Задание №2 ПП
материал (4 класс)

Чуханова Алина Дмитриевна

Тема: Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2_pp.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №2

Разработать план выступления на методическом форуме ОУ

Выполнил (а) Чуханова Алина Дмитриевна

Оценка_____________

Методические рекомендации по  выполнению задания:

1.Познакомьтесь  с особенностями методической службы данного ОУ.

2.Выберите  тематическое направление собственного выступления в рамках любого методического форума ОУ. Согласуйте с наставником тему и примерный  план выступления.

3.Разработайте текст, укажите тему, цель и задачи, план выступления.

Тема: Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

Целью выступления является теоретическое обоснование роли природоведческих экскурсий  в экологическом воспитании младших школьников.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить сущность понятий «экскурсия», «экологическое воспитание».
  3. Систематизировать и предоставить методические  рекомендации по организации и проведению  экскурсии. 

План:

1. Введение

Вопросы экологического образования всегда были и будут актуальны в современном обществе. Особенно сейчас, когда экологическая безответственность ярко выражена во всем мире. Особое место в экологическом образовании отводится начальной школе, так как именно в этом возрасте есть эффективная возможность показать учащимся как негативные, так и позитивные последствия деятельности человека, привлечь их к выполнению простых природоохранных мероприятий, способствовать формированию навыков поведения в природе.

2. Сущность понятия «экологическое воспитание».

Экологическое воспитание младших школьников способствует интенсивному формированию эстетических отношений, развитию мыслительного процесса, внимания. Если вовремя не "заложить кирпичик экологии" в воспитание ребенка, то в будущем возникнут более серьезные экологические проблемы.

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимосвязи живых организмов с окружающей средой и формирование навыков управления физическим и психическим состоянием.

Изучение природы невозможно представить без непосредственного наблюдения и изучения объектов и явлений природы. Поэтому экскурсии в природу занимают большое место в практике обучения окружающему миру.

3. Сущность понятий «экскурсия», «экологическое воспитание».

Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях. Экскурсия - коллективная поездка куда-либо, посещение чего-либо с образовательной или развлекательной целью.

Когда в экскурсии участвует весь класс, а материал экскурсии тесно связан с программой по окружающему миру, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью образовательного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда она проводится с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Важное место в плане работы учителя занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимосвязь природных объектов и их отношение к окружающей среде. Экскурсии в природу представляют собой способ конкретного изучения природы, то есть изучение реальных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней.

Именно на экскурсиях у учащихся развивается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в таких условиях, очень прочны и надолго остаются в памяти детей.

Отношение школы к экскурсиям должно быть таким же, как и к урокам. Они вносятся в план школы, связываются с программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом планировании по предмету в каждом классе. График выездных экскурсий должен быть согласован таким образом, чтобы выездная экскурсия по одному предмету не нарушала других уроков.

4. Методические  рекомендации по организации и проведению  экскурсии.

Полевые экскурсии определяются программой по экологии. Экскурсии, предусмотренные учебным планом, являются обязательными и проводятся в пределах учебного времени, отведенного на изучение природоведения. Их содержание непосредственно связано с изучением материала на предыдущих уроках, а полученные во время экскурсии идеи, понятия, собранные природные объекты широко используются на последующих уроках по данной теме. Время проведения экскурсии не должно превышать 45 минут, так как более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют перерыва и отдыха.

Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, предварительной подготовки учащихся к уроку, но и от удачного выбора маршрута.

Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен ознакомиться с материалом экскурсии по литературным источникам и имеющимся методическим разработкам и наметить ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановок, корректируя намеченный план на основе непосредственного знакомства с местом проведения экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассматриваться на экскурсии, и составляется их описание, определяется содержание и составляется конспект экскурсии.

Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, распределяет задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения на природе, передвижения по маршруту, поддержания определенной дисциплины.

Главное требование - организовать активную работу экскурсантов, но не оставлять их только в качестве зрителей и слушателей. Для этого им должны быть даны отдельные самостоятельные задания, такие, как поиск, сбор и распределение материала, наблюдение тех или иных явлений природы, проведение конкретных измерений и т.д.

Экскурсию можно считать законченной, когда все необходимые работы, наблюдения и собранный материал достаточно отработаны и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких отчетов. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием собранных растений, коллекциями насекомых, горных пород и т.д. Собранные материалы и рисунки могут быть использованы для организации выставки по теме экскурсии, результаты экскурсии обсуждаются в классе. В заключение необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов выставить оценки.

5. Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое образование в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Его можно рассматривать как основной системообразующий фактор, способствующий формированию человека истинно интеллигентного и цивилизованного.

Список используемых источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.

2. Аквилева, Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. - М.: Владос, 2001.

3. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников/ Начальная школа. - 2009. - № 4. - с.36-39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Учебное задание.Критерии и виды заданий.

Выступление по теме на педагогическом совете...

Индивидуальные дидактические задания, ролевые задания и игры на материале УМК И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для 3-4 классов

Методическая работа содержит примеры индивидуальных дидактических заданий, ролевых заданий и игр в начальной школе. Материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время....

Ситуативные задания. Применение ситуативных заданий

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361484","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 112px; width: 70px;"}}]]Если мы хотим дать подрастающему поколени...

Задания (к каждому заданию подбираются предметные и сюжетные картинки

. Посмотри на картинки. Назови предметы. (Стол, самолет, сыр.) Назови первый звук в этих словах. («С».) 2. Назови птиц, которые на картинке. (Гусь, синица). Какой одинаковый звук есть...

выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»

Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...