АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika.docx | 63.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 281»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
на 4 года
1-4 классы
обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
I этап обучения
2 часа в неделю
Составитель:
Дулгер С.И.
Москва
2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Речевая практика» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15);
- Учебный план ГБОУ Школа №281;
Рабочая программа по учебному курсу «Речевая практика» разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с умственной отсталостью с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся составляет 4 года. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в соответствии с учебным планом.
Речевая практика
I класс- 2 часа в неделю (34 учебные недели) Всего – 68 часов
II класс – 2 часа в неделю (34 учебные недели) Всего – 68 часов
III класс – 2 часа в неделю (34 учебные недели) Всего – 68 часов
IV класс -2 часа в неделю (34 учебные недели) Всего – 68 часов
Предмет «Речевая практика» относится к образовательной области «Язык и речевая практика».
Цель предмета: формирование и развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе.
Задачи:
- совершенствование речевого опыта;
- коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
- формирование выразительной стороны речи;
- формирование и развитие устной коммуникации;
- формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;
- обучение построению устных связных высказываний;
- подготовка школьников к жизни, к общению;
- воспитание культуры речевого общения;
- воспитание интереса к родному языку.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС.
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО. Предметные результаты по речевой практике включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
- Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развивать адекватное представление о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- Овладеть социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- Овладеть навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
Предметные результаты:
- выполнять простые инструкции учителя;
- выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из 2 слов с помощью учителя;
- отвечать на простые вопросы;
- знать элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (с помощью учителя и самостоятельно);
- Овладевать коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
- Использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях (с помощью учителя и самостоятельно).
На изучение речевой практики в 1 классе выделено 68 часов год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Содержание учебного курса
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Форма контроля |
1 | Школьная жизнь | Выполнять простые инструкции учителя. Выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из двух слов с помощью учителя. Отвечать на простые вопросы с помощью учителя. Употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя. Составлять предложения по вопросам с включением в ответы отработанной лексики с помощью учителя. Использовать вопросительную и восклицательную интонации с помощью учителя. Уметь разучивать небольшие стихотворения. | комплексный набор стандартизированных заданий |
2 | Игры и игрушки | Узнавать игрушки по описанию с помощью учителя. Сравнивать два предмета по заданному признаку. Конструировать возможные диалоги между продавцом и покупателем в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки с помощью учителя. Коллективно составлять рассказ с опорой на картинно-символический план с помощью учителя. | комплексный набор стандартизированных заданий |
3 | Играем в сказку | Слушать сказку в устном изложении учителя. Называть героев сказки, описывать персонажей с помощью учителя. Драматизировать сказку с использованием элементов костюмов с помощью учителя. | комплексный набор стандартизированных заданий |
4 | Я дома | Понимать прямые родственные отношения. Знать свой адрес. Использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях с помощью учителя. Коллективно составлять рассказ с опорой на картинно-символический план с помощью учителя. Составлять поздравления к праздникам с помощью учителя. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. Драматизировать отрывок с использованием элементов костюмов с помощью учителя. | комплексный набор стандартизированных заданий |
5 | Я и мои товарищи | Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. Изменять темп речи в соответствии с ситуацией. | комплексный набор стандартизированных заданий |
6 | Мойдодыр | Называть предметы (по теме) и действия с ними, давать характеристики предметов с помощью учителя. Коллективно составлять рассказ с опорой на картинно-символический план с помощью учителя. Ухаживать за одеждой и обувью с помощью учителя. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. | комплексный набор стандартизированных заданий |
7 | Мир природы | Отвечать на простые вопросы с помощью учителя. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. Называть предметы (по теме) и действия с ними, давать характеристики предметов с помощью учителя. | комплексный набор стандартизированных заданий |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1. | Давайте познакомимся. | Упражнение «Давайте познакомимся». Игра «Наши имена». Беседа «Приветствие в школе». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
2. | Давайте познакомимся. | Уточнение знаний о профессиях людей, работающих в школе. Составление предложений по опорным схемам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
3. | Правила школьника. | Слушание стихотворения о правилах поведения в школе. Составление предложений по опорным схемам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
4. | Это школьный двор. | Повторение чистоговорок (Артикуляционная гимнастика, Ра-ра-ра – нам гулять идти пора). Ролевая игра «Знакомство во дворе». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
5. | Отгадай, что в моем ранце. | Слушание загадок о школьных принадлежностях. Чистоговорки («аш-аш-аш-вот зеленый (синий и пр.) карандаш»). Школьные принадлежности и их назначение (составление предложений по образцу). Составление предложений по вопросам с включением в ответы отработанной лексики. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
6. | Покупка школьных принадлежностей. | Разучивание чистоговорки «Расскажи мне про покупку». Отгадывание загадок. Описание предметов по картинно-графической схеме (размер, цвет, форма). Знакомство школьников с основными правилами поведения в магазине. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
7. | Покупка школьных принадлежностей. | Чтение учителем стихотворения «Перемена». Построение диалога «Разговор на перемене», «Давай поиграем». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
8. | Правила поведения на перемене. | Давайте познакомимся. Выявление представлений по ситуации. Игра «Наши имена». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
