Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Легоконструирование", 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Легоконструирование» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебно – методического издания «Технолаб. Конструирование роботов» /Д.А.Каширин, А.А.Каширина.Цель программы: развитие научно – технического мышления и творческого подхода обучающихся посредством образовательных конструкторов; развитие у учащихся интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию через создание моделей и управления готовыми моделями с помощью компьютерных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_legokonstruirovanie_1_klass.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к ООП НОО МБОУ «СОШ №6»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Легоконструирование»
для 1 класса
Составитель: Каминская Т.Ю.
учитель начальных классов
2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Легоконструирование» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебно – методического издания «Технолаб. Конструирование роботов» /Д.А.Каширин, А.А.Каширина.
На изучение курса внеурочной деятельности «Легоконструирование» в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 часа в год).
Цель образовательной деятельности – удовлетворить естественное любопытство и любознательность детей, их потребность в игре и новых впечатлениях, желание работать руками, стремление познать окружающий мир, свойства предметов и их взаимодействие в статике и динамике. Все это необходимо для решения задач ФГОС НОО по познавательному развитию обучающихся, развитию любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становлению познания, развитию воображения и творческой активности. Обучающиеся активно участвуют в исследовательской, экспериментальной, поисково-познавательной деятельности, которая перетекает в игровую и наоборот.
Направленность программы – техническая и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области технологии. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир моделирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности. Материал по курсу «Легоконструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Цель программы: развитие научно – технического мышления и творческого подхода обучающихся посредством образовательных конструкторов; развитие у учащихся интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию через создание моделей и управления готовыми моделями с помощью компьютерных программ.
Задачи программы:
-Сформировать первичные представления о применении LEGO- конструкторов робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
-Стимулировать детское научно – техническое творчество: развить умение постановки технической задачи, умение собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
-Развить продуктивную (конструирование), исследовательскую деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;
-Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-Развивать интерес к моделированию и конструированию;
-Развивать индивидуальные способности каждого ребенка, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями (пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; операции логического мышления; познавательную активность, воображение, фантазию и творческую инициативу; мелкую и крупную моторику; диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас; коммуникативные навыки; кругозор и культуру);
-Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
-Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями к научно-техническому творчеству;
-Изучить эффективность деятельности, организованной в рамках проекта.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Предметными результатами изучения программы «Лего-конструирование» является формирование следующих знаний и умений:
Учащиеся должны научиться:
- простейшим основам механики
- видам конструкций «однодетальные» и «многодетальные», неподвижным соединениям деталей;
- технологической последовательности изготовления несложных конструкций
Обучающийся получит возможность научиться:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.
Освоение программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты освоения программы курса.
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы, постигать азы профессионального самоопределения, ознакомления с миром профессий, связанных с робототехникой
Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о построенной модели.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
- выслушивать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
- осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Содержание курса внеурочной деятельности
Занятия по ЛЕГОконструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их, знакомятся с основными принципами механики.
Виды организации занятий:
- По образцу
- По схемам
- По собственному замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель, нужно научиться читать схемы.
Понять определения ритма, симметрии.
Изменить готовую модель, применить дополнительные детали, увеличить функции модели, расширить возможности.
Составлять связный рассказ о проделанной работе, освещать все этапы строительства, рассказ о назначении модели.
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать Проектирование и строительство по заданной теме в индивидуальном порядке.
Работа в паре.
Понятие алгоритм действий. Последовательность в конструировании. Планирование, как основа решения поставленной задачи.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.
Причинно-следственные связи.
Способность анализировать информацию.
Свойства интеллекта и его возможности.
Что такое логика. Основы логических построений. Свободное творчество.
