Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь работать с информацией" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности учащиеся приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы ее поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
- получать информацию из наблюдений, при обобщении...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 270.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь работать с информацией" для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы "В мире информации. Работаем с информационными источниками"/ авторы: С.А. Шейкина; под ред. Е.С. Галанжиной. – М.: Планета, 2021 г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООП НОО и учебным планом МОАУ "Моготская СОШ" на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом директора школы № 72-п от 15.07.2021 г.
Курс "Учусь работать с информацией" входит во внеурочную деятельность по направлению общекультурного развития личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
"УЧУСЬ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ"
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности учащиеся приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы ее поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
- получать информацию из наблюдений, при обобщении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключений;
- использовать информацию для принятия решений.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся будут уметь:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и учителя), как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- определять и формулировать цель деятельности;
- работать по предложенному плану;
- отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся:
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учащиеся получат возможность:
- приобрести навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
- научиться использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое – и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
- научиться самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с имеющимся жизненным опытом;
- овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно- символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научиться работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Сплошные тексты. Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры. Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы. Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы. Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики. Графики как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика. Инфографика как информационный объект. Виды инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (не сплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа. Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы | Содержание | Кол-во часов |
Сплошные тексты. Кластеры. Таблицы. Диаграммы. Графики. Инфографика. Исследовательская (групповая) работа. | Информация. На прогулке. Расписание. На пасеке. На огороде. В лесу. Эти удивительные насекомые. Порхающие красавицы. На почте. Почтовые марки. Аквариум и его обитатели. Скоро Новый год! В книжном магазине. Наши увлечения. Поход в кино. На спортивной площадке. Наши пернатые друзья. На ферме. В цирке. В детском парке отдыха. Необычная азбука. На остановке и на транспорте. Осторожно, ДТП! Интернет. Берегите воду. Экономьте электроэнергию. Вторая жизнь бумаги. Едем в лагерь. | 34 |
ИТОГО: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата | |
план | факт. | ||
1 | Информация. | 02.09 | |
2 | На прогулке. | 09.09 | |
3 | Расписание. | 16.09 | |
4 | На пасеке. | 23.09 | |
5 | На пасеке. | 30.09 | |
6 | На огороде. | 07.10 | |
7 | На огороде. | 14.10 | |
8 | В лесу. | 21.10 | |
9 | В лесу. | 28.10 | |
10 | Эти удивительные насекомые. | 11.11 | |
11 | Порхающие красавицы. | 18.11 | |
12 | На почте. | 25.11 | |
13 | Почтовые марки. | 02.12 | |
14 | Аквариум и его обитатели. | 09.12 | |
15 | Аквариум и его обитатели. | 16.12 | |
16 | Скоро Новый год! | 23.12 | |
17 | В книжном магазине. | 13.01 | |
18 | Наши увлечения. | 20.01 | |
19 | Поход в кино. | 27.01 | |
20 | На спортивной площадке. | 03.02 | |
21 | Наши пернатые друзья. | 10.02 | |
22 | На ферме. | 17.02 | |
23 | В цирке. | 24.02 | |
24 | В детском парке отдыха. | 03.03 | |
25 | Необычная азбука. | 10.03 | |
26 | Необычная азбука. | 17.03 | |
27 | На остановке и на транспорте. | 24.03 | |
28 | Осторожно, ДТП! | 07.04 | |
29 | Интернет. | 14.04 | |
30 | Берегите воду. | 21.04 | |
31 | Экономьте электроэнергию. | 28.04 | |
32 | Вторая жизнь бумаги. | 05.05 | |
33 | Едем в лагерь. | 12.05 | |
34 | Итоговое занятие. Проверь себя. | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-59914-1350149383.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-122230-1426422387.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-133670-1351529389.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классовС любовью к городу...