9. | Игрушки. | Разучивание чистоговорки «То-то-то – у Антона лото». Узнавание игрушек по описанию. Составление предложений, как можно играть с этой игрушкой. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
10. | В магазине игрушек. | Сравнение двух предметов по заданному признаку. Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки. Ролевая игра «Магазин игрушек». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
11. | В магазине игрушек. | Чтение стихотворения А.Барто «Я выросла». Диалог «Наведем порядок в доме». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
12. | Ролевая игра «В магазине игрушек» | Разучивание чистоговорки «То-то-то-у Антона лото». Узнавание игрушек по описанию. Составление предложений, как можно играть с этой игрушкой. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
13. | Ролевая игра «Уложи куклу спать». | Слушание стихотворения Ю.Горея «Колыбельная». Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. Ролевая игра «Уложи куклу спать». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
14. | Русская народная сказка «Репка». | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание репки. Составление предложений с предлогом за по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
15. | Русская народная сказка «Репка». | Коллективное рассказывание сказки «Репка». Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
16. | Русская народная сказка «Репка». | Драматизация сказки «Репка» с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
17. | Русская народная сказка «Теремок». | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание теремка. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
18. | Русская народная сказка «Теремок». | Коллективное рассказывание сказки «Теремок». Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
19. | Русская народная сказка «Теремок». | Драматизация сказки «Теремок» с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
20. | Моя семья. | Слушание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине». Беседа «Моя семья». Понимание прямых родственных отношений. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
21 | Рассказ о себе. | Составление рассказа о себе. Разучивание домашнего адреса. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
22. | Спокойной ночи. | Развитие артикуляционной моторики. Разучивание чистоговорки «Та-та-та- наступила темнота».Слушание отрывка из «Сказки о глупом мышонке», выкладывание картинок. Слушание и пение колыбельных песен. Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
23. | Спокойной ночи. | Составление предложений по серии сюжетных картинок. Составление рассказа по образцу «Как я ложусь спать». Рассматривание атрибутов, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
24. | Колыбельные песни. | Составление предложений по серии сюжетных картинок. Разучивание колыбельной, воспроизведение ее в ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
25. | Доброе утро! | Слушание и воспроизведение чистоговорок: «Вот проснулся петушок». Слушание интонации (весело, бодро- вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
26. | Доброе утро! | Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утром!» Игра «Живые загадки». Составление диалогов на основе сюжетных картинок. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
27. | Зимняя прогулка. | Рассматривание картинок и название предметов зимней одежды и обуви. Описание зимней одежды детей по данному символическому плану. Ролевая игра «Кукла одевается на прогулку». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
28. | Зимние забавы детей. | Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (у Миши санки – У Маши санки). Слушание стихотворения А.Сурикова «Детство» (отрывок). Составление рассказа с опорой на картинный план. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
29. | Составление рассказа «Зимняя прогулка». | Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
30 | Зимняя прогулка. | Моделирование возможных диалогов между героями, изображенными на картинке. | комплексный набор стандартизированных заданий | |
31. | Прогулка в машине. | Составление предложений по сюжетным картинкам. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с ситуацией. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
32. | Разучивание новогоднего стихотворения. | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление диалогов по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
33. | Готовимся к празднику. | Моделирование ситуации знакомства на новогоднем празднике-карнавале. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Игра «Узнай меня». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
34. | Составление рассказа по теме «Новый год». | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
35. | Изменение темпа речи. | Работа с сюжетными картинками. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с ситуацией. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
36. | Диалог в игре. | Разучивание мини-диалога. Воспроизведение в ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
37. | Русская народная сказка «Колобок» | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание Колобка. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
38. | Русская народная сказка «Колобок» | Коллективное рассказывание сказки «Колобок». Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
39. | Русская народная сказка «Колобок» | Драматизация сказки «Колобок» с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
40. | Сказка в стихах К.Чуковского «Мойдодыр» | Заучивание отрывка из сказки в стихах К.Чуковского «Мойдодыр». Активизировать в словарном запасе школьника слова, обозначающие предметы гигиены. Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление его действиями. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
41. | Предметы гигиены. | Активизировать в словарном запасе школьника слова, обозначающие предметы гигиены. Разучивание мини-диалога. Воспроизведение его в ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
42. | Разучивание отрывка из сказки в стихах «Мойдодыр». | Заучивание отрывка из сказки в стихах «Мойдодыр». Соотнесение выражение лица с символическим рисунком. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
43. | Мое утро. | Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
44. | Самостоятельная работа «Одежда. Уход за одеждой». | Выполнение самостоятельной работы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
45. | Приглашение гостей. | Слушание и драматизация детской песни «К нам гости пришли». Ролевая игра «Кукла встречает гостей».Диалоги с гостями. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
46. | Мы в гостях. | Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. Правила поведения в гостях. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
47. | Поздравление папы и дедушки. | Составление поздравления папе и дедушке с опорой на условно-графические схемы предложений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