№ | Тема | Форма организации обучения | Виды деятельности |
Вводное занятие. Закрепление названий LEGO–деталей, инструктаж по технике безопасности | - | 1.Знакомство с миром Lego. История создания и развития компании Lego и в частности в России с просмотром видеоролика о правилах работы. 2.Отгадывание загадок. 3.Просмотр иллюстративного материала: презентации «Легоконструирование», подготовленных в формате программы РowerРoint, видеоролика о работе с конструктором . 4.Рассматривание иллюстраций по ТБ и правила работы с образовательным конструктором Технолаб. 6.Физкультминутка (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз). 7.Практический показ соединения деталей монтаж и демонтаж конструкции. 8.Практическая работа с конструктором: знакомство с деталями конструктора, со способами соединения деталей и демонтажа конструкции при использовании разделителя, рассматривание деталей конструктора, цвет деталей, их формы. Коллективное обсуждение технологии скрепления деталей,перечисление необходимого инструментария, выделение правила безопасной работы. 9. Подведение итога занятия: создавать движущиеся конструкции и находить простые технические решения. | |
Способы крепления, строительство по замыслу | Конструирование комплексное по образцу и замыслу | ||
«Игра «Собери модель» | Конструирование по образцу и наглядным схемам Конструирование по замыслу. | ||
Игра «Запомни расположение» строительство по образцу | Конструирование по наглядным схемам | 1. Беседа по содержанию. 2.Игра «Угадай-ка». 3.Просмотр иллюстративного материала: презентации «Здания», подготовленных в формате программы РowerРoint, видеоролика о создании модели подъёмного крана 4. Рассказ о назначении деталей конструктора с практическим показом способов крепления. 5. Физкультминутка 6. Самостоятельное размещение на рабочем месте материалов для работы, проверка соответствия набора деталей. Практическая работа - конструирование простейшей модели крыши по образцу из деталей конструктора Технолаб. 7. Подведение итога занятий: создавать движущиеся конструкции и находить простые технические решения. | |
«Зоопарк» игра «Продолжи ряд» | Конструирование по наглядным схемам | ||
Игра «Запомни и выложи ряд» «придумай сам» | Конструирование по замыслу | ||
«Мой поселок» | Конструирование по наглядным схемам | 1. Беседа по содержанию. 2.Игра «Волшебный мешочек». 3.Просмотр иллюстративного материала презентации «Технологическая карта (перепроектировка»). 4.Просмотр видеоролика о конструкциях и подпорках 5. Моделирование разных видов сооружений по образцу и самостоятельно. Осознанный выбор для изготовления зданий детали по форме и цвету. 6.Рассказ о технологической карте (инструкции), условных обозначениях деталей образовательного конструктора и работы с ней с практическим показом. Беседа по содержанию. 7.Отгадывание загадок. 6.Практическая работа - конструирование из деталей конструктора Технолаб. 7. Подведение итога занятия: анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объект; создавать движущиеся конструкции и находить простые технические решения. | |
Игра «Выложи вторую половину узора, постройки» | Конструирование по наглядным схемам | ||
Игры на развитие лог.мышления | Конструирование по замыслу | ||
«Пернатые друзья» Игра «Разложи детали по местам» | Конструирование по наглядным схемам | 1. Беседа по содержанию. 2.Игра «Основные элементы». 3.Просмотр иллюстративного материала: презентации подготовленных в формате программы РowerРoint, видеоролика о животных Моделирование разных видов животных по образцу и самостоятельно. 4. Физкультминутка «Хомячок». 5.Практическая работа - конструирование животного из деталей конструктора Технолаб. 6. Подведение итога занятия: передавать с помощью конструктора лего особенности внешнего вида животных и птиц. | |
Школа будущего | Конструирование по наглядным схемам | ||
Игра «Угадайка» , «Запомни и повтори» | Конструирование по наглядным схемам | ||
Коллективная игра «Вертолина» | Конструирование по наглядным схемам | 1. Беседа по содержанию. 2.Игра «Что изменилось?» 3. Участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Объяснение выбора действий при моделировании. Осознанный выбор для изготовления детали по форме и цвету. Обнаруживание и устранение ошибки. Работа в паре. 4. Просмотр иллюстративного материала: подготовленных в формате программы РowerРoint, о специфике постройки «Змейки» 5.Физкультминутка «Королевская охота». 6.Практическая работа – конструирование домика из деталей конструктора Технолаб по технологической карте 7. Подведение итога занятий: иметь представление об архитектуре, знать кто такие архитекторы, чем занимаются. Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок. обобщенные представления о конструируемых объектах (мосты: железнодорожные, пешеходные; здания: жилые, школы, театры | |
Игра «Спина к спине», «Совместное построение моделей» | Конструирование по наглядным схемам | ||
Игра «Змейка», «Запомни и повтори» | Конструирование по наглядным схемам | ||
Детская площадка | Конструирование по замыслу | 1. Беседа по содержанию: построение площадки и здания, конструктивные отличия строения. 2.Игра «Чего не хватает на рисунках». 3.Просмотр иллюстративного материала: подготовленных в формате программы РowerРoint, видеоролик.Рассказ о способах крепления с просмотром иллюстративного материала. 5.Анализ просмотренного. 6.Инструктаж по технике безопасности. 7.Сборка тематических моделей. 8. Подведение итога занятий с помощью конструктора лего передавать сооружения площадки, школы (и др. объекты архитектуры) | |
Мои любимые сказки» | Конструирование по замыслу | ||
«Новый год» | Конструирование по образцу | ||
«Снегурочка». Игра «Что лишнее?» | Конструирование по замыслу | ||
«Транспорт специального назначения» | Конструирование по замыслу |
3.Просмотр иллюстративного материала: «Дорожные ситуации», подготовленной в формате программы РowerРoint. 4.Практическая работа: конструирование модели дорожной ситуации при помощи специально разработанной схемы по собственному замыслу; Классифицировать транспорт по видам. Приводить примеры транспорта разных видов. Определять функции использования и применения разных машин в жизни людей. | |
Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» | Конструирование по наглядным схемам | 1.Разработка собственных моделей в группах 2.Конструирование модели, из ЛЕГО. 3. Презентация моделей. 7. Подведение итога занятия: Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании из разных материалов. Конструировать по заданной схеме и строить сам схему будущей конструкции. Уметь мысленно изменять пространственное положение конструированного объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения. Уметь анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта
| |
Игра «Запомни и выложи ряд», «Змейка» | Конструирование по наглядным схемам | ||
«Машины будущего» | Конструирование по наглядным схемам | ||
Игра «Разложи детали по местам» | Конструирование по замыслу | ||
«Аквариум» Игра «Таинственный мешочек» | Конструирование по наглядным схемам | Уметь мысленно изменять пространственное положение конструированного объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения. Уметь анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта | |
«Космическое путешествие» Игра «Лабиринт» | |||
« Игра «Запомни расположение» | Конструирование по наглядным схемам | Владеть обобщенными способами конструирования (комбинаторика, опредмечивание, убирание лишнего и др.) Уметь анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта. Конструировать по заданной схеме и строить самостоятельно схему Уметь размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки. Создавать движущиеся конструкции и находить простые технические решения. Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании из разных материалов. Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Объяснять выбор действий при моделировании. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Обнаруживать и устранять ошибки. Работать в паре. Уметь рассказать о своём замысле. Уметь следовать инструкции педагога. Уметь создавать на плате сюжетную композицию. | |
«Детский сад будущего» | Конструирование по наглядным схемам | ||
Сборка моделей по инструкции | Конструирование по замыслу | ||
Игра «Чья команда быстрее» | Конструирование по наглядным схемам | ||
LEGO и сказки | Конструирование по замыслу | ||
По дорогам сказок. Конструирование сказочных героев. | Конструирование по замыслу | ||
LEGO- театр. Создание театра из LEGO-героев. Выставка. | Уметь моделировать фигуры людей, сказочных героев в различных русских костюмах. Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Объяснять выбор действий для решения. Моделировать народные праздничные развлечения (карусели, качели, медвежьи потехи) Выставка и презентация конструкций |
Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
«Легоконструирование»
1 класс
2021-2022
Количество часов в неделю - 1 час
Количество часов в год - 33 час
№ п/п | Тема | Запланировано | Проведено | |||
Кол-во часов | Дата | Кол-во часов | Дата | |||
Раздел: Строительное моделирование Количество часов на изучение раздела: 8 | ||||||
1 | Закрепление названий LEGO–деталей, инструктаж по технике безопасности | 1 | 02.09 | 1 | ||
2 | Способы крепления, строительство по замыслу | 1 | 09.09 | 1 | ||
3 | «Игра «Собери модель» | 1 | 16.09 | 1 | ||
4. | Игра «Запомни расположение» строительство по образцу | 1 | 23.09 | 1 | ||
5 | «Зоопарк» игра «Продолжи ряд» | 1 | 30.09 | 1 | ||
6 | Игра «Запомни и выложи ряд» «придумай сам» | 1 | 07.10 | 1 | ||
7 | «Мой поселок» | 1 | 14.10 | 1 | ||
8 | Игра «Выложи вторую половину узора, постройки» | 1 | 21.10 | 1 | ||
Раздел: Техническое моделировани Количество часов на изучение раздела:16ч | ||||||
9 | Игры на развитие лог.мышления | 1 | 28.10 | 1 | ||
10 | «Пернатые друзья» Игра «Разложи детали по местам» | 1 | 11.11 | 1 |
11 | Игра «Угадайка» , «Запомни и повтори» | 1 | 18.11 | 1 | |
12 | Коллективная игра «Вертолина» | 1 | 25.11 | 1 | |
13 | Игра «Спина к спине», «Совместное построение моделей» | 1 | 02.12 | 1 | |
14 | Игра «Змейка», «Запомни и повтори» | 1 | 09.12 | 1 | |
15 | Детская площадка | 1 | 16.12 | 1 | |
16 | Мои любимые сказки» | 1 | 23.01 | 1 | |
17 | «Новый год» | 1 | 30.12 | 1 | |
18 | «Снегурочка». Игра «Что лишнее?» | 1 | 13.01 | 1 | |
19 | «Транспорт специального назначения» | 1 | 20.01 | ||
20 | Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» | 1 | 27.01 | 1 | |
21 | Игра «Запомни и выложи ряд», «Змейка» | 1 | 03.02 | 1 | |
22 | «Машины будущего» | 1 | 10.02 | 1 | |
23 | Игра «Разложи детали по местам» | 1 | 17.02 | 1 | |
24 | «Космическое путешествие» Игра «Лабиринт» | 1 | 03.03 | 1 | |
25 | «Аквариум» Игра «Таинственный мешочек» | 1 | 10.03 | 1 | |
26 | « Игра «Запомни расположение» | 1 | 17.03 | 1 | |
27 | «Детский сад будущего» | 1 | 31.03 | 1 | |
28-29 | Игра «Чья команда быстрее» Сборка модели по инструкции. | 2 | 07.04 14.04 | 2 | |
30 | LEGO и сказки | 1 | 21.04 | 1 | |
31 | Сказочные герои | 1 | 28.04 | 1 | |
32 | По дорогам сказок. Конструирование сказочных героев. | 1 | 05.05 | 1 | |
33 | LEGO- театр. Создание театра из LEGO-героев | 1 | 12.05 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание в прокадетских классах» для обучающихся 1 класса
Наша школа 121 стала носить имя Сергея Евгеньевича Маркова, моряка-подводника, погибшего при пожаре на АПЛ "Комсомолец" 7 апреля 1989 года в холодных водах Нарвежс...
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс
Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО для 1-4 классов....