Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»
статья
Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленных
категорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, которое носит диффузный характер. По этой причине происходят нарушения строения и функций. У таких детей наблюдаются нарушения развития различных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.
Коррекционное воспитание таких детей направлено на уменьшение зависимости ребенка от посторонней помощи. Оно должно стимулировать его активность, адаптацию к окружающей и социальной среде. На данном этапе развития педагогических наук актуальным является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с нарушениями интеллекта.
Здоровье сберегающие технологии объединяют различные направления работы с умственно-отсталыми детьми, они направлены на сохранение, формирование и укрепление детского здоровья. Многие специалисты полагают, что невозможно провести полноценное коррекционное воспитание без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, не развивая его общий эмоциональный психосоматический и сенсомоторный статус. Разрабатываются различные педагогические модели и технологии, которые позволяют развивать вербальную выразительность речи, способствуют эмоциональному развитию и развитию движений. В частности, такие технологии включают игротерапию и комплексы утренней гимнастики.
Помимо прочего, такие дети нуждаются в социальной адаптации,
позволяющей иметь определенные бытовые навыки, представления о жизни. Овладеть простейшими трудовыми навыками, что в дальнейшем занять такому ребенку место в обществе, не чувствовать себя в изоляции от других людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»
ФИО: Юн Марина Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………….............................................................4
1. Здоровьесберегающие технологии при работе с умственно-отсталыми детьми на дому …………………………………………………………………………5
2. Социальная адаптация умственно-отсталых детей …………………………..8
Заключение ……………………………………………………………………………...9
Список использованных источников ……………………………………………....10
ВВЕДЕНИЕ
Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленных
категорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, которое носит диффузный характер. По этой причине происходят нарушения строения и функций. У таких детей наблюдаются нарушения развития различных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.
Коррекционное воспитание таких детей направлено на уменьшение зависимости ребенка от посторонней помощи. Оно должно стимулировать его активность, адаптацию к окружающей и социальной среде. На данном этапе развития педагогических наук актуальным является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с нарушениями интеллекта.
Здоровье сберегающие технологии объединяют различные направления работы с умственно-отсталыми детьми, они направлены на сохранение, формирование и укрепление детского здоровья. Многие специалисты полагают, что невозможно провести полноценное коррекционное воспитание без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, не развивая его общий эмоциональный психосоматический и сенсомоторный статус. Разрабатываются различные педагогические модели и технологии, которые позволяют развивать вербальную выразительность речи, способствуют эмоциональному развитию и развитию движений. В частности, такие технологии включают игротерапию и комплексы утренней гимнастики.
Помимо прочего, такие дети нуждаются в социальной адаптации,
позволяющей иметь определенные бытовые навыки, представления о жизни. Овладеть простейшими трудовыми навыками, что в дальнейшем занять такому ребенку место в обществе, не чувствовать себя в изоляции от других людей.
1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ НА ДОМУ
Здоровьесберегающие технологии обуславливаются следующими
принципами.
- Образовательная среда должна обеспечивать снятие всех
стрессообразующих факторов учебно- воспитательного процесса. Это обеспечивается при помощи атмосферы доброжелательности, веры в ребенка, использованием индивидуального подхода, созданием для ребенка ситуации успеха.
2. Развитие двигательной активности, где при сочетании методик
оздоровления и воспитания происходит адаптация ребенка, сохранение и укрепление его здоровья.
3. Создание условий для адекватного восстановления сил. Это обеспечивается сменой видов деятельности, чередованием периодов работы и расслабления.
4. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления [4, ч. 76].
Здоровьесберегающая деятельность может включать следующие формы:
- закаливающие процедуры, которые являются важной составляющей частью физической культуры и способствуют формированию привычек здорового образа жизни.
- двигательная разминка, целью которой является предотвращение развития утомления у детей, снятие эмоционального напряжения, что в итоге позволяет быстрее воспринимать обучающий материал. Игровые упражнения, которые можно использовать в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
- утренняя гимнастика, ежедневное выполнение которой обеспечивает развитие определенных волевых усилий. Постепенно весь организма ребенка вовлекается в деятельное состояние, укрепляется дыхание, усиливается кровообращение, стимулируется обмен веществ, развивается правильная осанка.
- проведение физкультминуток позволяет повысить общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов. Благодаря им развиваются внимание и память, создаются положительный эмоциональный настрой, снимается психоэмоциональное напряжение.
- гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
- дыхательная гимнастика также оказывает благотворное влияние, так как от правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
- точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
- подвижные игры на свежем воздухе позволяют закреплять и развивать двигательные навыки и умения, предоставляют возможность развивать познаваительный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что имеет большое значение с точки зрения приобретения ребёнком жизненного опыта [4, с. 78].
Утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятия физическими упражнениями в специальном учреждении для умственно отсталых детей, без сомнения может служить средством решения этой проблемы. Утренняя гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а так же воспитательных и образовательных задач. Она призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день.[3,стр.4] Полезно после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию организма ребенка. В теплое время года, в хорошую погоду рекомендуется проводить утреннюю гимнастику на воздухе, что обеспечивает наилучший оздоровительный эффект. При проведении занятия в помещении необходимо соблюдать гигиенические правила — помещения должно быть хорошо проветренным, обеспечен доступ свежего воздуха; чистое ковровое покрытие. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движение и дыхание.
Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации [3, с. 121].
При занятиях с ребенком можно использовать следующие игры и упражнения.
1. Быстрым шагом ходить между расставленными на полу кеглями, не сбивая их.
2. Пробежать или быстро пройти из одного угла комнаты в другой, держа на дощечке предмет и не уронив его.
3. Разложить на полу кольца или сделать квадраты из веревок – домики. Предложить ребенку вбежать в домик и спрятаться в него.
4. После сигнала (но не раньше) подбросить вверх мячик и поймать его.
5. Игра «Помоги зверятам». Рассказать ребенку, что у зайчика или мишки нет домика. Когда идет дождь, они промокают. Чтобы построить домик, зверятам нужны кирпичики. Их нужно привезти на машинке. Их нужно провезти по этой дорожке. Ребенок перевозит на машинке кирпичики (кубики), пока они не закончатся. Потом помогает строить домик для зверят.
6. Игра «Догони мишку». Убегать от ребенка с мишкой в руках. Ребенок должен пытаться догнать мишку. После 10-15 секунд бега необходим отдых. Затем предложить догнать зайчика.
7. Игра «Догони мяч». Показать ребенку большой мяч, затем катить его в сторону, противоположную. От ребенка. Ребенок должен догнать мяч и принести его обратно [2, с. 51-52].
2. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
В результате обучения и воспитания дети постепенно усваивают определенные социально-бытовые навыки.
С точки зрения социальной адаптации прогулки должны иметь познавательное значение, ребенку необходимы навыки ориентации на улице, он должен иметь представление о тротуаре, проезжей части, умет различать цвета светофора и знать, что они означают.
Целесообразно объяснять ребенку назначение различных зданий (почта, магазин, банк, поликлиника и пр.).
Ребенка надо научить пользоваться общественным транспортом, услугами почты, магазинов, он должен знать, как различать остановки, уметь прокомпостировать талон.
Необходимо научить ребенка пользоваться телефоном: набирать телефоны родителей, близких людей, находить номера экстренного вызова.
Если ребенок умеет читать и писать, следует научить его писать домашний адрес и телефон.
Следует обращать внимание ребенка на ситуации, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности. Ему регулярно надо повторять, что нельзя разговаривать на улице с посторонними, принимать подарки и приглашения от людей, которых он не знает.
Занятия по социальной адаптации дают возможность получить элементарные представления о жизни, труде и быте, таки образом способствуя включению такого ребенка в общество. Не стоит увлекаться длительными беседами, которые такие дети, скорее всего, не поймут. Обучение проходит успешнее, если использовать их склонность к подражанию.
Для успешной социальной адаптации ребенка необходимо научить выполнять несложную хозяйственно-бытовую работу. Это может быть сервировка стола, помощь в уборке квартиры, уход за своими вещами, стирка мелких вещей, мытье посуды, участие в приготовлении несложных блюд. Основная задача таких занятий – привить детям элементы самостоятельности.
В результате успешной социальной адаптации, проводимой на протяжении всего периода взросления, многие молодые люди со слабым и средним уровнем умственной отсталости могут устроиться на несложную работу в соответствии с имеющимися у них социально-бытовыми навыками [2, с. 53].
Примерная тематика занятий по социальной адаптации детей выглядит следующим образом: 1) я и моя семья, место жительства; 2) навыки общения и культура поведения; 3) улица, правила уличного движения; 4) транспорт; 5) магазин; 6) больницы, поликлиники; 7) питание; 8) культура поведения [2, с. 64].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий при работе с умственно-отсталыми детьми может способствовать повышению у ребенка самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые способствуют дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.
Здоровьесберегающие технологии дают возможность сохранить заложенное природой здоровье, поддерживают их позитивный эмоциональный фон, способствуют физическому развитию ребёнка. Физкультминутки, зарядка и игры одновременно могут и должны иметь и развивающее значение.
Говоря о социальной адаптации, следует помнить, что возможности детей с умственными ограничениями в любой сфере не соотносятся с возможностями здоровых детей.
Умственно отсталые дети являются объектом деятельности специалиста по социальной работе. Уровень развития общества можно определить ьем, как в этом обществе относятся к детям с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, ее социально-трудовой адаптации и интеграции в обществе относятся к числу важнейших задач любого государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Галанов А. С. Игры, которые лечат / А. С, Галанов. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
2. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006. – 72 с.
3. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
4. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой и др. – М.: Академия, 2008. – 244 с.
5. Сочеванова Е. А. Комплексы утренней гимнастики для детей / Е. А. Сочеванова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...
Использование современных педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми.
В предложенной статье описаны педагогические технологии, используемые в работе с умственно отсталыми детьми....
Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми. (из опыта работы)
Данный материал включает методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью....
Рабочая программа для детей с умственной отсталостью 1, 2 класс(надомное обучение)
Адаптированная образовательная программа 1 класс, 2 класс (надомное обучение) на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучаемых с умст...
Рабочие программы с КТП для учащейся 6 класса с умеренной умственной отсталостью, обучающейся в условиях индивидуального обучения на дому
Все представленные программы соответствуют индивидуальному учебному плану учащейся 6 класса, обучающейся индивидуально на дому....