Технология развития функциональной грамотности младших школьников
статья
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На нас ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня – это пользование глобальной всемирной сетью, где можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_funktsionalnoy_gramotnosti_dlya_sbornika.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития функциональной грамотности
младших школьников
А.А. Рукша
учитель начальных классов
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На нас ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня – это пользование глобальной всемирной сетью, где можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции. Поэтому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.
Требования ФГОС НОО такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности как возможности персоны прочитывать, осознавать, оформлять элементарные краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность есть атомарный уровень познаний, умений и способностей, гарантирующий нормальную деятельность персоны в концепции социальных взаимоотношений, какой является по минимуму важным для реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде [17, с.85].
Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Процесс развития и формирования функциональной грамотности средствами учебных объектов начальных классов, отталкиваясь из настоящих познаний, умений и способностей, исполняется на базе развития навыков мышления.
На первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация, умозаключение, классификация, отвержение.
Задача педагогов – не только давать глубокие знания по предметам, но и обучать детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. При этом формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Функциональная грамотность младших школьников состоит из читательской, естественнонаучной, математической, компьютерной, финансовой, юридической грамотности, грамотности в вопросах здоровья, семейно-бытовых и творческое мышление.
Базовым умением функциональной грамотности считается читательская компетентность. Это умение ребенка поминать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.
1класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Осмысленное чтение формирует основу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, однако и считается залогом преуспевания в любой предметной сфере, базой формирования основных компетентностей [18].
Учебный предмет «Русский язык» нацелен на освоение обучающимися функциональной грамотности, однако совместно с этим дети овладевают умением организации собственного рабочего места (что фиксируется и на других учебных предметах); умением работы с учебником, со словарем; умением распределения времени; умением контроля деятельность друг друга; умением определения погрешности; умением словесной оценки качества работы.
Большинству детей в начальных классах присуще позволять ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. Это кратковременные ошибки. По мере укрепления изученного материала они преодолеваются [11].
Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:
-Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условия орфографического затруднения. На данном этапе совершается созидательное овладение и формирование мыслительной способности ребенка. Это то, что подразумевает проблемное обучение.
-Вся система орфографических работ основывается на проблематичных способах.
- Важно создать работу, чтобы любой учащийся каждый день ощущал обязанность за собственные познания.
- Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо:
-Письмо с проговариванием.
-Списывание.
-Комментированное письмо.
-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
-Письмо по памяти.
-Творческие работы.
-Выборочное списывание.
-Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.
-Словарная работа
-Работа над ошибками.
Например, пример чтения с остановками полезен тем, что использование такого метода дает возможность сделать паузу и акцентировать внимание на смысле прочтенного. Благодаря этому повышается качество процесса чтения, у ребенка формируется образ на основе представляемой информации. Анализ дает возможность подумать, выполнить сравнение. Для стимулирования ребенка работать в полную силу своих возможностей необходимо вызвать у него желание познавать. Если он поверит в то, что может преодолевать трудности, ему в дальнейшем будет проще. Причина и в виде деятельности. Не каждая из них стимулирует развитие способностей, а лишь та, которая позволяет ощутить положительные эмоции, которая дает возможность получить удовольствие от процесса и достигнутого результата.
Свои знания могут успешно применять и на других уроках: литературного чтения, окружающего мира, математике [12, с.167].
Учебный предмет «Литературное чтение» учитывает освоение обучающимися способностями грамотного быстрого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а кроме того мастерством отыскать необходимую книжку в библиотеке, на прилавке магазина; способность выбрать произведение на установленную проблему (для участия в конкурсе чтецов); способность дать оценку друг другу; способность выслушивать и чувствовать, выражать собственную позицию к прочтенному, к услышанному.
