Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной (коррекционной) школе в условиях реализации ФГОС
статья (3 класс)
«Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС НОО определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ce018f310af55a2d5617699063d745ee.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной (коррекционной) школе в условиях реализации ФГОС
«Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС НОО определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.
Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе VII вида является строгое соблюдение охранительного режима, так как обучающиеся — дети с поражением центральной нервной системы. Специальными исследованиями доказано, что такие дети чаще, чем их сверстники, имеют физическую ослабленность, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. Кроме того, для большинства детей характерны проявления двигательной недостаточности: нарушения равновесия и координации движений, мышечного тонуса, осанки. У детей нарушена нейродинамика и затруднено формирование межанализаторных связей: зрительно — двигательных и др. все больше становится число учащихся, имеющих сложные дефекты развития (например, органическое поражение нервной системы и нарушение зрения).
Несмотря на большой объем традиционных здоровьяохранительных мероприятий, их резерв, далеко на исчерпан. Здоровьеразвивающий характер обучения достигался использованием ряда методов и приемов.
Проектирование здоровьесберегающей воспитательно-образовательной среды рассматривается в нашей школе в качестве важнейшего элемента по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая воспитательно-образовательная среда школы включает в себя следующие компоненты:
1. Ежегодный анализ изменений состояния здоровья учащихся, определение группы здоровья на основе диспансерного обследования детей врачами-специалистами;
2. Плановая вакцинация, с целью профилактики различных заболеваний;
3. Ежегодные медосмотры персонала школы;
4. Оснащение медицинского блока всем необходимым оборудованием;
5. Замена светильников искусственного освещения, приобретение новых школьных досок, с целью создания внутришкольных условий, способствующих сохранению здоровья учеников;
6. Организация образовательного процесса с учетом функционального развития и здоровья школьников;
7. Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс посредством коллективно-групповых способов обучения, уровневой дифференциации, повышения познавательной активности учеников;
8. Активное внедрение технологии психолого –медико -педагогического сопровождения;
9. Работа психолого –медико -педагогический консилиума. На консилиуме составляется профессиональный разговор о каждом ребёнке конкретно на уровне медицинских работников, психолога, логопеда, учителя, воспитателя. Эта форма работы позволяет проследить развитие ребёнка, изменения в динамике;
10. Реализация программы профилактики правонарушений, позволяющей обеспечить безопасность детей, как в процессе обучения, так и за стенами школы. В рамках данной программы проводится работа с детьми, имеющими отклонения в поведении, учащимся предоставляется возможность посещения различных кружков, клубов или секций;
11. Родительский всеобуч в рамках работы школьного центра. Совместно с родителями проводятся классные часы, родительские собрания, организуются занятия, на которые администрация приглашает врача-педиатра, психолога;
12. Включение в режим дня школы комплекса оздоровительных мероприятий:
-утренняя гимнастика,
- прогулка.
Прогулка в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся;
-реализацию программы «Учись быть здоровым» по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья;
-воспитательские часы;
-физкультминутки на уроках и самоподготовках, гимнастика для глаз;
- подвижные игры на переменах;
-спортивные часы во второй половине дня;
-общешкольные спортивные соревнования;
-дни здоровья;
-беседы врача ,выпуски газет, направленных на профилактику заболеваний и формирование здорового образ жизни;
-занятия лечебной физкультурой. В кабинете лечебной физкультуры имеются велотренажёры, тренажер «ступеньки», ленты, кегли, палки, обручи, мячи, беговые дорожки, «сухой бассейн»;
13. Работа с педагогами по сохранению психоэмоционального и личностного здоровья;
14. Работа с педагогами по повышению компетентности в сфере здоровьесбережения;
15. Ежегодная сезонная витаминотерапия блюд с повышением содержания аскорбиновой кислоты;
16. Ежедневная витаминизация, путём включение в рацион овощей, фруктов, сока;
17. Ежегодный мониторинг в целях изучения состояния здоровья и особенностей развития учащихся.
Проектирование здоровьесберегающей воспитательно-образовательной среды рассматривается в нашей школе в качестве важнейшего элемента по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают… Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, прогулки проводятся ежедневно.
Большое внимание отводится гигиене: у всех учащихся имеется сменная обувь, перед едой строго моют руки. Помещение в котором учатся дети постоянно проветривается и имеет оптимальную температуру.
Таким образом изложенные выше материал выше показывает, применение здоровьеразвивающих технологии, дающих не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие способности. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в условиях внедрения ФГОС.
Научить здоровью нельзя ,нужно воспитать в детях потребность быть здоровыми....
"Современный урок в специальной (коррекционной) школе в условиях внедрения ФГОС"
ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образо...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ...
Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста
В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением здоровьесб...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Полное описание здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС....
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в условиях реализации нового ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в условиях реализации нового ФГОС. https://disk.yandex.ru/i/QsKophTdEEMytA...
Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования
В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения здоровьесберегающих технологий в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего...