Народная игрушка "Лошадка"
план-конспект занятия (4 класс)
Если вы хотите порадовать своего ребенка необычной игрушкой, или организовать занятие ребёнок - родитель, то эта мастерская для вас! Три одинаковые полосы х/б ткани, маленький кусочек цветной ткани для попоны, цветные нитки - и вы можете приступать к работе. Технологическая карта мастерской, небольшая экскурсия к истокам русской народной игрушки и пооперационная карта изготовления лошадки станут вашими путеводителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_loshadka.docx | 332.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом творчества «Островок»
Мастерская для детей с родителями
«Народная игрушка «Лошадка»»
Автор: Березкина Татьяна Петровна,
педагог дополнительного образования
Красноярский край Туруханский район п. Бор
2021 г.
Цель: изготовление народной игрушки «Лошадка».
Задачи:
- обучить приемам изготовления игрушки «Лошадка»;
- закреплять навыки шитья;
- приобщать участников мастерской к народному творчеству;
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи;
- способствовать осознанию ценности игрушки, сделанной своими руками.
Подготовительный этап:
- Образец лошади.
- Готовые детали для изготовления игрушки.
- Алгоритмом изготовления игрушки.
Формы организации занятия: коллективная, групповая.
Оборудование и оснащение:
- джинсовая ткань разных цветов;
- ткань драповая;
- нитки швейные и вязальные разного цвета;
- инструменты (ножницы; иглы, подушки для иголок);
- магнитофон, аудиозапись спокойной музыки.
Ожидаемые результаты:
Участники мастерской изготовят игрушку «Лошадка».
Технологическая карта мастерской
Этап, хронометраж | Деятельность педагога | Деятельность участников мастерской | Примечания |
Организационно-мотивационный 1 мин. | Встречает участников, приветствует и предлагает занять места за столами | Занимают места за любыми рабочими столами | |
Постановка темы, целеполагание 3 мин. | Организует беседу о традициях изготовления тряпичной куклы на Руси. Подводит к теме мастерской (Приложение 1) Наводящими вопросами направляет воспитанников мастерской на определение темы и цели мастерской | Слушают, задают вопросы Определяют тему и цель | Беседа сопровождается демонстрацией иллюстраций из книги «Кукольный сундучок». Демонстрация готовой игрушки «Лошадка» |
Актуализация знаний 1 мин. | Предлагает воспитанникам вспомнить и познакомить родителей с правилами техники безопасности при работе с инструментами | Рассказывают правила техники безопасности при работе с инструментами | |
Основной Мастер - класс педагога по изготовлению лошади 6 мин. | Изготавливает отдельные детали игрушки «Лошадка» (шею с головой и передние ноги). Собирается игрушка из готовых деталей, сопровождая каждый этап подробным объяснением и показом | Слушают и смотрят. Задают вопросы | Скрутки «задние ноги» и «хвост» используются педагогом для сборки игрушки в готовом виде. |
Практическая деятельность воспитанников и родителей 30 мин. | Организует практическую деятельность участников мастерской, распределяет их по парам: родитель-ребенок. По просьбе участников помогает в самостоятельной деятельности | Выполняют задание педагога. Выбирают инструменты и материалы для работы. Изучают пооперационные карты. Задают вопросы. Приступают к самостоятельной деятельности (Приложение 2) | |
Итоговый 4 мин. | Организует беседу по достижению цели. Выясняет, насколько участниками мастерской освоен новый материал | Отвечают на вопросы. Делятся своими впечатлениями |
Приложение 1
Эта книга не зря называется «Волшебный сундучок», в ней живут добрые куколки, которые вы можете сделать своими руками.
Традиционная народная кукла почти не изменилась с тех давних пор, как придумали ее наши предки бабушки и прабабушки!
В куклы не только играли — они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами. Верили, что они непременно помогут! Ведь кукла — создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.
Загадка вам подскажет с какой же куклой я хочу вас познакомить?
С человеком очень дружит
И ему надёжно служит,
По хозяйству помогает.
В сани он её впрягает,
И – с подковами копыта.
В ней большая сила скрыта.
Знаешь ты уже отгадку?
Узнаешь её – (лошадка).
14 сентября, в день Симеона Столпника, нашими предками проводился семейный обряд «сажание на коня». Мальчикам старше трех лет с молитвой состригали с головы прядь волос , которую потом хранили, а «постриженного» отец сажал на коня. Крестный обычно держал повод, и все вместе совершали почетный круг. А потом ему дарили вот такую лошадь.
Приложение 2
Лошадка
Для выполнения лошадки понадобится четыре одинаковые полоски ткани. Длина полосы – это высота лошади, умноженная на два. Ширина полосы зависит от толщины ткани и определяется путём скручивания ткани в тугой валик | |
1. Скрутите первую полоску по длинной стороне в тугой валик. Концы перемотайте нитками. Это будут передние ноги | |
2. Теперь сделаем голову и шею лошади. Сверните скрутку пополам. Немного отступив от края сгиба перемотайте сложенную скрутку в верхней части. | |
3. Скрутите вторую полоску так же, как и первую. Сделайте задние ноги, обмотав каждый конец скрутки отдельно. Согните ее пополам и в перегиб вставьте первую скрутку. Закрепите в области шеи. Задние ноги, в верхней части, один раз обмотайте и закрепите ниткой | |
4. На концах третьей полоски с одной и другой стороны сделайте несколько надрезов — это хвост. Полоску скрутите в тугой валик, поместите одну ее половину снизу между передними и задними ногами, вторую половину валика просунуть через отверстие в шее и проложить по верху спины. Хвост скрепите с задними ногами | |
5. Последнюю полоску оберните вокруг спины и живота лошади и закрепите нитками | |
6. Вокруг шеи, при помощи нитки и иголки, закрепите несколько узких полосок — гриву. На спинку лошадке положите лоскуток цветной ткани - попону. Лошадка готова! |
Используемая литература:
- Берстенева Е., Догаева Н., Кукольный сундучок, М., «Белый город», 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»
Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»Шелеховского района Иркутской области...
Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...
Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"
Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...