" Обучение решению задач глухих детей 1 класса с глубокой задержкой развития ".
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Методическая разработка предназначена для начинающих сурдопедагогов. В ней в краткой и наглядной форме изложены основополагающие приёмы обучения решению задач на самом начальном этапе. Эти же приёмы могут быть использованы в обучении детей с другими ограниченными возможностями здоровья и испытывающих трудности в усвоении материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение решению задач глухих детей 1 класса с глубокой задержкой развития»
Огромное значение в развитии мышления глухих детей с ЗПР, в формировании умения решать задачи имеет первоначальный этап, т.е. формирование понятий «всего» и «осталось», усвоение математических терминов «задача, условие, рисунок, решение, ответ» ( составные части задачи ).
Методика обучения решению задач состоит в следующем:
1.Предварительная работа.
Обязательно включает в себя формирование понятий «рассказ» и «задача». Первоначально образец того и другого даёт учитель, объясняя разницу. Затем он предлагает задание на различение из двух данных, а потом – назвать, что это ?
рассказ | задача |
2. Чтение задачи.
Дети прочитывают всю задачу устно-дактильно, сопряжено с учителем. Идёт работа над содержанием, пониманием словаря, где используются картинки, муляжи, реальные предметы, инсценировки, зарисовка (как при работе по чтению ). Текст должен быть простым, доступным для детей, связан с повседневной жизнью. Предметный словарь можно использовать тот же, что и по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ППО, чтению.
3. Работа над структурой задачи.
«Что мы знаем?» - основная, главная фраза на уроке. Дети повторно прочитывают условие по подражанию, затем – самостоятельно. Выкладываются таблички:
Мы знаем. | Условие. |
«Что мы не знаем?»
Мы не знаем. | Вопрос. |
Первоначально идёт пассивное многократное повторение этих слов, постепенно закрепляя их в речи. Педагог при этом побуждает детей к припоминанию и называнию их самостоятельно.
4.Рисунок к задаче.
«Мы будем рисовать.» Выкладывается следующая табличка:
Рисунок. |
«Что мы будем рисовать?» - уточняющий вопрос учителя. Если дети затрудняются, можно помочь: «Что мы будем считать?», «Сколько будем рисовать яблок и др.?». Если дети снова затрудняются, педагог возвращается к вопросу «Что мы знаем?». Затем он рисует количество предметов. Впоследствии это делает сильный ученик, а затем – слабый. Дети учатся изображать условие, соблюдая клеточки.
«Прочитайте вопрос» ( уточняющим является «Что мы не знаем?» ) – дети зачитывают и обязательно обводят руками то количество предметов, которое требуется узнать (демонстрационный материал на столе учителя и на рисунке в тетради).
всего |
осталось |
Дети обводят, утрируя значение слова ( эмоционально реагируют, что выражается
В мимике учителя и учащихся ).
В том случае, если данные дети не могут воспринять сразу вопрос задачи, нужно подготовить их к выбору: где находится то количество предметов, которое они будут считать? Подготовка происходит во время чтения условия задачи:
ещё | убери |
пришёл | ушёл |
прилетел | улетел |
положил | взял |
дал | съел |
и т.д.
Вспоминая эти дополнительные (уточняющие) слова, которые дают детям при изучении знаков «+» и «-« , эмоционально выражая их значение, учитель подводит учеников к осознанию вопроса «всего» и «осталось». Далее составляется рисунок, подписываются числа, вопрос, скобка (всего).
5. Решение задачи.
«Мы будем решать задачу.» Выкладывается табличка :
Решение. |
«Напишите пример.» Предлагается шаблон:
* | = | ( .) |
Если дети затрудняются, учитель снова возвращается к вопросам: «Что мы знаем?», «Что мы не знаем?». Дети, у которых нарушено пространственное восприятие, обязательно должны соотносить движения руки (указательного пальца) с тем, что говорится и пишется. Сначала (первый раз) записывает учитель, затем – сильный ученик. Уточняем: «Что считали?», записываем сокращения в скобках.
6. Запись ответа.
«Мы решили задачу. Сколько всего (осталось, стало, получилось) ?».
Выкладывается табличка:
Ответ: |
При этом учитель выделяет (соотносит) вопрос в задаче, получившееся количество предметов и ответ. «Напиши ответ. Прочитай ответ.»
7. Итог.
«Что мы делали?» Табличка:
Мы решали задачу. |
В ходе работы учитель обязательно учит «выделять» зелёной ручкой вопрос, результат и ответ, формируя умение соотносить взаимодействие этих понятий, а в последствии выделять главный вопрос и его связь с конечным результатом.
Тип задач учитель берёт из программы. Он может адаптировать тексты из сборников для массовой школы. Речевые конструкции фраз подбираются в соответствии с программой и возможностями детей ( их речи, мышления и жизненного опыта ).
На следующем этапе составляется краткая запись.
Краткая запись. |
Учитель делает то же самое, используя текст задачи в двух вариантах: целостный и разрезной для выкладывания краткой записи. Детям даются понятия «краткая запись» и «главные слова». От наглядного решения учащиеся переходят к образному, устному разбору содержания задачи и составлению краткой записи, опираясь только на текст.
Хотелось бы особо отметить то, что всё чаще приходят в школу дети со сложной структурой дефекта, с речевыми нарушениями. Поэтому важно знать, что фразы учителя и детей должны быть чёткими и лаконичными, движение головы , глаз и рук – совпадать с действиями и речью учителя и ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)
Изучение данной темы представляет известную трудность....

Развитие мыслительных операций в процессе обучения решению задач по системе Занкова Л.В.
В статье раскрыты психолого-методические основы развития логических операций у младших школьников в процессе обучения математике, раскрывает особенности методики работы над задачами по программе...

Обобщение опыта развития мыслительных операций у учащихся 2 класса в процессе обучения решению задач по программе Аргинской И.И. (система Занкова Л.В.)
В данной работе отражен практический опыт по решению задач во втором классе по программе Аргинской И.И....

Самостоятельное исследование "Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию глухих детей"
Актуальность темы, чем это обусловлено. Основные аспекты ЛОП (личностно ориентированного подхода). Отличие ЛОП от традиционного подхода к обучению и воспитанию. Составляющие ЛОП – основные понятия, пр...
Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)
Материал предназначен для учителей начальных классов....

Исследование стратегии чтения задач на начальном этапе обучения решению задач
По УМК "Гармония", учебник Истоминой Н.Б....
Организация деятельности учащихся при обучении решению задач на уроках математики в первом классе.
Организация деятельности учащихся при обучении решению задач на уроках математики с целью целенаправленно использовать различные методические приемы при решении учащимися задач....