Рабочая программа Цифровая лаборатория
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovaya_laboratoriya1.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цифровая лаборатория» естественнонаучной направленности разработана в соответствии Положением о разработке и условиях реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МОУ «СОШ п. им. К. Маркса» ЭМР Саратовской области (приказ №118 от 01.09.2020 года).
Участие в исследовательской деятельности побуждает ребят к активной мыслительной деятельности, учит наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Программа «Цифровая лаборатория» способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Для измерения более сложных условий существования необходимо оборудование и работа с ним всегда вызывает особый интерес, особенно работа с новыми ИКТ технологиями (цифровой лабораторией, цифровым микроскопом). Благодаря использованию данных технологий обучающиеся имеют возможность не только наблюдать объекты неживой природы, изучать из свойства и необходимость существования но и записывать видео, наблюдать циклы изменения, узнавать их точные значения. Исследование объектов неживой природы на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность, развивают экспериментальные умения и навыки, углубляют связь теории с практикой, помогут обучающиеся определиться с выбором профессии
Актуальность программы обусловлена, во-первых, тем, что каждый ребенок должен иметь навыки работы с основными офисными приложениями. Работа над проектом с помощью цифровой лаборатории как раз и позволяет показать ученику, как использовать то или иное приложение для решения конкретных задач; во вторых, освоив работу с достаточно простым в использовании регистратором и красочным, интуитивно понятным программным обеспечением, в дальнейшем обучающийся будет лучше подготовлен к планированию проекта, его разработке, анализу полученных данных.
Новизна программы заключается в недостатке аналогов данной программы в системе дополнительного образования детей. Поэтому настоящая программа призвана устранить противоречие между актуальностью и востребованностью данного аспекта образования в окружающем мире и отсутствием возможности для заинтересованных в таком образовании ребят приобрести систематизированные навыки работы с цифровым оборудованием.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Срок освоения программы: 1 год (36 часов)
Режим, периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 1 ч.
Форма организации занятий: коллективная, групповая, работа в парах.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, защита творческих работ и проектов.
Количество в группе: 12-15 человек.
Форма обучения: очная.
Цель и задачи программы
Цель: расширение кругозора младших школьников в естественнонаучном направлении при поддержке современных тенденций усиления исследовательского компонента
Задачи:
обучающие:
- планировать эксперимента;
- подбирать возможные варианты экспериментального решения задачи и выбор оптимальный вариант;
- осуществлять рациональный отбор необходимых приборов и материалов;
- оценивать погрешности эксперимента;
- изучать программного обеспечение для сбора и первичной обработки экспериментальных данных на модульной системе экспериментов PROLOG;
- получать представление возможностях дальнейшей обработки опытных данных;
- изучать области применения и технические характеристики различных датчиков;
- уметь моделировать физические процессы;
развивающие:
- использовать ИКТ ресурсов, обеспечивающие доступ к огромному массиву информационных источников, информация из которых может быть оптимально использована обучающимися для получения новых знаний;
- работать с различными текстовыми носителями информации, наглядно-графическими ее представлениями, с моделями практических экспериментов.
воспитательные:
- осознавать и принимать базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и учителю, готовность прийти на помощь;
- знать основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;
- уметь работать в паре с более старшим учеником;
- уметь дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада;
- уметь слушать другого ученика в ходе дискуссии;
- сформировать установку на безопасный образ жизни (следование правилам техники безопасности при проведении опытов, измерений; следование правилам дорожного движения, знание правил действий при пожаре).
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- планирование эксперимента;
- подбор возможных вариантов экспериментального решения задачи и выбор оптимальный вариант;
-рациональный отбор необходимых приборов и материалов;
- оценивание погрешности эксперимента;
- изучение программного обеспечение для сбора и первичной обработки экспериментальных данных на модульной системе экспериментов PROLOG;
- получение представление возможностях дальнейшей обработки опытных данных;
- изучение области применения и технические характеристики различных датчиков;
- умение моделировать физические процессы;
Метапредметные результаты:
- использование ИКТ ресурсов, обеспечивающие доступ к огромному массиву информационных источников, информация из которых может быть оптимально использована обучающимися для получения новых знаний;
- работа с различными текстовыми носителями информации, наглядно-графическими ее представлениями, с моделями практических экспериментов.
Личностные результаты:
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и учителю, готовность прийти на помощь;
- знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;
- умение работать в паре с более старшим учеником;
- умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада;
- умение слушать другого ученика в ходе дискуссии;
- установка на безопасный образ жизни (следование правилам техники безопасности при проведении опытов, измерений; следование правилам дорожного движения, знание правил действий при пожаре).
