Методическая разработка "Обучение детей с ОВЗ в школе"
методическая разработка (1 класс)

Углова Наталья Валерьевна

Методическая разработка "Обучение детей с ОВЗ в школе"

 

Адаптация к обучению детей с ОВЗ

в общеобразовательной школе

 

Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации. Известно, что у детей с ОВЗ имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

Все трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов.

Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс.

Рекомендации:

  • Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
  • Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
  • Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
  • Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
  • Желателен текст с иллюстрациями.
  • Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
  • Разделять текст на небольшие смысловые части.
  • В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
  • При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
  • Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
  • Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
  • Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
  • Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
  • Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
  • Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
  • Предусмотреть работу в парах, в группах.
  • Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
  • Предлагать четкие алгоритмы для работы.
  • Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
  • Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
  • Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.
  • Обязательное использование наглядных средств.
  • В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
  • Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
  • Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
  • Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
  • Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.
  • Побуждение ребенка к повторению задания.
  • Задание можно формулировать в несколько этапов.
  • При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).
  • Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.
  • Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
  • Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
  • Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
  • Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.
  • Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

 

Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

При   создании необходимых условий для социализации  ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный  класс, совместное обучение с особыми  детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка "Обучение детей с ОВЗ в школе"

Адаптация к обучению детей с ОВЗ

в общеобразовательной школе

Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации. Известно, что у детей с ОВЗ имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

Все трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов.

Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс.

Рекомендации:

  • Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
  • Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
  • Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
  • Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
  • Желателен текст с иллюстрациями.
  • Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
  • Разделять текст на небольшие смысловые части.
  • В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
  • При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
  • Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
  • Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
  • Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
  • Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
  • Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
  • Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
  • Предусмотреть работу в парах, в группах.
  • Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
  • Предлагать четкие алгоритмы для работы.
  • Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
  • Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
  • Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.
  • Обязательное использование наглядных средств.
  • В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
  • Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
  • Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
  • Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
  • Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.
  • Побуждение ребенка к повторению задания.
  • Задание можно формулировать в несколько этапов.
  • При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).
  • Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.
  • Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
  • Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
  • Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
  • Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.
  • Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

При   создании необходимых условий для социализации  ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный  класс, совместное обучение с особыми  детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на пер­вый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение пр...

Методическая разработка к занятию для начальной школы «Дети блокадного Ленинграда»

Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению. В ходе занятия звучат стихи, воспоминания очевидцев о блокадных ...

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...

Методическая разработка занятия для обучающихся начальной школы с ОВЗ на тему: "Стихи детям «Мир детства Агнии Барто»

Технологическая картавнеклассного занятия : Стихи детям «Мир детства Агнии Барто» ______ для обучающихся  П1 Б класса ...

Методическая разработка "Детям начальной школы о ВОВ"

Методическая разработка «Учащимся начальной школы о Великой Отечественной войне» направлена на особенности изложения познавательного материала о Великой Отечественной войне, который может ...