Конспект консультации учителей по теме: «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»
консультация
Конспект консультации учителей по теме: «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы», целью которого является расширить представление учителей об инклюзивном образовании, познакомить с проблемами и перспективами инклюзивного образования, рекомендациями по эффективному включению детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_konsultatsii_uchiteley.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект консультации учителей по теме:
«Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»
Цель: расширить представление учителей об инклюзивном образовании, познакомить с проблемами и перспективами инклюзивного образования, рекомендациями по эффективному включению детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Нашу консультацию я начну с мудрой китайской притчи.
А о чем она вы скажете после её прослушивания.
Притча «Трещина в кувшине»
У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:
– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
- Как вы думаете, о чем эта притча? Определите в группе основную тему и идею притчи.
(Каждая группа выражает свое мнение по содержанию притчи)
Да, вы правы, это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.
-Уважаемые коллеги. Какое понятие в настоящее время всё чаще стало появляться в педагогической практике?
Да, это понятие «инклюзивное образование».
Тема сегодняшней консультации «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
-Как эту притчу можно связать с нашей темой?
(дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.)
Практическая часть
Давайте попробуем почувствовать себя в роли таких кувшинов с трещинками. (Раздаем очки, беруши). Одна группа надевает очки, другая беруши, третья будет выполнять задание одной рукой. Перед собой вы видите цветную бумагу, из нее мы будем изготавливать человечков. А вы подумайте, какие чувства у вас будут возникать при работе.
Во время работы я вам прочитаю стихотворение В. Беляевой
«Я свяжу тебе жизнь… »
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.
-Итак, получились человечки, что вы испытывали, какие трудности? Почувствовали ли вы, что ваши возможности ограничены? Что или кто помог вам выполнить эту работу?
Скажите, пожалуйста, как вы считаете:
- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
-Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
- Есть ли преимущества инклюзии для детей с ОВЗ?
-Подумайте, какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования? (Например, совершенствование материально – технической базы, создание индивидуальных программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д. )
-Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим сегодня на консультации.
-Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.
Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и
законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться. Согласно идеальным канонам, инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Первичной и важнейшей ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. В целях выявления профессиональной готовности к реализации ФГОС для детей с ОВЗ вам, уважаемые коллеги было предложено анкетирование.
-Как видите, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Есть над, чем работать.
-Очень важным умением в работе детьми с педагога с ограниченными возможностями здоровья, является ещё и умение разрабатывать индивидуальную программу.
-При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
диагностические исследования.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка
Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Динамика работы
1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3.Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
4. Реализация намеченной программы.
-Программа индивидуального развития утверждается на педсовете школы. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.
Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.
Индивидуальная программа обучения, составленная для учащихся с различными возможностями, помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат.
Качественно составленный индивидуальный учебный план также помогает учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях). Это не означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно включено в индивидуальный учебный план (программу). Скорее, индивидуальная программа фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени.
При правильном использовании, такие программы могут стать прекрасными помощниками в ежедневной учительской практике.
-Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии. Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико.
-Для ребенка, обучающегося на дому знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.
-Уважаемые коллеги. Мы сегодня рассмотрели важный вопрос
«Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
И чтобы подвести итоги нашей консультации, мы предлагаем вам поработать в группах и выразить свои чувства.
Первая группа - работает с песком,
Вторая группа - работает с красками,
Третья группа- с соленым тестом.
Используйте человечков, которых вы сделали в начале консультации. Не случайно мы взяли все эти техники, они дают хороший результат и применяются при работе с детьми с ОВЗ.
И последний вопрос:
Рекомендации по эффективному включению детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.
В заключение хочется сказать двумя крылатыми фразами «Я не волшебник, я только учусь» и «Все будет хорошо». Думаю, что инклюзивное образование станет неотъемлемой частью нашего общества. Не исключены и ошибки, но хочется верить, что здравый смысл и доброта спасут этот мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в современной России.
Тема статьи "Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в современной России" достаточно актуальная, т.к. это один из процессов трансформации общего образования, основанн...
«Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»
laquo;Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»...
Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах"
В научной статье проанализированы общие проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Приведены и рассмотрены основные проблемы инклюзивного образования в России....
Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.
Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Инклюзивное образование в условиях современной школы»
В данной методической разработке представлен опыт работы ребёнка с ДЦП с сохранным интеллектом....
Роль инклюзивного образования в современной школе
В нашем обществе, к сожалению, люди с инвалидностью воспринимаются как нечто инородное и необычное. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ОВЗ, но и з...
Выступление на ШМО «Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы».
laquo;Инклюзивное образование в начальной школе:Опыт, проблемы»...