Учебный план
№ | Наименование тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Учимся делать проекты | 18 | 10 | 8 | |
1.1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 2 | 1 | 1 | Опрос. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Игра «По местам» |
1.2 | Какими могут быть проекты? | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
1.3 | Что такое эксперимент? | 1 | 1 | Беседа о технике безопасности | |
1.4 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 2 | 1 | 1 | Опрос, Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой |
1.5 | Методы и предметы исследования. | 1 | 1 | опрос | |
1.6 | Сбор материала для исследования. | 1 | 1 | наблюдение | |
1.7 | Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование | 2 | 1 | 1 | Представление результатов анкетирования в форме диаграмм, таблиц, графиков. Работа на компьютере. |
1.8 | Исследование объектов. | 2 | 2 | работа с цифровым микроскопом, лупой, модульной системой экспериментов PROLog. Изучение результатов исследования | |
1.9 | Основные логические операции. | 2 | 1 | 1 | Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» |
1.10 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | 1 | 1 | Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы |
1.11 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1 | 1 | Составление плана работы. Требования к сообщению | |
2 | Тематические учебные исследования | 16 | 16 | ||
2.1 | Измерение положительной и отрицательной температуры | 2 | 2 | Практическая работа «Измерение положительной и отрицательной температуры». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы | |
2.2 | Изучение таяния льда | 2 | 2 | Практическая работа «Изучение таяния льда». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы. | |
2.3 | Почему тепло в варежках. | 2 | 2 | Практическая работа «Почему тепло в варежках». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы | |
2.4 | Измерение относительной влажности (в классе и над стаканом с тёплой водой). | 2 | 2 | Практическая работа «Измерение относительной влажности». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы. | |
2.5 | Измерение атмосферного давления. | 2 | 2 | Практическая работа «Измерение атмосферного давления». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы. | |
2.6 | Измерение уровня освещенности | 2 | 2 | Практическая работа «Измерение уровня освещенности». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы | |
2.7 | Солнечный свет и одежда | 2 | 2 | Практическая работа «Солнечный свет и одежда». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы | |
2.8 | Как распространяется звук? | 2 | 2 | Практическая работа «Как распространяется звук?». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы | |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся | 2 | 2 | ||
3.1 | Мини конференция по итогам собственных исследований. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности | 2 | 2 | Выступление с проектами |
Содержание учебного плана
I. Учимся делать проекты
«Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь»
Теория: Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практика: практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Игра «По местам».
«Какими могут быть проекты?»
Теория: Знакомство с видами проектов.
Практика: Работа в группах.
«Что такое эксперимент?»
Теория: Знакомство с понятиями эксперимент и экспериментирование. Планирование и проведение эксперимента. Техника безопасности во время эксперимента.
«Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Теория: Техника экспериментирования. Задание «Рассказываем, фантазируем». Планирование и проведение эксперимента.
Практика: практическая работа «Эксперимент с микроскопом, лупой»
«Методы и предметы исследования»
Теория: Эксперимент как форма познания мира. Определение предмета исследования в своём проекте.
«Сбор материала для исследования»
Теория: Знакомство с правилами и способами сбора материала. Работа с источниками информации.
«Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование»
Теория: Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Практика: Составление анкет. Опросников по теме исследования. Анализ результатов опроса. Представление результатов анкетирования в форме диаграмм, таблиц, графиков. Работа на компьютере.
«Исследование объектов»
Практика: Правила работы с цифровым микроскопом, лупой, модульной системой экспериментов PROLog. Изучение результатов исследования. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах обучающихся.
«Основные логические операции»
Теория: Составление рассказа по готовой концовке
Практика: Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»
«Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы»
Теория: Что такое анализ, синтез, умозаключение? Работа со словарями.
Практика: Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
«Как сделать сообщение о результатах исследования»
Теория: Работа с дополнительной литературой и другими источниками информации. Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тематические учебные исследования
«Измерение положительной и отрицательной температуры»
Практика: практическая работа «Измерение положительной и отрицательной температуры». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы.
«Изучение таяния льда»
Практика: практическая работа «Изучение таяния льда». бработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы.
«Почему тепло в варежках»
Практика: практическая работа «Почему тепло в варежках». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы.
«Измерение относительной влажности (в классе и над стаканом с тёплой водой)»
Практика: практическая работа «Измерение относительной влажности». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы.
«Измерение атмосферного давления»
Практика: практическая работа «Измерение атмосферного давления». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы.
«Измерение уровня освещенности»
Практика: практическая работа «Измерение уровня освещенности». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы.
«Солнечный свет и одежда»
Практика: практическая работа «Солнечный свет и одежда». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы.
«Как распространяется звук?»
Практика: практическая работа «Как распространяется звук?». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы.
Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Практика: Мини конференция по итогам собственных исследований. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. Выступление с проектами.
Формы аттестации планируемых результатов программы.
Формы подведения итогов реализации:
- коллективная оценка результатов практических работ по полученным результатам;
- индивидуальная оценка результатов практических работ учителем по полученным результатам
- подготовка мини – проектов и защита их;
- участие в научно-исследовательских ученических конференциях.
II. Комплекс организационно-педагогических условий.
Методическое обеспечение программы
Формы и методы обучения:
- работа с дополнительной литературой и сообщения обучающихся;
- практические работы с элементами научной деятельности;
- составление и защита проектов по изучаемой проблеме;
- словесные, наглядные, практические;
- индивидуальные и групповые.
Технологии:
- РО (развивающего обучения),
- ИКТ-технология,
- исследовательская,
- Проектная.
