Использование современных педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми.
статья (4 класс) на тему
В предложенной статье описаны педагогические технологии, используемые в работе с умственно отсталыми детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ.
Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения. Одним из таких учреждений является наша Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе обучаются разные категории детей, среди них дети с нарушением интеллекта. У меня в 4 классе, кроме детей с задержкой психического развития, обучаются дети по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью.
Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие «умственно - отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.
Целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:
- дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
- воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
- подготовить детей к реабилитации в обществе.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я выбрала и хочу рассказать о тех, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала обучающимися с умственной отсталостью.
Педагогические технологии:
I Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)
Наш век — век всеобщей компьютеризации общества. Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий.
Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся
В своей практике я использую следующие типы урока для умственно отсталых детей:
- урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
- урок практических занятий, отработка полученных знаний (компьютерная игра);
- урок проверки усвоенных знаний (компьютерные тренажёры);
- комбинированные уроки.
Приступая к обучению детей с нарушением интеллекта, я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности. Из многообразия методов в своей педагогической практике я использую те методы, которые, по моему мнению, наиболее полно решают задачи развития детей.
Словесные:
- метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
- метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
- интернет ресурсы;
- интерактивная доска.
Наглядные:
- объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной доски;
- проговаривание слайдов;
- обсуждение фильмов;
- рассказ (по слайдам, презентациям и интерактивной доске);
- беседа по фильму.
Практические:
- упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
- устные упражнения и письменные упражнения;
- практические работы (использование тренажёров).
Варианты организации деятельности с презентациями:
- объясняю тему с использованием презентации;
- ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
- сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на уроке даю задание по рисункам;
- предлагаю детям, готовую презентацию разделив её на части, даю задание подготовить сообщение по теме;
- предлагаю детям готовую презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
- даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос, указать все лишние слайды.
Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала.
II. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.
Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик, имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
В своём классе я стараюсь создать атмосферу доброжелательности, вселить веру в силы ребенка, осуществляю индивидуальный подход в обучении, для каждого ребёнка создаю ситуацию успеха. Мои ребята являются активными участниками общешкольных, городских и областных мероприятий:
- конкурс рисунков (общешкольный): «Огонь друг – огонь враг», «По страницам любимых сказок», «Детство без жестокости и насилия»;
- конкурс рисунков (городской) «Я – гражданин России»;
- фестиваль толерантности (городской) «Я, ты, он, она – вместе целая страна»;
- конкурс рисунков (областной) «Широкая масленица», «Мужчина рядом».
2. Развитие двигательной активности.
Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения. Я провожу беседы, классные часы, игровые мероприятия по укреплению и сохранению здоровья («Весёлые старты», «Азбука здорового питания», «Экологические забеги», «Режим дня», «Правила закаливания»)
3. Обеспечение адекватного восстановления сил.
Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. На каждом уроке я провожу физминутки, гимнастику для глаз «Горизонтальная восьмёрка», дыхательная гимнастику, пальчиковую гимнастику «Гномики - прачки», гимнастика для развития кистей рук «Кулак-ребро-ладонь», упражнения на релаксацию «Путешествие на облаке», подвижные игры на переменах.
III. Игровые технологии
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, я пришла к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии. Среди разновидностей игровых технологий мне понравилась методика «Игровой стретчинг» автора Константиновой А.И. После ознакомления с этой методикой, я стала применять её элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.
Мной используется:
- метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза,
двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь).
- метод театрализации, где я – режиссер, используя игровую атрибутику,
образ, активизирую пространственно-образное мышление, способствую высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводим в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по зоопарку»), фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными (например: «ко мне в гости пришёл ёжик»).
Комплекс мероприятий по игровому стретчингу предусматривает:
- преодоление нарушений физического развития и моторики,
пространственной организации движений;
- формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков
прикладного характера;
- поддержание устойчивости физической работоспособности на
достигнутом уровне;
- развитие внимания к своим движениям и действиям других;
- развитие умений выполнять движения по словесной инструкции.
В игровой стретчинг можно включать танцевальные игровые композиции, которые обогащают детей яркими образными движениями.
Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта способствует: повышению самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.
Литература.
1. Журнал "Начальная школа" №11, 2010г. Статья О.А. Стригоцкая "Веселые упражнения и подвижные игры".
2. Журнал "Начальная школа" №10, 2010г. Статья Н.Н. Давлятчина "Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий".
3. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном
образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.
4. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Издание 3 под редакцией Издательский центр "Академия". Москва 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...
Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми. (из опыта работы)
Данный материал включает методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью....
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)
В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...
Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»
Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленныхкатегорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных дет...