Учебный предмет «Математика» подразумевает развитие арифметических счетных способностей, знакомство с основными принципами геометрии; развитие умения независимого определения местоположения объектов на плоскости и определение данного местоположения языковым средствами: снизу, наверху, среди, вблизи, позади, поближе, далее; практическое умение ориентироваться во времени, способность разрешать вопросы, содержание которых сопряжено с актуальными жизненными ситуациями. Максимальный результат при этом может быть достигнут вследствие использования разных конфигураций деятельности над задачами:
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.
3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
5.Самостоятельное составление задач учащимися.
6.Решение задач с недостающими данными.
7.Изменение вопроса задачи.
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9.Объяснение готового решения задачи.
10.Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Учебный предмет «Окружающий мир» представляется собой интегрированным предметом и включает модули научной и общественно-гуманитарной ориентированности, а кроме того учитывает исследование основ безопасности жизнедеятельности. На занятиях отрабатываем навык обозначения происшествий во времени языковыми средствами: сначала, затем, ранее, позже, до, в один и то же период. Фиксируем признание ребенком здоровья как главнейшей ценности человеческого существования, способность беспокоиться о собственном физиологическом состоянии здоровья и придерживаться принципов безопасности жизнедеятельности. У детей имеется вероятность приготовить собственный материал на установленную проблему, а кроме того собственные вопросы и задачи, что они делают с немалым наслаждением.
Учебный предмет «Технология» учитывает освоение обучающимися умениями самообслуживания, способностями ручных технологий обрабатывания разных материалов; сформированность индивидуально-творческих особенностей личности, требуемых для познания себя как личности, собственных способностей, осознания своего достоинства. В рамках внеклассной деятельности можно ставить короткие сценки.
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно показать в варианте плодового дерева. Как каждому дереву нужны забота, увлажнение, тепло, свет, так и маленькому ребенку, приходящему к учителю на урок, нужны познания, мастерство и умения. «Поливая» данное дерево, спланированной, отчетливо обдуманной, гармоничной работой, применяя инновационные педагогические технологические процессы, дерево немедленно принесет плоды – прекрасные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. интеллектуальных, эффективных, мощных, способных к саморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников [19, с.52].
Примеры для создания комфортного ощущения процесса обучения:
1.Одобрять работу ученика на уроках, хвалить его, направлять на появления хороших оценочных суждений.
2.Создавать доверительные отношения в классе, давать уверенность в то, что все получится.
3.Организовывать работу, а не поведение.
4.Стимулировать положительные оценки по выполненным работам, результатам работы.
Сегодняшняя ситуация на уроках в младших классах – отказ от пассивного слушания информации, подаваемой учителем. Важно, чтобы ученик говорил, высказывал свое мнения, умел аргументировать свои утверждения. Это можно делать в рамках диалога в работах в разных по величине группах. Учитель должен уметь организовать диалог. Вести, направлять беседу в группах в соответствии с темой урока. Такая мера будет самым правильным шагом в его действиях, как педагога. К данному вопросу следует подходить со всей ответственностью, внимательностью. Результаты бесед обязательно будут по причине того, что:
- ученики будут представлять окружающим свое понимание темы;
- появится понимание того, что у каждого человека может быть своя идея и ими следует правильно пользоваться.
Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.
Список литературы
- Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности [Текст] – // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 166–176.
- Иванцова, А. А. Изучение особенностей воспитания в семье / [Текст] / А. А Иванова // Воспитание школьника. - 2012. - №9. - С. 16 - 18.
- Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6 № 4 // Режим доступа:http://www.psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shato_phtml (дата обращения: 15.11.2020).
- Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / А. И. Лобачев. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – С. 52–57.
- Образовательная система «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: Баласс, 2012.- 348 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"
Предлагаю вашему вниманию статью "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"...
Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»
Разработка урока по математике с элементами финансовой грамотности....
«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках окружающего мира»
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней....
Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»
Урокпо развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»...
Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»
Мастер-класс«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»...
«Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»
Разработка для педагогического совета...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА : «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников»
Статья отражает основные вопросы содержания образования , способствующие формированияю функциональной грамотности школьников. ...