Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Яремчук Мария Александровна,
учитель начальных классов
МОУ Гимназии №3 г. Тейково
Ивановской области
Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе
(Слайд 2)«Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать
прочитанное – вот в чем главное».
К.Д. Ушинский
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения.
(Слайд 3)Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования подчеркивает важность обучения смысловому чтению, и отмечает, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Тема моего мастер-класса«Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе».
Для меня важно, чтобы мои уроки запомнились детям, поэтому в своей работе я использую приемы формирования навыков смыслового чтения, которые помогают мне сделать урок более эффективным и увлекательным. Данную технологию я использую в своей педагогической деятельности.
(Слайд 4)Я считаю, что систематическая работа по формированию навыков смыслового чтения на уроках является эффективным средством общего развития обучающихся и успешности обучения в школе.
(Слайд 5)Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию
(Слайд 6) Существует 4 вида чтения:
Просмотровое — чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное— вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Чаще всего педагоги применяют данную технологию на уроках литературного чтения. Но сегодня мне бы хотелось с Вами поделиться применением технологии смыслового чтения на уроках русского языка.
(Слайд 7) Приём «Верные и неверные утверждения».
Обучающимся предлагается ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника, слово учителя, дополнительная информация в различных источниках) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав текст учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему.
(Слайд 8) Прием «Верите ли вы…» используются, например, при знакомстве с новой частью речи – прилагательным. Обучающимся предлагаются утверждения:
- Прилагательное - это самостоятельная часть речи.
- Прилагательное обозначают признак существительного.
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
(Слайд 9) Приём «Письмо с дырками (пробелами)»
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Пример приема на слайде
(Слайд 10) Приём «Корзина» идей.
Дается ключевое слово по теме урока. Обучающиеся должны вспомнить все, что связано с ним, сформулировать тему и цели урока.
Пример на слайде. Детям предлагается вспомнить, что такое наречие.
(Слайд 11) Прием«Кластер»
Помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению работать в группе, активизирует учебную деятельность.
На слайде мы видим пример кластера, который получился на уроке русского языка в 4 классе. Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном
(Слайд 12) Прием «Инсерт»
Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать обозначения, которые вы видите на слайде.
Итог работы на данном этапе – подробное изучение и понимание текста в целом.
На слайде мы видим пример инсерта, который получился на уроке. Тема урока: «Имя существительное».
(Слайд 13) Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы, в отличие от тонких вопросов требуют неоднозначных ответов (домой).
(Слайд 14) Прием «Синквейн»
Этот прием пишется по определенным правилам, пример вы видите на слайде.
Например,
1.Имя прилагательное.
2.Нужное, незаменимое.
3.Украшает, поясняет, обозначает.
4.Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи.
5.Часть речи.
Использование вышеперечисленных приемов возможно не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии, изобразительного искусства. Ведь чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Читательская грамотность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как с источниками информации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер - класс: « Развитие читательской компетенции методом смыслового чтения » Составила: Яремчук Мария Александровна, учитель начальных классов МОУ Гимназии № 3 г. Тейково Ивановской области 2020 год
Смысловое чтение это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной и смысловой сторон прочитанного. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.
4 вида чтения: Просмотровое — чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта. Ознакомительное — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация. Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается. Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ 1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи 2. Однородные члены соединяются только союзами 3. В предложении может быть только один ряд однородных членов 4. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства 5. Однородные члены бывают только нераспространенными 6. Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом 7. Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Например, желаю ни пуха ни пера Верные и неверные утверждения 1) На доске записаны верные и неверные утверждения по новой теме. 2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где по, их мнению, оно не является верным.
« Верите ли вы, что …» Верите ли вы, что п рилагательное - это самостоятельная часть речи. Верите ли вы, что п рилагательное обозначают предмет. Верите ли вы, что прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? к акие?
«Письмо с дырками» Приставки пишутся со словами__________ , а предлоги - ____________________. Приставка - это часть слова, которая находится_______________ корнем и служит для образования_______ .
«Корзина идей» Наречие – это : Самостоятельная часть речи Как?, Где? Когда? Не изменяется Образуется от прилагательных Второстепенный член предложения Главный член предложения Признак действия или признака
обозначает часть обозначает действие предмета речи действие предмета изменяется глагол изменяется по числам по временам изменяется имеет отвечает на вопросы по родам вид что делать? что сделать? «Составление кластера»
1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. V + - ? Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имена существительные изменяются по числам и падежам. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный Существительные в именительном падеже являются в предложении только подлежащим Как называются существительные «метро», «пальто», «кино», «шоссе»? « Инсерт » (чтение с пометками)
«Тонкие » и «толстые» вопросы «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы записываются вопросы, требующие развёрнутого ответа односложного ответа Кто…? Дайте несколько объяснений, почему...? Что…? Почему Вы считаете…? Когда…? В чем различие…? Может…? Предположите, что будет, если…? Будет…? Что, если…? Согласны ли Вы…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов
Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Структура синквейна . Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). « Синквейн » Глагол. Важный, необходимый. Действует, изменяется, обозначает. Глаголом жги сердца людей! Знание.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.
В работе раскрывается технология продуктивного чтения, методы и приемы формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы....
Формирование навыков функционального чтения младших школьников как основа развития читательской компетентности на следующей ступени обучения
Международная программа по оценке качества обучения PISA - это самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, который проводится раз в 3 года и проходит под патронажем...
Формирование навыков функционального чтения младших школьников как основа развития читательской компетентности на следующей ступени обучения
Презентация к докладу...
"Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе для успешного развития универсальных учебных действий"
Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе...
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников...
Формирование навыка смыслового чтения с использованием активных методов и приёмов обучения в начальной школе по ФГОС
Использование в работе активных приёмов и методов обучения позволяет повысить познавательную деятельность обучающихся, формировать навыки смыслового чтения...
Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат м...