Рабочая программа "Финансовая грамотность"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи
имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого
Рассмотрено: Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи
Протокол № __________ им. Г.Г. Светецкого
от «____»_______2021 г _______________ Е.В. Финенко
. от «______»____________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
социальное направление
3 класс
срок реализации 1 год
составлена на основе авторской программы Корлюговой Юлии Никитичны учителем начальных классов Куликовой Ольгой Александровной
Оха
2021 год
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса «Финансовая грамотность»
• осознание себя как члена семьи и общества;
• овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
• познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
• осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и ≪лишними≫ расходами;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Ученик младших классов также получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
• положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения курса Финансовая грамотность»
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
• использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
• использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
• владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
• определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
• постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;
• оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;
• использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
• умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
• понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
• понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
• умение приводить примеры товарных денег;
• умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
• понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
• умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
• умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
• умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
• знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;
• умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
Первый уровень
Обучающийся научится:
• объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);
• называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
• называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
• сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);
• объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
• считать доходы и расходы семьи;
• называть способы сокращения расходов и экономии;
• называть способы увеличения доходов семьи;
• приводить примеры различных видов сбережений;
• объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
• составлять бюджет семьи на простых условных примерах..
Второй уровень
Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета..
Третий уровень
Предполагает получение школьниками новых знаний и реализация их проявляется через классные научно-практические конференции.
Тематическое планирование
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В т. ч. на практические работы |
1. | Теоретические занятия | ||
1.1 1.2 | Что такое деньги | 2ч | - |
1.3 1.4 | Откуда взялись деньги | 2 ч | 1ч |
1.5 1.6 | Рассмотрим деньги поближе | 2 ч | 1ч |
1.7 1.8 | Защита денег от подделок | 2ч | 1ч |
1.9 1.10 | Какие деньги были раньше в России | 2ч | 2ч |
1.11 1.12 1.13 1.14 | Современные деньги России и других стран | 4ч | 4ч |
1.15 1.16 | Учимся обращаться с деньгами | 2ч | 2ч |
1.17 1.18 | Что мы узнали о деньгах? | 2ч | |
1.19 1.20 | Откуда в семье берутся деньги | 2ч | |
1.21 1.22 | На что тратятся деньги | 2ч | 1ч |
1.23 1.24 | Как с умом управлять своими деньгами | 2ч | |
1.25 1.26 | Как считать доходы и расходы семьи | 2ч | |
1.27 1.28 | Как делать сбережения | 2ч | |
1.29 1.30 | Учимся делать сбережения | 2ч | 1ч |
1.31 1.32 | Учимся считать доходы и расходы семьи | 2ч | 1ч |
1.33 1.34 | Что мы узнали о доходах и расходах семьи? | 2ч | |
Итого: 34ч |
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание предмета | Основные виды учебной деятельности учащихся | Формы организации учебных занятий |
Что такое деньги | Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта. | Учебный диалог. |
Откуда взялись деньги | Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта. | Учебный диалог. Практическая работа. |
Рассмотрим деньги поближе | Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта. | Учебный диалог. Работа в парах и группах |
Защита денег от подделок | Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта. | Учебный диалог. Практическая работа. |
Какие деньги были раньше в России | Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта. | Учебный диалог. Практическая работа. |
Современные деньги России и других стран | Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта. | Учебный диалог. Практическая работа. |
Учимся обращаться с деньгами | Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта. | Учебный диалог. Практическая работа. |
Что мы узнали о деньгах? | Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта. | Учебный диалог. Работа в парах и группах |
Откуда в семье берутся деньги | Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений. вид | Решение проектной задачи |
На что тратятся деньги | Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений. | Решение проектной задачи |
Как с умом управлять своими деньгами | Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений. | Решение проектной задачи |
Как считать доходы и расходы семьи | Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений. | Решение проектной задачи |
Как делать сбережения | Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений. | Решение проектной задачи |
Учимся делать сбережения | Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений. | Решение проектной задачи |
Учимся считать доходы и расходы семьи | Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений. | Решение проектной задачи |
Что мы узнали о доходах и расходах семьи? | Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений. | Решение проектной задачи |
Календарно-тематическое планирование
Название программы: «Финансовая грамотность»
Класс – третий
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | № раздела, темы | Наименование разделов и тем | Дата | Корректировка |
1. | Теоретические занятия | |||
1 2 | 1.1 1.2 | Что такое деньги | ||
3 4 | 1.3 1.4 | Откуда взялись деньги | ||
5 6 | 1.5 1.6 | Рассмотрим деньги поближе | ||
7 8 | 1.7 1.8 | Защита денег от подделок | ||
9 10 | 1.9 1.10 | Какие деньги были раньше в России | ||
11 12 13 14 | 1.11 1.12 1.13 1.14 | Современные деньги России и других стран | ||
15 16 | 1.15 1.16 | Учимся обращаться с деньгами | ||
17 18 | 1.17 1.18 | Что мы узнали о деньгах? | ||
19 20 | 1.19 1.20 | Откуда в семье берутся деньги | ||
21 22 | 1.21 1.22 | На что тратятся деньги | ||
23 24 | 1.23 1.24 | Как с умом управлять своими деньгами | ||
25 26 | 1.25 1.26 | Как считать доходы и расходы семьи | ||
27 28 | 1.27 1.28 | Как делать сбережения | ||
29 30 | 1.29 1.30 | Учимся делать сбережения | ||
31 32 | 1.31 1.32 | Учимся считать доходы и расходы семьи | ||
33 34 | 1.33 1.34 | Что мы узнали о доходах и расходах семьи? |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Куда внести изменения | Описание изменений | Причины изменения | Контроль выполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"
Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...
Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Уровни цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.
Научная статья ....
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...
Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность".
Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность"....