48. | Провожаем гостей. | Диалоги при расставании. Расширение представления учащихся о правилах поведения при прощании с родственника и старшими. Ролевая игра «Кукла провожает гостей». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
49. | Поздравляем маму и бабушку. | Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
50. | Правила этикета за столом. | Составление диалогов с игровым персонажем Хозяюшкой Варварушкой. Ролевая игра «Кукла накрывает на стол». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
51. | Мамины помощники. | Слушание и разучивание стихотворения А.Барто «Помощница». Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
52. | Мы помогаем маме на кухне. | Составление рассказа из личного опыта. Называние предметов мебели, посуды, бытовой техники по сюжетным и предметным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
53. | Посуда. | Слушание отрывка из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Инсценировка разговора Федоры с посудой с показом игровых действий. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
54. | «К нам весна шагает…» | Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков весны (кто больше назовет). Слушание стихотворения А.Плещеева «Весна». Составление диалога по сюжетной картинке «Весенняя экскурсия». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
55. | Первоцветы. | Слушание стихотворения Е.Серовой «Подснежник». Составление диалога по сюжетной картинке и картинно-графической схеме «Первоцветы». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
56. | Весенняя одежда. | Диалог «В чем пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
57. | Режим дня школьника. | Слушание стихотворения С.Михалкова «про Мимозу». Ознакомление детей с режимом дня школьника, с последовательностью событий. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
58. | Самостоятельная работа «Обувь. Уход за обувью». | Выполнение самостоятельной работы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
59. | Опрятному человеку нужны помощники. | Знакомство с предметами бытовой техники. Составление предложений по наблюдениям за практическими действиями. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
60. | Веселый оркестр. | Называние предметов и действий с ними. Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложений. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
61. | Выражение просьбы. | Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
62. | Составление рассказа «Веселый оркестр». | Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
63. | «Здравствуй, лето!» | Составление диалога по сюжетной картинке «летняя экскурсия». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков лета ( кто больше назовет). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
64. | «Здравствуй, лето!» | Составление диалога по сюжетной картинке «Лето наступило». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков лета ( кто больше назовет). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
65. | Летняя одежда. | Диалог «В чем пойти на улицу» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
66. | Летняя одежда. | Диалог «В чем пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
67. | Летние развлечения. | Слушание стихотворения о летних занятиях детей. Диалог «Давай поиграем», «Мы едем купаться», «Как вести себя в лесу». Правила безопасного поведения на водоемах, в лесу. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
68. | Летние развлечения. | Слушание стихотворения о летних занятиях детей. Диалог «Давай поиграем», «Мы едем купаться», «Как вести себя в лесу». Правила безопасного поведения на водоемах, в лесу. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
На изучение речевой практики во 2 классе выделено 68 часов год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Содержание учебного курса
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Форма контроля |
1 | Игры для детей | Выполнять простые инструкции учителя. Выбирать картинку, соответствующую слову из 2-3 слов. Использовать разный темп речи в различных речевых ситуациях. Составлять предложения по вопросам с включением в ответы отработанной лексики. Использовать речевые алгоритмы в различных ситуациях (самостоятельно и с помощью учителя) | комплексный набор стандартизированных заданий |
2 | Школьная жизнь | Составлять разные по содержанию предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Уметь разучивать короткие стихотворения на заданную тему. | комплексный набор стандартизированных заданий |
3 | Мои товарищи в школе | Знать и называть правила поведения в школе. Рассказывать об этапах дежурства по столовой с помощью учителя. Дежурить по столовой. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки. Знать правила оказания помощи товарищу, если он заболел (самостоятельно и с помощью учителя). | комплексный набор стандартизированных заданий |
4 | Я за порогом дома | Знать правила безопасного поведения на дороге, маршрут от дома до школы. Знать соблюдение правил поведения в автобусе. Составлять предложения на заданную тему с опорой на картинки. Сравнивать предметы по одинаковому признаку. Конструировать возможные диалоги. Уметь обратиться за помощью в экстренной ситуации. Знать значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи) Применять с помощью учителя форм обращения в телефонном разговоре. | комплексный набор стандартизированных заданий |
5 | Играем в сказку | Слушать сказку в устном изложении учителя. Называть героев сказки, описывать персонажей (самостоятельно и с помощью учителя). Драматизировать сказку с использованием элементов костюма (самостоятельно и с помощью учителя). | комплексный набор стандартизированных заданий |
6 | Я дома | Составлять рассказ из личного опыта на основе сюжетных картинок (с помощью учителя или с использованием плана). Составлять речь-поздравление с пожеланиями (самостоятельно и с помощью учителя). | комплексный набор стандартизированных заданий |
7 | Мир природы | Использовать прилагательные в речи учащихся для описания щенка. Составлять предложения по серии сюжетных картинок. Воспроизводить содержание стихотворения по сюжетным картинкам. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. | комплексный набор стандартизированных заданий |
8 | Любимые занятия | Составлять разные по содержанию предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию (самостоятельно и с помощью учителя). | комплексный набор стандартизированных заданий |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1. | Моя малая родина | Знакомство с понятиями: Родина, малая родина. Слушание стихотворений о малой родине. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
2. | Истории о лете | Понятия силы голоса: громко, тихо, шепотом. Показ учителем силы голоса: громко, тихо, шепотом. Слушание и повторение. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
3. | Истории о лете. | Разучивание чистоговорки. Составление разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Хоровые упражнения с использованием разного темпа речи в различных речевых ситуациях. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
