Психолого-педагогические условия организации общения на занятиях в начальной школе
статья
Психолого-педагогические условия организации общения на занятиях в начальной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия организации общения на занятиях в начальной школе
Аннотация. В статье автор рассматривает процесс создания психолого-педагогических условий организации общения на занятиях в начальной школе, направленный на развитие познавательной, эмоциональной сферы учащихся и их мышления. Автор рассказывает о важности владения приемами создания этих условий учителем.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, начальная школа, эмоциональная сфера, рефлексия
Такая тема как «Психолого-педагогические условия организации общения на занятиях в начальной школе», актуальна и сегодня, так как способствует созданию благоприятной и комфортной атмосфере при взаимодействии детей и учителя на занятиях.
Так как занятия строятся на межличностном общении, очень важно, чтобы учитель обладал приемами создания психологически комфортной обстановки на занятии. На уроках важно устанавливать правила общения, которые изначально предлагает учитель, а затем ученики в процессе занятия могут их дополнять. Например, правило, что точку зрения другого ученика не следует критиковать, осуждать, а следует ее обсудить. На занятиях учитель может равноправно участвовать в играх, быть личностно открытым для детей. Важно развивать мышление детей соответственно их возрасту. Для младших школьников от конкретного, наглядно-действенного и предметно-образного видов мышления к абстрактному. На каждый вид деятельности на уроке педагог увеличивает время работы постепенно. Это требует от учащихся проявления не только непроизвольного, но и произвольного внимания. Необходимы и важны одобрение и похвала со стороны учителя, что позволит ученику младшего класса почувствовать свою успешность. Для создания благоприятной обстановки на уроке, а также, чтобы дети не уставали и скучали, важно чередовать различные виды деятельности: дети слушают, читают, обсуждают прочитанное, разгадывают ребусы, кроссворды, рисуют, пишут.
На уроке ведется обсуждение с детьми, что им понравилось на уроке, что нет, что нового они узнали. Важно задавать вопросы, отражающие взаимосвязь учащихся и учителя: «Как вы считаете, что на уроке меня обрадовало? Как Вы это поняли?» Рефлексия обеспечивает ответственность за то как строится взаимодействие как учителя, так и обучающихся начальных классов. Обратим внимание, что обсуждение должно проходить в спокойном и доброжелательном тоне. Взаимная рефлексия учителя и учащихся способствует более легкому планированию уроков с учетом интересов обучающихся начальной школы. Рефлексия обеспечивает завершенность занятия: в начале урока учитель сообщает о планах на занятие, а в конце совместно подводит итоги работы на уроке. Также взаимная рефлексия обеспечивает уверенность учащихся в себе и стимулирует их активность.
Для создания психолого-педагогических условий организации общения на занятиях в начальной школе педагогу требуются постоянное творчество, душевная щедрость и мыслительная работа. В условия современной школы важно обеспечить взаимосвязь педагогических средств, которые применяются в учебной и внеурочной деятельности, гибко организовывать учебный процесс. Полезно объединять педагогические средства урочной и внеурочной деятельности, что будет не допускать монотонности, а напротив, создаст разнообразие в образовательном процессе. Каждый новый учебный день начинается с психологического настроя. Теплое приветствие при встрече с учениками дает каждому понимание того, что в школе его любят и ждут. Взаимоотношения «учитель-ученик» строятся, исходя из того хорошего, что есть в ребенке. «Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя», - утверждают психологи. Это утверждение помогает формировать дружный ученический коллектив и создавать доброжелательную теплую атмосферу. В режиме школы предусматривается прогулка на свежем воздухе с включение коллективных и индивидуальных игр, снижающих напряжение и тревожность. Полезно создавать учащимся условия выбора деятельности на уроках технологии и ИЗО. На одном уроке могут соединяться различные виды работ. Представление выполненных работ на стендах, в кабинете, в коридоре школы способствуют утверждению значимости учащихся, развитию их способностей в творчестве, а также благоприятно влияет на развитие волевых качеств. Важно создавать позитивный эмоциональный настрой для того, чтобы вселять уверенность в силы и возможности ученика, нацеливать его на ситуацию успеха. Учителю необходимо внимательно относиться к потенциальным возможностям учащегося, к его склонностям.
Создания психолого-педагогических условий организации общения на занятиях способствует раскрытию индивидуальных возможностей учащихся, способствует развитию и мотивации в учебной деятельности, формированию жизненных идеалов, ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой, содействует успешной социализации учащихся.
Список использованной литературы
1. Ефремова О.А. Зайдман И.Н. Как научить всех и каждого: Учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 352 с.
2.Зайдман И.Н., Ефремова О.А., Алехова Ю.Ю. Инновационные технологии и модели обучения: учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009 г.;
3.Зайдман И.Н. Общение: Учимся понимать себя и окружающих. Общение: Учим понимать себя и окружающих (часть 2) Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009
4. Федякова И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника /http://festival.1september.ru
5. Чернышова Т.Ю. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации. - 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.
Знакомство и применение различных нетрадиционных техник рисования в начальной школе. "Истоки способностей и дарования детей ...
«Использование психолого - педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности начальной школы» на примере темы"Деление числа с остатком" 3 класс по учебному комплекту математика УМК "Школа России"
Зачётная работа проект "Использование психолого-педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности" представлен уроком математики в 3 классе. Конспект урока с использован...
Презентация "Организация предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС"
Большое внимание в стандарте уделяется предметно-пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников о...
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....
Организация интеллектуально-развивающих занятий в начальной школе.
В разработке обсуждаются возможности организации интеллектуально-развивающих занятий с младшими школьниками. Рассматриваются материалы для проведения таких занятий во внеурочное время....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области 2023 г
Содержит МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области...