревнования между группами;
- мероприятия и концертные программы к традиционным праздникам: Дню учителя и Новому году, Международному женскому дню 8 марта, Дню Защитников Отечества, Дню Победы;
- профилактика употребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции в молодежной среде";
- торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.
2. Групповые формы воспитательной работы определяют деятельность коллективов по различным направлениям и интересам, способствуют формированию коллектива в учебных группах и группах по интересам, а также дают возможность развития специфических способностей и талантов в спорте и художественной самодеятельности:
- мероприятия внутри коллектива учебных групп;
- организация работы кружков, спортивных секций;
- деятельность Музея филиала колледжа.
Ежегодно студенты филиала участвуют в научно-практических студенческих конференциях, победители которой представляют филиал на республиканской конференции.
Развитию здорового образа жизни и достижению успехов в спорте способствует работа спортивных секций (по волейболу, баскетболу, настольному теннису).
Обучающиеся филиала систематически занимают призовые места в спартакиадах по волейболу, баскетболу, мини-футболу.
3. Индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа осуществляется в следующих формах:
- индивидуальное консультирование обучающихся;
- социальная деятельность;
- работа в структурах студенческого самоуправления;
- индивидуальная научно-исследовательская работа;
- производственное обучение и производственная практика обучающихся, участие в конкурсах профессионального мастерства.
Внеучебная общекультурная работа филиала колледжа осуществляется в рамках работы секций и кружков и спецкурсов, организуется посещение культурно-массовых мероприятий, выставок. С целью воспитания культуры досуга традиционно проводятся такие мероприятия:
- вечер для первокурсников «Посвящение в студенты»;
- конкурсы чтецов;
- новогоднее шоу;
- конкурсы стенгазет;
- студенческий праздник «Татьянин день», «День Святого Валентина», «День защитника Отечества»;
- флэш-моб;
Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».
Литература:
1. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. - М.: Юрайт, 2018. - 230 с.
2. Канке В.А. Теория обучения и воспитания. - М.: Юрайт, 2018. - 298 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: в 2-х т. - М.: Юрайт, 2017. - Т.1. Теоретическая педагогика. - 406 с.
4. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 38-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный имидж современного педагога (статья и презентация)
Профессиональный имидж современного педагога. В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются тре...
Портфолио в профессиональном становлении педагога
Презентация может быть использована как для составление личного портфолио....
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы Кочетовой Э.Г.«наставник- молодой педагог»)
Выступление на августовской конференции 2018...
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...
Творчество в деятельности современного педагога
Педагогическую профессию ещё недавно не относили к числу профессий с творческой идеей. Это вызвано тем, что деятельность педагога имеет широкое распространение и вовсе не престижна, а творческая деяте...