4. | Ролевая игра «Истории о лете» | Использование разных темпов речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
5. | Играем во дворе. | Разучивание чистоговорки. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
6. | Играем во дворе. | Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
7. | Игры на свежем воздухе. | Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
8. | «Добро пожаловать в школу!» | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
9. | «Добро пожаловать в школу!» | Составление разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
10. | Ролевая игра «Добро пожаловать!» | Повторение чистоговорок. Ролевая игра «Идем в школу». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
11. | Беседа «Расскажи мне о школе» | Уточнение представлений о школе. Слова на тему «Школа». Слушание стихотворения о правилах поведения в школе. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
12. | В школьной столовой. | Знакомство с персоналом столовой. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу «В школьной столовой». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
13. | Дежурство. | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
14. | Разговор дежурных. | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
15. | Практическая работа «Дежурство». | Конструирование возможных диалогов между детьми. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
16. | Правила поведения на дороге. | Беседа «как и на каком транспорте ехать». Повторение правил дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора. Слова на тему: «Дорога в школу и домой». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
17. | Моя дорога в школу | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Слова на тему «Дорога в школу и домой». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
18. | Поведение в автобусе. | Беседа «Как нужно вести себя в автобусе». Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
19. | Поведение в автобусе. | Разучивание чистоговорки. Составление, конструирование предложений по теме. Обсуждение темы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
20. | Ролевая игра «Я - пассажир». | Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
21 | Наш товарищ заболел. | Слушание детской песни «Ангина». Разговор с врачом, с заболевшим членом семьи по сюжетной картинке и заданной ситуации. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
22. | Помощь заболевшим товарищам. | Слушание отрывка из стихотворения К.Чуковского «Айболит». Составление диалога о помощи заболевшим товарищам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
23. | Ролевая игра «Наш товарищ заболел». | Ролевая игра. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
24. | Русская народная сказка «Три медведя» | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание репки. Составление предложений с предлогом В по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
25. | Русская народная сказка «Три медведя» | Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
26. | Русская народная сказка «Три медведя» | Драматизация сказки «Три медведя» с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
27. | Играем в школу | Уточнение представлений о школе. Развитие артикуляционной моторики. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
28. | Правила для школьника | Слушание стихотворения о правилах поведения в школе. Игра «Это я, это не я». Оценка поступков героев. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
29. | Ролевая игра «Играем в школу» | Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
30 | В воскресенье все дома. | Уточнение представлений о составе семьи, родственных отношениях, их обязанностях. Развитие артикуляционной моторики. | комплексный набор стандартизированных заданий | |
31. | Рассказ «Как наша семья проводит воскресенье». | Составление предложений по серии сюжетных картинок. Составление короткого рассказа по образцу «Как наша семья проводит воскресенье». Формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
32. | Готовимся к празднику «Новый год». | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление диалогов по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
33. | Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации. | Моделирование ситуации знакомства на празднике-карнавале. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Игра «Узнай меня». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
34. | Составление рассказа «Новый год» | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. Формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
35. | Приглашение гостей. | Слушание и драматизация детской песни «К нам гости пришли» и ролевая игра «Встречаем гостей». Диалоги с гостями. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
36. | Благодарность за поздравление и подарки. | Поздравление. Правила поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
37. | Пожелания близким и малознакомым людям. | Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
38. | Ролевая игра «С днем рождения» | Расширение представления учащихся о правилах поведения на празднике. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
39. | За покупками в магазин. | Составление предложений по серии сюжетных картинок. Сравнение двух предметов по заданному признаку. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
40. | Рассказ на тему «За покупками в магазин». | Называние предметов и действий с ними. Составление короткого рассказа по образцу. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
41. | Диалог между продавцом и покупателем в магазине. | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателем в магазине с опорой на содержание картинки. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
42. | Ролевая игра «Магазин» | Конструирование возможных диалогов между продавцов и покупателями в магазине. Формирование работать по словесной инструкции. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
43. | Мы не знаем, как пройти…Как быть? | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
44. | Обращение и просьба. | Составление, конструирование предложений. Ролевая игра по теме «Мы не знаем, как пройти…Как быть?» | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
45. | Обращение за помощью в экстренной ситуации. | Составление, конструирование предложений – обращений за помощью в экстренной ситуации. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
46. | Ролевая игра по теме «Как пройти…» | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
47. | Сказка «Три поросенка» | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание персонажей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
48. | Сказка «Три поросенка» | Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
Сказка «Три поросенка». | Драматизация сказки «Три поросенка» с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий | |
49. | Телефонный разговор | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
50. | Телефонный разговор | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Формирование умения работать по словесной инструкции. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
51. | Формулы обращения в телефонном разговоре. | Конструирование возможных диалогов абонентам с опорой на содержание картинки. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
52. | Обращение за помощью в экстренной ситуации. | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных диалогов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
53. | Тест по теме «Разговор по телефону». | Выполнение тестовой работы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
54. | У меня есть щенок. | Использование прилагательных в речи учащихся для описания щенка (кто больше назовет). Знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
55. | «У меня есть щенок» С.Михалков. | Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
56. | Составление предложений на тему «У меня есть щенок». | Составление предложений по серии сюжетных картинок. Сравнение двух предметов по заданному признаку. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
57. | «А у нас в квартире кот! А у вас?» | Развитие образного мышления. Составление диалога о домашних любимцах по сюжетным картинкам и собственному опыту учащихся. Слушание стихотворения Б. Заходера «Кискино горе». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
58. | «А у нас в квартире кот! А у вас?». | Сравнение двух предметов по заданному признаку. Составление описание кота по картинно-графическому плану. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
59. | Мой котенок убежал. | Составление рассказа из личного опыта на заданную тему. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
60. | Сказка «Красная Шапочка». | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание персонажей. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
61. | Сказка «Красная Шапочка». | Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
62. | Драматизация сказки «Красная Шапочка». | Драматизация сказки «Красная Шапочка» с использованием элементов костюма. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
63. | Драматизация сказки «Красная Шапочка». | Драматизация сказки «Красная Шапочка» с использованием элементов костюма. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
64. | Кружки в школе. | Знакомство со школьными кружками. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу «Школьные кружки» | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
65. | Я записался в кружок. | Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
66. | Я записался в кружок. | Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
67. | Любимые занятия. | Отгадывание любимого занятия каждого. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
68. | Рассказ по теме «Любимое занятие». | Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
На изучение речевой практики в 3 классе выделено 68 часов год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Содержание учебного курса
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Форма контроля |
1 | Это я | Знать правила речевого общения. Различать устное речевое и письменное общение. Составлять разные по содержанию предложения с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. | комплексный набор стандартизированных заданий |
2 | Школьная жизнь | Ориентироваться в здании школы, на пришкольном участке. Знать профессии людей, работающих в школе. Называть адрес школы. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. Уметь разучивать короткое стихотворение. | комплексный набор стандартизированных заданий |
3 | Мир природы | Отвечать на простые вопросы полным предложением. Знать названия осенней, зимней, весенней, летней одежды и обуви. С помощью учителя и самостоятельно рассказать об уходе за одеждой и обувью. Составлять разные по содержанию предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. | комплексный набор стандартизированных заданий |
4 | Я за порогом дома | Знать правила поведения на дороге. Составлять самостоятельно и с помощью учителя личный маршрут движения ученика от дома до школы. Знать правила поведения в библиотеке, в театре, в кино, в больнице, в гостях. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки. | комплексный набор стандартизированных заданий |
5 | Играем в сказку | Слушать сказку в устном изложении учителя. Называть героев сказки, описывать персонажей (самостоятельно и с помощью учителя). Драматизировать сказку с использованием элементов костюмов (самостоятельно и с помощью учителя). | комплексный набор стандартизированных заданий |
6 | Я дома | Понимать прямые родственные отношения. Знать названия и назначение современной домашней техники. Обмениваться бытовыми советами. Знать значение сигналов телефонной связи. Разговаривать по телефону, соблюдая нормы культурного общения. | комплексный набор стандартизированных заданий |
7 | Я и мои друзья | Знать и рассказывать правила коллективных игра, играть в них, не нарушая правила. | комплексный набор стандартизированных заданий |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1. | Правила речевого общения. | Развитие грамматического стоя речи. Беседа «Способы общения», речевые игры. Освоение правил речевого общения. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
2. | Письменное общение. | Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
3. | Общение и его значение в жизни. | Разучивание чистоговорки. Составление разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
4. | Здание школы. Пришкольный участок. | Замена часто повторяющегося слова школа другими словами (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
5. | «Кто нас учит, лечит, кормит?». | Знакомство с персоналом школы. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
6. | Улица, на которой расположена школа. | Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
7. | Правила для школьника. | Слушание стихотворения о правилах поведения в школе. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
8. | Какая сегодня погода? | Составление диалога по сюжетной картинке «Осень». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков осени (кто больше назовет). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
9. | Осенняя одежда. | Диалог «В чём пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и вопросы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
10. | Правила поведения на дороге. | Беседа «Как и на каком транспорте ехать». Повторение правил дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый сигнал светофора. Слова на тему «Дорога в школу и домой». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
11. | Составление личного маршрута ученика. | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
12. | Ролевая игра по теме «Я –пешеход». | Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
13. | Сказка «Волк и семеро козлят». | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание героев. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
14. | Сказка «Волк и семеро козлят». | Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
15. | Драматизация сказки «Волк и семеро козлят». | Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
16. | Драматизация сказки «Волк и семеро козлят». | Драматизация сказки с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
17. | Понимание прямых родственных отношений. | Уточнение представлений о составе семьи, родственных отношениях, их обязанностях. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
18. | Современная техника в доме. | Работа со словарем. Использование в речи слов и выражений: телевизор, мультиварка, микроволновая печь, электроприборы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
19. | Мой дом и моя семья. | Использование полученных знаний в беседе. Составление предложений-советов с опорой на предметные картинки. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
20. | Мы собрались поиграть. | Обсуждение правил коллективных игр. Коллективные игры с соблюдением правил. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
21 | Вместе нам не скучно. | Обсуждение правил коллективных игр. Коллективные игры с соблюдением правил. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
22. | Коллективная игра и соблюдение правил игры. | Обсуждение правил коллективных игр. Коллективные игры с соблюдением правил. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
23. | Мы идем в библиотеку. | Правила поведения в библиотеке. Составление предложений из личного опыта. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
24. | Выражение просьбы. | Правила поведения в библиотеке. Составление предложений из личного опыта. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
25. | Ролевая игра «Мы идем в библиотеку». | Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
26. | Информация из телевизионных сообщений и печатных изданий о погоде. | Составление диалога по сюжетной картинке «Зима». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков зимы (кто больше назовет). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
27. | Зимняя одежда. | Диалог «В чем пойти на улицу», «Как одеться, если идет снег» с опорой на сюжетные картинки и вопросы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
28. | За покупками в магазин. | Составление предложений по серии сюжетных картинок. Сравнение двух предметов по заданному признаку. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
29. | Рассказ «За покупками в магазин». | Называние предметов и действий с ними. Составление короткого рассказа по образцу. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
30 | Диалог между продавцом и покупателем. | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки. | комплексный набор стандартизированных заданий | |
31. | Ролевая игра «Магазин» | Ролевая игра. Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателем в магазине. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
32. | Готовимся к празднику «Новый год». | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление диалогов по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
33. | Готовимся к празднику «Новый год». | Моделирование ситуации знакомства на празднике-карнавале. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произносимой учителем. Игра «Узнай меня». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
34. | Готовимся к празднику «Новый год». | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
35. | Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. | Конструирование возможных диалогов абонентов с опорой на содержание картинки. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
36. | Телефонный разговор. | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на содержание картинки. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
37. | Ролевая игра «Разговор по телефону». | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных диалогов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
38. | Мы идем в театр, кино. | Знакомство с театром и кинотеатром. Составление предложений по серии сюжетных картинок, короткого рассказа. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
39. | Правила поведения в театре, кинотеатре. | Обсуждение правил поведения в театре, кинотеатре. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
40. | Ролевая игра «Я- зритель». | Участие в ролевой игре. Составление коротких рассказов с использованием опорных схем. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
41. | Мы едем в больницу. | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
42. | На приеме у врача. | Конструирование возможных диалогов между врачом и пациентом в поликлинике с опорой на содержание картинки. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
43. | Самостоятельная работа «На приеме у врача». | Выполнение самостоятельной работы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
44. | Правила поведения в гостях. | Беседа о правилах поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов между героями картинки. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
45. | Поздравление и вручение подарков. | Беседа о правилах поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
46. | Ролевая игра «В гости на день рождения». | Правила поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов при преподнесении подарков. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
47. | Сказка «Гуси-лебеди». | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
48. | Сказка «Гуси-лебеди». | Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
49. | Драматизация сказки «Гуси-лебеди» | Драматизация сказки «Гуси-лебеди» с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
50. | Какая сегодня погода? | Составление диалога по сюжетной картинке «Весна». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков весны (кто больше назовет). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
51. | Весенняя одежда. | Диалог «В чем пойти на улицу» с опорой на сюжетные картинки и заданные вопросы. Выполнение практической работы «Весна». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
52. | Привычки хорошие и не очень. | Оценка поступков героев (хорошо –плохо, правильно- неправильно). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
53. | Ролевая игра «Привычки хорошие и не очень» | Обогащение словарного запаса словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
54. | Успехи и неудачи бывают у каждого. | Выполнение представлений детей по теме, ситуации с опрой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
55. | Успехи и неудачи бывают у каждого. | Составление разных по содержанию предложений по определенной теме. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
56. | Понятия «друг» и «дружба». | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
57. | Ролевая игра «Хочешь со мной дружить?» | Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
