Исследовательская работа ученика начальной школы в рамках курса "Окружающий мир" с помощью цифровой лаборатории.
учебно-методический материал по окружающему миру (3, 4 класс) на тему
Уроки окружающего мира занимают особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.
В младшем школьном возрасте закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе, поэтому этот возраст является наиболее подходящим для формирования основ научного мировоззрения. Необходимо уже в раннем детстве пробуждать в детях радость открытия.
Большую роль в этом играет эксперимент. Однако большинство экспериментов, проводимых на традиционном оборудовании, носит описательный характер, не даёт возможности детям принимать участие в работе.
Применение цифровой лаборатории значительно повышает самостоятельность школьников и при проведении эксперимента, и при обработке результатов.
Согласно ФГОС НОО техническое оснащение школ должно обеспечить возможность проведения экспериментов с использованием современного оборудования.
Цель мастер-класса:
сформировать готовность слушателей использовать цифровую лабораторию в естественно - научном образовании младших школьников.
Задачи:
поделиться опытом и научить пользоваться цифровой лабораторией, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_tsifrovaya_laboratoriya.docx | 60.53 КБ |
Предварительный просмотр:
- Презентация педагогического опыта учителем – мастером.
Слайд 1
- Здравствуйте, уважаемые члены жюри, участники мастер-класса, гости!
Меня зовут Соннова Галина Сергеевна, учитель начальных классов Крюковской средней общеобразовательной школы.
Слайд 2
Сегодня я расскажу Вам о работе инновационного технического средства обучения младших школьников – цифровой лаборатории.
Слайд 3
Уроки окружающего мира занимают особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.
В младшем школьном возрасте закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе, поэтому этот возраст является наиболее подходящим для формирования основ научного мировоззрения. Необходимо уже в раннем детстве пробуждать в детях радость открытия.
Большую роль в этом играет эксперимент. Однако большинство экспериментов, проводимых на традиционном оборудовании, носит описательный характер, не даёт возможности детям принимать участие в работе.
Слайд 4
Применение цифровой лаборатории значительно повышает самостоятельность школьников и при проведении эксперимента, и при обработке результатов.
Согласно ФГОС НОО техническое оснащение школ должно обеспечить возможность проведения экспериментов с использованием современного оборудования.
2. Постановка темы, задач
- Тема нашего мастер-класса сегодня звучит так :
Слайд 5
Исследовательская работа ученика начальной школы в рамках курса "Окружающий мир" с помощью цифровой лаборатории.
- Сегодня мы познакомимся с этой лабораторией, научимся ею пользоваться и проводить эксперименты. Я думаю, что у нас все получится!
Слайд 6
Цель мастер-класса:
сформировать готовность слушателей использовать цифровую лабораторию в естественно - научном образовании младших школьников.
Задачи:
поделиться опытом и научить пользоваться цифровой лабораторией, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского цикла.
Цифровая лаборатория адресована в первую очередь начальной школе. Даже младшие школьники могут быстро провести эксперимент и получить реальный результат.
В состав лаборатории входят:
- регистратор данных.
- Датчик температуры.
- Датчик звука.
- Датчик освещенности.
- Аксесуары.
- Программное обеспечение.
- Методические рекомендации для педагога.
В зависимости от целей можно применять в 2 режимах.
- Режим работы с компьютером.
В данном режиме управление работой регистратора полностью осуществляется программным обеспечением компьютера. Данные от датчиков в режиме реального времени передаются на компьютер и отображаются на его экране в программном приложении. При этом сам регистратор данные не сохраняет и не накапливает.
- Режим автономной работы.
В данном режиме регистратор данных используется для отображения, сбора и хранения данных без подключения к компьютеру. Данные собранные в автономном режиме, сохраняются в памяти и извлекаются при последующем подключении к компьютеру.
Слайд 6
Лаборатория имеет небольшие размеры. С ней легко выйти на улицу, отправиться на экскурсию, в поход.
Коллеги, предлагаю взять прибор в руки. Он небольшого размера, с кнопками по краям и экраном в центре.
Цифрами на передней панели от 1 до 4 обозначены порты подключения датчиков, цифрой 5 обозначен порт подключения внешних устройств.
На верхней стороне прибора располагается разъём USB, который служит для связи с компьютером. При работе в автономном режиме, его мы не используем.
Для подключения датчиков в комплекте идут 3 провода.
- Соедините датчики с регистратором в любой последовательности, кроме 5 порта.
При их подключении получается гибкая система, способная одновременно измерять 3 различных физических параметра: громкость звука, освещенность, и температуру.
Включите регистратор данных (для этого необходимо кратковременно нажать кнопку ПОДТВЕРЖДЕНИЕ). Перед Вами главное меню.
Стрелками ВВЕРХ\ВНИЗ найдите:
- упр.ощённая запись (запись результатов в память, происходит автоматически при активации данного пункта меню)
- без записи (отображает на экране результаты измерений в режиме реального времени)
- ручная запись (запись в память отображаемых на экране результатов измерений путём кратковременного нажатия ПОДТВЕРЖДЕНИЕ)
- запись (измерение, при котором настраиваются время измерения и измерительный материал)
- система (настройка параметров)
- сон (выключение регистратора)
Сейчас мы познакомились с устройством цифровой лаборатории.
Выключите регистратор данных. Для этого найдите в главном меню режим СОН и нажмите кнопку НАПРАВО, чтобы активировать его.
Слайд 8
- Представление системы учебных занятий.
Вашему вниманию предлагаю примеры практических работ, которые выполнили мои ученики с помощью цифровой лаборатории.
- Влияние освещенности на здоровье школьника.
- Влияние шума на здоровье школьника.
Сферы применения
Слайд 9
Работу с цифровой лабораторией можно проводить на уроках окружающего мира – широкий спектр использования при изучении тем:
- сезонные изменения в природе
– измерение температуры окружающей среды;
- свойства воды – измерение температуры исследуемой среды (горячая и холодная вода, снег или лёд);
- звуковые волны – измерение уровня звука;
- охрана здоровья – измерение уровня освещённости;
- шумовое загрязнение;
- температурый режим помещения.
Во внеклассной работе, в работа в сетевом сообществе «Глобальная школьная лаборатория» (www.globallab.ru), а также в деятельности НОУ.
- Проведение имитационной игры.
- Уважаемые коллеги! Сейчас я предлагаю Вам самим выступить в роли исследователей окружающего мира.
Слайд 10
Исследовательская работа «Измерение уровня освещенности от различных источников света» с помощью цифровой лаборатории.
Слайд 11
Свет – это лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.
Величина, характеризующая различную видимость отдельных участков поверхности в зависимости от величины падающего на них светового потока, называется освещенностью и измеряется в лк (люксах).
Слайд 12
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности составляют: на рабочих столах - 300 - 500 лк; на классной доске - 500 лк; в спортивных залах на полу - 200 лк; в рекреациях на полу - 150 лк.
Слайд 13 ПУСТОЙ СЛАЙД
Приступим к выполнению измерений освёщённости от разных источников света. При выполнении этой работы с детьми сначала необходимо провести инструктаж по технике безопасности.
Ход работы:
- Перед началом работы соедините датчик освещённости с регистратором данных.
- Включите регистратор данных.
- Мы будем работать в режиме БЕЗ ЗАПИСИ. В этом режиме показания датчиков, которые отображаются на дисплее, не записываются и не сохраняются в памяти регистратора, однако отображаются в режиме реального времени, что очень удобно в нашем случае. Нажмите кнопку НАПРАВО.
- Поднесите датчик освещенности к источникам света.
- Последовательно выполните измерения различных источников света и занесите результаты в таблицу.
Источник света | Освещенность, лк |
Настольная лампа включена | |
Настольная лампа выключена | |
Под поверхностью стола |
Вывод: сейчас мы научились работать с цифровой лабораторией на примере датчика освещенности.
- Выключите регистратор данных, для этого нажмите кнопку ОТМЕНА. Выберите режим СОН. Затем нажмите кнопку НАПРАВО.
Результаты данных в таблице могут быть использованы при изучении следующих тем из курса «Окружающий мир».
- «Наши помощники – органы чувств».
- «Строение тела человека».
- «Умей предупреждать болезни».
- «Здоровый образ жизни».
Слайд 13
Практическая работа с цифровой лабораторией способствует формированию универсальных учебных действий.
В первую очередь- это познавательные УУД – ориентироваться в работе прибора, считывать и преобразовывать информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов замеров.
Коммуникативные УУД – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе, оформлять свои мысли.
Регулятивные УУД – давать словесную характеристику своей работы и осмысливать результаты работы.
Самый большой плюс от работы с цифровой лабораторией заключается в том, что при высокой степени самостоятельности в работе ученики имеют возможность получать более глубокие знания.
Слайд 14
Вывод:
Техническое средство цифровая лаборатория, является мощным источником инновационных ресурсов. В рамках научно-исследовательской деятельности, обучающиеся сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы.
Это повышает учебную мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми.
Никогда ещё изучение окружающего мира не было таким увлекательным и доступным! Я очень надеюсь, что сегодня смогла Вас в этом убедить. Цифровая лаборатория – настоящий помощник ученика!
- Рефлексия
Отметьте точкой в каждом секторе уровень успешности занятия.
Слайд 15
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс Исследовательская работа в начальной школе в рамках курса "Окружающий мир" с помощью ЛабДиска-Гломир
Тема: Практическое занятие. Температура вокруг нас.Цель: формировать готовность слушателей использовать современные технические средства (ЛабДиск ГЛОМИР) для поддержки современных тенденций усил...
Особенности организации исследовательской работы в начальной школе в рамках курса «Я - исследователь»
Отчет о проделанной работе....
Мастер-класс «Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»
Мастер-класс предназначен для учителей начальной школы. Главная задача мастер-класса - научить пользоваться ЛабДиском, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского ...
«Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»
«Исследовательская работа в начальной школес помощью мобильной естественно-научной лабораторииЛабДиск-Гломир»Цель мастер-класса: сформировать готовность слушателей использовать современные технические...
Мастер – класс по теме: "Исследовательская работа в начальной школе с помощью цифровой лаборатории Vernier"
Мастер – класс Исследовательская работа в начальной школе с помощью цифровой лаборатории Vernierвходит: буклет; описание комплекта оборудования; презентация...
Исследовательская работа ученика начальной школы
Исследовательская работа ученика начальной школы...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....