Обучение пению глухих детей
материал (1, 2 класс)

Самошина Елена Николаевна (учитель-дефектолог)

Влияние музыки на развитие речи глухих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gluhih_mladshih_shkolnikov_leklamatsii_pesen.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Обучение глухих младших школьников декламации песен»

«Духовная жизнь ребенка полноценна

Лишь тогда, когда он живет в мире игры,

Сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».

                                     В.А. Сухомлинский

Музыка и глухие дети…

Совместимо ли это понятие?

Да… Ведь музыка – одна из главных форм реабилитации эмоций, движения, слуха, ритма и голоса ребенка.

Образование певческих навыков не является  самоцелью. У детей лишенных слуха навыки приобретают особое значение, так как прямо служат развитию и улучшению их звуковой речи. У них нет непосредственного жизненного  слухового опыта, поэтому благодаря музыке, глухие дети могут получить представление о ритмичности, слитности, чередовании ударных и безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь.

Задача заключается в том, чтобы заставить работать остатки слуха, воздействуя на них музыкальными звуками, т.е. вслушиваться в музыкальное сопровождение.

В процессе занятий дети обучаются эмоциональной, внятной и выразительной декламации песен под аккомпанемент учителя, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера, звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо).

Слушая музыку, воспроизводя несложные мелодии стремиться, чтобы дети получали навыки правильного владения своим голосом и выработкой более внятного произношения, разнообразных тембровых оттенков. При разучивании текстов песен первоначально необходимо использовать письменные таблички, затем дактильные слова заменять свободным чтением с губ, тем самым, расширять словарный запас.

Практика показывает, что общение с музыкой ускоряет разностороннее психофизическое развитие организма, улучшает осанку, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, повышает жизненный тонус. Движения становятся свободными, ритмичными, красивыми.

«Обучение речевому пению» - декламации текста песен под музыку способствует развитию модуляции голоса у детей, более естественного, выразительного звучания речи.

Обучение декламации песен под музыку, помогает совершенствованию произносительных навыков школьников, развитию у них способности проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительного коллективного ее исполнения, автоматизации произносительных навыков детей с помощью фонетической ритмики.

Так в первом (дополнительном) классе ученики учили песню «Елочка». Играли на металлофоне куплеты, а припев пели. В первом классе выучили песню «Маленькой елочке холодно зимой». Во втором классе начали учить песню «В лесу родилась елочка». Все эти песни показывались на школьных мероприятиях и праздниках. Хотелось бы отметить, что раз от разу по мере выступлений ученики чувствуют себя более уверенно. При этом важную роль играла эмоциональная поддержка зала – школьников, учителей и родителей.

В результате  работы можно сделать выводы:

  1. Глухой ребенок постоянно напряжен, всматривается в окружающую обстановку, в лица взрослых, детей. При этом его зрение испытывает огромную нагрузку. Слушая музыку, он переключает свое внимание, получая, таким образом, удовольствие, разрядку.
  2. .Глухие дети во время пения не слышат друг друга, но видят, как сидящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более активно включаются в пение. Речь сверстников становится для них как бы более ощутимой.
  3. Если слышащих детей можно научить чисто интонировать, то глухим детям это очень сложно.
  4. Протяжные музыкальные звуки в певческих упражнениях  помогают закрепить навык чтения с губ.
  5. Пение – это один из шагов к полноценному развитию детей с тяжелыми нарушениями слуха их социальной адаптации.

Доклад подготовила: учитель-дефектолог Е.Н. Самошина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Обучение решению задач глухих детей 1 класса с глубокой задержкой развития ".

Методическая разработка предназначена для начинающих сурдопедагогов. В ней в краткой  и наглядной форме изложены основополагающие приёмы обучения решению задач на самом начальном этапе. Эти же пр...

"Дифференцированный подход в обучении глухих детей"

Дифференциация обучения означает активное внимание к каждому ученику, его индивидуальности. Она предполагает разработку определенной системы педагогического воздействия на учащихся с учетом общего и о...

Самостоятельное исследование "Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию глухих детей"

Актуальность темы, чем это обусловлено. Основные аспекты ЛОП (личностно ориентированного подхода). Отличие ЛОП от традиционного подхода к обучению и воспитанию. Составляющие ЛОП – основные понятия, пр...

Диагностический срез по математике в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2)

Диагностические срезы представлены  по математике   в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2, вариант 1.3). Обучающиеся выполняют на начал...

Диагностический срез по математике в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2, 1.3)

Диагностический срез по математике  в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2, 1.3) проводится в 1 классе на втором этапе - в ноябре...

Диагностический срез по математике и письму в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2, 1.3)

Диагностический срез по математике и письму  в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2, 1.3) проводится в январе....

Использование дополнительных методик в обучении глухих детей на индивидуальных занятиях.

Практика показывает, что для детей со сложной структурой дефекта традиционные методики часто не дают высокого коэффициента полезного действия. Использование дополнительных педагогических технологий в ...