58. | Ролевая игра «Узнай меня». | Использование прилагательных в речи учащихся для описания человека (кто больше назовет). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
59. | Сказка «Настя и Марфуша в гостях у Морозко». | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
60. | Сказка «Настя и Марфуша в гостях у Морозко». | Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
61. | Драматизация сказки «Настя и Марфуша в гостях у Морозко». | Драматизация сказки с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
62. | Драматизация сказки «Настя и Марфуша в гостях у Морозко». | Драматизация сказки с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
63. | В зоопарке у зверей. | Выявление представлений детей по теме с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
64. | В зоопарке у зверей. | Составление разных по содержанию предложений по определенной теме. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
65. | Мы – друзья и враги природы. | Выявление представлений детей по теме с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
66. | Мы – друзья и враги природы. | Составление разных по содержанию предложений по определенной теме. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
67. | Какая сегодня погода? | Составление диалога по сюжетной картинке «Лето». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков лета (кто больше назовет). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
68. | Летняя одежда. | Диалог «В чем пойти на улицу?» с опорой на сюжетные картинки и заданные вопросы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
На изучение речевой практики в 4 классе выделено 68 часов год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Содержание учебного курса
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Форма контроля |
1 | Это я | Знать и соблюдать правила речевого общения. Составлять разные по содержанию предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию (самостоятельно и с помощью учителя). | комплексный набор стандартизированных заданий |
2 | Игры с друзьями | Выполнять простые устные инструкции учителя. Употреблять базовые формулы речевого общения. Использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях. | комплексный набор стандартизированных заданий |
3 | Я за порогом дома | Конструировать возможные диалоги. Использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях. Употреблять базовые формулы речевого общения. Вести себя в библиотеке, согласно нормам культурного поведения. | комплексный набор стандартизированных заданий |
4 | Я дома | Понимать прямые родственные отношения. Употреблять базовые формулы речевого общения. Моделировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки (самостоятельно и с помощью учителя). Использовать речевые алгоритмы при общении в различных речевых ситуациях. | комплексный набор стандартизированных заданий |
5 | Мы писатели | Конструировать возможные стихотворения с помощью учителя. Составлять разные по содержанию предложения по теме речевой ситуации и на заданную синтаксическую конструкцию. | комплексный набор стандартизированных заданий |
6 | Играем в сказку | Слушать сказку в устном изложении учителя. Называть героев сказки, описывать персонажей. Драматизировать сказку с использованием элементов костюмов. | комплексный набор стандартизированных заданий |
7 | Школьная жизнь | Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя уметь разучивать короткое стихотворение. | комплексный набор стандартизированных заданий |
8 | Мир природы | Составлять разные по содержанию предложения по теме с опорой на картинки на заданную синтаксическую конструкцию. Выполнять составные устные инструкции учителя. | комплексный набор стандартизированных заданий |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1. | Общение и его значение в жизни. | Беседа «Способы общения», речевые игры. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
2. | Общение на расстоянии. | Общение на расстоянии. Использование радио для передачи мыслей, чувств, знаний на расстоянии. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
3. | Общение с экрана. Работа телеведущего. | Общение на расстоянии. Использование радио для передачи мыслей, чувств, знаний на расстоянии. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
4. | Книга- наш собеседник. | Общение на расстоянии. Использование книги для передачи мыслей, чувств, знаний на расстоянии. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
5. | Игра по правилам. | Беседа «Умение участвовать в коллективной игре и соблюдать правила». Построение диалога. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
6. | Вместе нам не скучно. | Повторение правил игры. Участие в коллективной игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
7. | Коллективная игра и соблюдение правил игры. | Повторение правил игры. Участие в коллективной игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
8. | Правила поведения в библиотеке. | Обсуждение правил поведения в библиотеке. Составление предложений по опорным схемам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
9. | Мы идем в библиотеку. | Обсуждение правил поведения в библиотеке. Составление предложений по опорным схемам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
10. | Ролевая игра «Мы идем в библиотеку». | Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
11. | Мой дом и моя семья. | Уточнение представлений о составе семьи, родственных отношениях, их обязанностях. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
12. | Мой дом и моя семья. | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных диалогов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
13. | Мой старший друг. | Моделирование возможных диалогов между героями. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
14. | Правила просмотра телепередач. | Выявление представлений детей по теме ситуации в ходе беседы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
15. | Мы- поэты. | Знакомство с понятием поэт и рифма. Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
16. | Сочиняем стихотворение. | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных стихотворений. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
17. | Самостоятельная работа «Сочиняем стихотворение». | Выполнение самостоятельной работы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
18. | Сказка «12 месяцев». | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
19. | Сказка «12 месяцев». | Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
20. | Драматизация сказки «12 месяцев». | Драматизация сказки с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
21 | Драматизация сказки «12 месяцев». | Драматизация сказки с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
22. | Мы – сказочники. | Знакомство с понятием сказка и сказочник. Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
23. | Придумываем сказку. | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
24. | Придумываем сказку. | Подбор слов и составление предложений по речевой теме. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
