Народная игрушка "Лошадка"
план-конспект занятия (4 класс)

Берёзкина Татьяна Петровна

Если вы хотите порадовать своего ребенка необычной игрушкой, или организовать занятие ребёнок - родитель, то эта мастерская для вас! Три одинаковые полосы х/б ткани, маленький кусочек цветной ткани для попоны, цветные нитки - и вы можете приступать к работе. Технологическая карта мастерской, небольшая экскурсия к истокам русской народной игрушки и пооперационная карта изготовления лошадки станут вашими путеводителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_loshadka.docx332.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Островок»

Мастерская для детей с родителями

«Народная игрушка «Лошадка»»

Автор: Березкина Татьяна Петровна,

педагог дополнительного образования

Красноярский край Туруханский район п. Бор

2021 г.

Цель: изготовление народной игрушки «Лошадка».

Задачи:

  • обучить приемам изготовления игрушки «Лошадка»;
  • закреплять навыки шитья;
  • приобщать участников мастерской к народному творчеству;
  • воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи;
  • способствовать осознанию ценности игрушки, сделанной своими руками.

Подготовительный этап:

  1.  Образец лошади.
  2. Готовые детали для изготовления  игрушки.
  3. Алгоритмом изготовления игрушки.

Формы организации занятия: коллективная, групповая.

Оборудование и оснащение:

  • джинсовая ткань разных цветов;
  • ткань драповая;
  • нитки швейные и вязальные разного цвета;
  • инструменты (ножницы; иглы, подушки для иголок);
  • магнитофон, аудиозапись спокойной музыки.

Ожидаемые результаты:

Участники мастерской изготовят игрушку «Лошадка».

Технологическая карта мастерской

Этап, хронометраж

Деятельность педагога

Деятельность участников мастерской

Примечания

Организационно-мотивационный

1 мин.

Встречает участников, приветствует и предлагает занять места за столами

Занимают места за любыми рабочими столами

Постановка темы, целеполагание

3 мин.

Организует беседу о традициях изготовления тряпичной куклы на Руси.

Подводит к теме мастерской

(Приложение 1)

Наводящими вопросами направляет воспитанников мастерской на определение темы и цели мастерской

Слушают, задают вопросы

Определяют тему и цель

Беседа сопровождается демонстрацией иллюстраций из книги «Кукольный сундучок». Демонстрация готовой игрушки «Лошадка»

Актуализация знаний

1 мин.

Предлагает воспитанникам вспомнить и познакомить родителей с правилами техники безопасности при работе с инструментами

Рассказывают правила техники безопасности при работе с инструментами

Основной

Мастер - класс педагога по изготовлению лошади

6 мин.

Изготавливает отдельные детали игрушки «Лошадка» (шею с головой и передние ноги). Собирается игрушка из готовых деталей, сопровождая каждый этап подробным объяснением и показом

Слушают и смотрят.

Задают вопросы

Скрутки «задние ноги» и «хвост» используются педагогом для сборки игрушки в готовом виде.

Практическая деятельность воспитанников и родителей

30 мин.

Организует практическую деятельность участников мастерской, распределяет их по парам: родитель-ребенок.

По просьбе участников помогает в самостоятельной деятельности

Выполняют задание педагога.

Выбирают инструменты и материалы для работы.

Изучают пооперационные карты. Задают вопросы.

Приступают к самостоятельной деятельности (Приложение 2) 

Итоговый

4 мин.

Организует беседу по достижению цели. Выясняет,  насколько участниками мастерской освоен новый материал

Отвечают на вопросы. Делятся своими впечатлениями

Приложение 1

        Эта книга не зря называется «Волшебный сундучок», в ней живут добрые куколки, которые вы можете сделать своими руками.

                Традиционная народная кукла почти не изменилась с тех давних пор, как придумали ее наши предки бабушки и прабабушки!

        В куклы не только играли — они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами. Верили, что они непременно помогут! Ведь кукла — создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.

        Загадка вам подскажет с какой же куклой я хочу вас познакомить?

                С человеком очень дружит

                И ему надёжно служит,

                По хозяйству помогает.

                В сани он её впрягает,

                И – с подковами копыта.

                В ней большая сила скрыта.

                Знаешь ты уже отгадку?

                Узнаешь её – (лошадка).

         14 сентября, в день Симеона Столпника, нашими предками проводился семейный обряд «сажание на коня». Мальчикам старше трех лет с молитвой состригали с головы прядь волос , которую потом хранили, а «постриженного» отец сажал на коня. Крестный обычно держал повод, и все вместе совершали почетный круг. А потом ему дарили вот такую лошадь.

Приложение 2

Лошадка

Для выполнения лошадки понадобится четыре одинаковые полоски ткани. Длина полосы – это высота лошади, умноженная на два. Ширина полосы зависит от толщины ткани и определяется путём скручивания ткани в тугой валик

1. Скрутите первую полоску по длинной стороне в тугой валик. Концы перемотайте нитками. Это будут передние ноги

C:\Users\1111\Desktop\схема лошадки.jpg

2. Теперь сделаем голову и шею лошади. Сверните скрутку пополам. Немного отступив от края сгиба перемотайте сложенную скрутку в верхней части.

C:\Users\1111\Desktop\схема лошадки - копия.jpg

3. Скрутите вторую полоску так же, как и первую. Сделайте задние ноги, обмотав каждый конец скрутки отдельно. Согните ее пополам и в перегиб вставьте первую скрутку. Закрепите в области шеи. Задние ноги, в верхней части, один раз обмотайте и закрепите ниткой

C:\Users\1111\Desktop\схема лошадки - копия (3).jpg

4. На концах третьей полоски с одной и другой стороны сделайте несколько надрезов — это хвост. Полоску скрутите в тугой валик, поместите одну ее половину снизу между передними и задними ногами, вторую половину валика просунуть через отверстие в шее и проложить по верху спины. Хвост скрепите с задними ногами

C:\Users\1111\Desktop\схема лошадки - копия (2).jpg

C:\Users\1111\Desktop\1.jpg

5. Последнюю полоску оберните вокруг спины и живота лошади и закрепите нитками

6. Вокруг шеи, при помощи нитки и иголки, закрепите несколько узких полосок — гриву. На спинку лошадке положите лоскуток цветной ткани - попону. Лошадка готова!

Используемая литература:

  1. Берстенева Е., Догаева Н., Кукольный сундучок, М., «Белый город», 2018 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...