Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью с помощью пальчиковой гимнастики.
методическая разработка
Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_melkoy_motoriki.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью с
помощью пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.
Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
На мой взгляд, наиболее рациональными способами развития мелкой моторики являются пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению детьми с умственной отсталостью навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение.
Мои приёмы пальчиковых игр для развития мелкой моторики оказывают положительное воздействие на речевое развитие у детей, повышают работоспособность учащихся на уроках и улучшают качество образовательного процесса.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка. Пальчиковые и жестовые игры дают возможность учителям радовать их, и вместе с тем, развивать мышление, речь и воображение. Пальчиковые и жестовые игры, предполагающие тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют теплые взаимоотношения. Выразительное пение, красивые мелодии нравятся детям, развивают музыкальный слух и память и позволяют проводить занятия весело и эффективно. Психологи и педагоги давно установили, что пальчиковая гимнастика вырабатывает у детей внимательность и способность сосредотачиваться.
Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях:
∙ Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами).
∙ Самомассаж.
∙ Игры с мелкими предметами (шариковая ручка, карандаш, маленький мяч, колючий мяч, прищепки, эспандер, су-джок).
∙ Пальчиковые игры со стихотворным и музыкальным сопровождением.
∙ Пальчиковые кинезиологические упражнения.
∙ Пальчиковые игры на основе сказок.
- Пальчиковые, артикуляционные, дыхательные гимнастики.
- Пальчиковая гимнастика для развития мышечного тонуса, координации движений и ориентировки в пространстве.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:
1. Пальчиковая гимнастика;
2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
3. Отработка графических навыков (рисование линий, рисование по точкам, штриховка, раскрашивание, обводка и т.д).
Коррекционную работу мы ведем по следующим направлениям:
1. Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы);
2. Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое);
3. Смысловая организация движений (проговаривание).
Рекомендуется проводить следующие упражнения:
1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);
2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.);
3. Нейропсихологическое расслабление:
• массаж;
• упражнения для удержания позы.
• упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и д.р.
4. Упражнения на ритмическую организацию движений.
Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций.
• хлопки;
• постукивание палочками;
• ритмичные щелчки;
• специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);
• игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
Разработаны специальные комплексы упражнений пальчиковых игр по коррекции мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта
- пальчиковые игры для развития и совершенствования ручной моторики;
- упражнения на развитие и совершенствования динамической координации движений;
- упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость;
- упражнения на развитие подвижности и гибкости рук;
- пальчиковая гимнастика для развития мышечного тонуса, крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве;
- пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики;
- пальчиковая гимнастика для развития внимания, памяти и ритма;
- самомассаж;
- стихи и загадки руками;
- пальчиковая гимнастика по сказкам, кукольный театр;
- пальчиковые игры с предметами (шариковая ручка, карандаш, прищепки, мяч маленький, колючий мяч, су-джок, эспандер).
Коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно с последующим усложнением разнообразных видов пальчиковой гимнастики.
Присущие детям с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...
Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.
В материале отражены особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...
Рабочая программа по математике в 5 классе I вида для детей с умственной отсталостью
Рабочая программа по математике в 5 классе I вида для детей с умственной отсталостью...
Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью на уроках через элементы ручного труда.
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Для каждого ребенка составляется инд...
Доклад: «Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста на уроках ручного труда»
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....
Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
Н.А. Бернштейн.Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Включение детей с тяжелой умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практическ...
Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В работе с детьми с умственной отсталостью я использую следующие методы и приемы развития мелкой моторики. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики – по традиционны...