25. | Самостоятельная работа «Придумываем сказку». | Выполнение самостоятельной работы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
26. | Мой помощник – телефон. | Конструирование возможных диалогов абонентов с опорой на содержание картинки. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
27. | Справочные телефонные службы. | Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных диалогов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
28. | Ролевая игра «Разговор по телефону». | Совершенствование умения участвовать в диалогах. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
29. | Условные знаки в общении людей. | Знакомство с условными знаками в общении людей. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
30 | Условные знаки в общении людей. | Беседа «Знаки-помощники при общении людей». Составление коротких рассказов. | комплексный набор стандартизированных заданий | |
31. | Запрещающие и предупреждающие знаки. | Беседа «Запрещающие и предупреждающие знаки при общении людей». Составление коротких рассказов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
32. | Готовимся к Новогоднему празднику. | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление диалогов по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
33. | Вопросительная и восклицательная интонация. | Моделирование ситуации знакомства на новогоднем празднике-карнавале. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Игра «Узнай меня». | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
34. | Составление рассказа на тему «Новый год». | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
35. | Правила этикета. | Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
36. | Устное и письменное приглашение. | Упражнения в составлении приглашения. Моделирование возможных диалогов между героями. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
37. | Вежливый отказ от предложения, приглашения. | Упражнение в вежливом отказе. Моделирование возможных диалогов между героями. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
38. | Знакомство с гостями. | Слушание и драматизация детской песни «К нам пришли гости» и ролевая игра «Я встречаю гостей». Диалоги с гостями. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
39. | Мы в гостях. | Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. Правила поведения в гостях. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
40. | Устное и письменное поздравление. | Составление поздравления с опорой на условно- графические схемы предложений. Тренировочные упражнения произнесения поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
41. | Поздравительные открытки. | Тренировочные упражнения произнесения поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя). | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
42. | Поздравление и вручение подарков. | Правила поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
43. | Правила поведения в гостях. | Правила поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов между героями картинки. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
44. | Правила этикета за праздничным столом. | Правила этикета за праздничным столом. Ролевая игра. Моделирование возможных диалогов между героями. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
45. | Ролевая игра «В гости на день рождения». | Правила поведения в гостях моделирование возможных диалогов при преподнесении подарков. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
46. | Диалоги при расставании. | Составление и разыгрывание возможных диалогов в разных ситуациях. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
47. | Культура общения. | Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. Употребление извинений: извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, пожалуйста. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
48. | Культура общения. | Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
49. | Сказка «Бременские музыканты». | Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
50. | Сказка «Бременские музыканты». | Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
51. | Драматизация сказки «Бременские музыканты». | Драматизация сказки с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
52. | Драматизация сказки «Бременские музыканты». | Драматизация сказки с использованием элементов костюмов. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
53. | Мы на прогулке в парке. | Разучивание чистоговорки. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
54. | Мы на прогулке в парке. | Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
55. | Игры на свежем воздухе. | Использование новых слов, предложений атрибутов игры. Участие в ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
56. | Игры на детской площадке. | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
57. | Игры на детской площадке. | Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
58. | Игры на свежем воздухе. | Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
59. | Беседа к 9 мая. | Выявление представлений детей по теме с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
60. | Праздник Победы. | Упражнения в составлении письменного поздравления. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
61. | Праздник Победы. | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении поздравлений и подарков. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
62. | Устное и письменное поздравление ветеранов. | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении поздравлений и подарков. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
63. | В гостях у леса. | Выявление представлений детей по теме с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
64. | В гостях у леса. | Составление разных по содержанию предложений по определенной теме. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
65. | Мы- друзья и враги природы. | Выявление представлений детей по теме с опорой на наглядный материал. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
66. | Мы- друзья и враги природы. | Составление разных по содержанию предложений по определенной теме. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
67. | Что может нанести вред лесу? | Составление разных по содержанию предложений по определенной теме. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
68. | Обобщение по теме «Мир природы». | Составление разных по содержанию предложений по определенной теме. | 1 | комплексный набор стандартизированных заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
Рабочая программа по предмету "Математика" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РИСОВАНИЕ »
Рабочая программа по предмету "Рисование"...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД»
Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»
Рабочая программа по предмету "Чтение" для детей с умственной отсталостью...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для детей с умственной отсталостью...