Лабораторные работы разработаны в виде проекта, включающие проблемный этап. Ребята выдвигают гипотезу и организуют свой эксперимент для ее доказательства. Необходимое оборудование и алгоритм работы с приборами для каждой лабораторной работы описан в инструктивных материалах для обучающихся «Модульная система экспериментов PROLOG».
Условия реализации программы
- модульная система экспериментов PROLOG,
- регистратор цифровых данных - набор датчиков,
- специализированное программное обеспечение,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- лабораторная посуда,
- инструктивные материалы для обучающихся.
- натуральные живые пособия – комнатные растения;
- гербарии;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий современными педагогическими технологиями организации детского коллектива.
Оценочные материалы. Мониторинг результатов
Оценивание по следующим уровням:
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке проектов, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в коллективных делах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Литература для педагога:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. – 321с.
2. Зиновьев Е. Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010. - 5с.
3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008. - 119с.
4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. М,: Академия, 2005. – 345с.
5. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. -152с.
6. Развитие исследовательской деятельности учащихся; Методический сборник. –М.: Народное образование, 2001.
7. Модульная система экспериментов PROLog. Инструктивные материалы для педагога. Начальная школа. Минимальный уровень. – М.: БизнесМеридиан, 2012.
Литература для обучающихся:
1. Энциклопедии для детей.
2. Модульная система экспериментов PROLog. Инструктивные материалы для обучающихся. Начальная школа. Минимальный уровень. – М.: БизнесМеридиан, 2012.
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/
Календарный учебный график
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма проведения | Форма аттестации/ контроля |
1 | По расписанию | Учимся делать проекты | 18 | |||
1.1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Беседа, Практическая работа | Опрос. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Игра «По местам» | |
1.2 | Какими могут быть проекты? | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Беседа | наблюдение | |
1.3 | Что такое эксперимент? | 1 | Физическая и технологическая лаборатории | Беседа | Беседа о технике безопасности | |
1.4 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Опрос, Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой | |
1.5 | Методы и предметы исследования. | 1 | Физическая и технологическая лаборатории | Бесед, | опрос | |
1.6 | Сбор материала для исследования. | 1 | Физическая и технологическая лаборатории | Беседа | наблюдение | |
1.7 | Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Беседа | Представление результатов анкетирования в форме диаграмм, таблиц, графиков. Работа на компьютере. | |
1.8 | Исследование объектов. | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | работа с цифровым микроскопом, лупой, модульной системой экспериментов PROLog. Изучение результатов исследования | |
1.9 | Основные логические операции. | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Беседа. Мыслительный эксперимент | Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» | |
1.10 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы | |
1.11 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1 | Физическая и технологическая лаборатории | Составление плана работы. Требования к сообщению | ||
2 | Тематические учебные исследования | 16 | ||||
2.1 | Измерение положительной и отрицательной температуры | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Практическая работа «Измерение положительной и отрицательной температуры». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы | |
2.2 | Изучение таяния льда | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Практическая работа «Изучение таяния льда». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы. | |
2.3 | Почему тепло в варежках. | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Практическая работа «Почему тепло в варежках». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы | |
2.4 | Измерение относительной влажности (в классе и над стаканом с тёплой водой). | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Практическая работа «Измерение относительной влажности». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы. | |
2.5 | Измерение атмосферного давления. | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Практическая работа «Измерение атмосферного давления». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы. | |
2.6 | Измерение уровня освещенности | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Практическая работа «Измерение уровня освещенности». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы | |
2.7 | Солнечный свет и одежда | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Практическая работа «Солнечный свет и одежда». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы | |
2.8 | Как распространяется звук? | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Практическая работа «Как распространяется звук?». Обработка данных эксперимента. Отчет и оценка своей работы | |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся | 2 | ||||
3.1 | Мини конференция по итогам собственных исследований. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности | 2 | Физическая и технологическая лаборатории | Практическая работа | Выступление с проектами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс по работе с цифровой лабораторией в начальной школе
В настоящее время также много уделяют внимание вопросам исследовательского обучения. В связи с этим актуальны занятия в цифровой лаборатории....
Методические рекомендации по работе с цифровой лабораторией (ЛабДиском).
В настоящее время в школу приходит новое оборудование, позволяющее организовать исследовательскую деятельность учащихся. ЛабдДиск - это целая цифровая лаборатория, умещающаяся на ладошке. Как и на как...
Исследовательская работа ученика начальной школы в рамках курса "Окружающий мир" с помощью цифровой лаборатории.
Уроки окружающего мира занимают особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками...
Мастер – класс по теме: "Исследовательская работа в начальной школе с помощью цифровой лаборатории Vernier"
Мастер – класс Исследовательская работа в начальной школе с помощью цифровой лаборатории Vernierвходит: буклет; описание комплекта оборудования; презентация...
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...
«Практика использования цифровой лаборатории ProLog на уроках окружающего мира»
Использование современных измерительных приборов на уроках окружающего мира в начальной школе...
Рабочая программа "исследовательские лаборатории" , 1-4 классы
Рабочая программа по курсу «Исследовательские лаборатории» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (...