Методическая разработка "Обучение детей с ОВЗ в школе"
методическая разработка (1 класс)
Методическая разработка "Обучение детей с ОВЗ в школе"
Адаптация к обучению детей с ОВЗ
в общеобразовательной школе
Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации. Известно, что у детей с ОВЗ имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.
Все трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов.
Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс.
Рекомендации:
- Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
- Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
- Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
- Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
- Желателен текст с иллюстрациями.
- Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
- Разделять текст на небольшие смысловые части.
- В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
- При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
- Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
- Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
- Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
- Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
- Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
- Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
- Предусмотреть работу в парах, в группах.
- Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
- Предлагать четкие алгоритмы для работы.
- Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
- Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
- Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.
- Обязательное использование наглядных средств.
- В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
- Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
- Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
- Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
- Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.
- Побуждение ребенка к повторению задания.
- Задание можно формулировать в несколько этапов.
- При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).
- Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.
- Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
- Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
- Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
- Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.
- Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка "Обучение детей с ОВЗ в школе"
Адаптация к обучению детей с ОВЗ
в общеобразовательной школе
Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации. Известно, что у детей с ОВЗ имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.
Все трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов.
Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс.
Рекомендации:
- Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
- Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
- Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
- Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
- Желателен текст с иллюстрациями.
- Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
- Разделять текст на небольшие смысловые части.
- В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
- При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
- Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
- Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
- Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
- Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
- Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
- Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
- Предусмотреть работу в парах, в группах.
- Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
- Предлагать четкие алгоритмы для работы.
- Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
- Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
- Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.
- Обязательное использование наглядных средств.
- В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
- Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
- Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
- Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
- Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.
- Побуждение ребенка к повторению задания.
- Задание можно формулировать в несколько этапов.
- При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).
- Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.
- Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
- Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
- Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
- Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.
- Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр и игровых приёмов на уроках в специальной (коррекционной) образовательной школе для детей с ОВЗ Начальная школа. Методические рекомендации.
Обучение слепых и слабовидящих детей через игру. Методические рекомендации....
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение пр...
Методическая разработка к занятию для начальной школы «Дети блокадного Ленинграда»
Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению. В ходе занятия звучат стихи, воспоминания очевидцев о блокадных ...
Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.
Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...
Методическая разработка занятия для обучающихся начальной школы с ОВЗ на тему: "Стихи детям «Мир детства Агнии Барто»
Технологическая картавнеклассного занятия : Стихи детям «Мир детства Агнии Барто» ______ для обучающихся П1 Б класса ...
Методическая разработка "Детям начальной школы о ВОВ"
Методическая разработка «Учащимся начальной школы о Великой Отечественной войне» направлена на особенности изложения познавательного материала о Великой Отечественной войне, который может ...