Внеурочная деятельность "Мы - твои друзья"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Участники программы — учащиеся 2-4 классов (8-11 лет). Следует отметить, что поскольку программа посвящена взаимоотношениям с домашними питомцами, ее участниками становятся и члены семей младших школьников.
Цель программы: сформировать у школьников ответственное отношение к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Основными задачами программы являются:
-формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
-развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
-вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_-_tvoi_druzya.docx | 75.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березовская средняя общеобразовательная школа |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по социальному направлению
«Мы – твои друзья»
2-4 классы
составитель: учитель начальных классов
Тимохова Т.Н.
2021 – 2022 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – твои друзья» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: «Просвещение», 2011).
Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Мы – твои друзья» для начальной школы составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. No1726-р;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года № 17785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Общая характеристика курса
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Участники программы — учащиеся 2-4 классов (8-11 лет), учителя младших классов. Следует отметить, что поскольку программа посвящена взаимоотношениям с домашними питомцами, ее участниками становятся и члены семей младших школьников.
Цель программы: сформировать у школьников ответственное отношение к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Основными задачами программы являются:
-формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
-развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
-вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Актуальность.
Центральный объект программы - взаимоотношения человека с домашними животными.
Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать.
Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями.
Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются наиболее распространенными среди домашних питомцев. При этом в программе уделяется внимание и другим животным. Это дает возможность педагогу определять направление беседы с детьми в зависимости от их интересов (какие именно домашние питомцы есть в семьях учащихся, какие животные им интересны и т.д.).
Программа носит интегрированный характер. Будучи направленной на решение конкретных педагогических задач, она создает своеобразное поле проблем, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей и курсов, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, становится базой для формирования основ экологической ответственности как одной из наиболее важных черт личности.
Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают школьников высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категорий, с интересом и вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей.
Воспитательный эффект программы не ограничивается лишь формированием бережного и ответственного отношения к домашним животным. Она создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к миру живой природы развивает экологическую культуру личности.
Сроки реализации программы: 3 года (2-4 класс). Курс рассчитан на 1 час в неделю: по 34 часа.
Методы и приемы
- Для реализации программы предполагается организация следующих видов внеурочной деятельности младших школьников: игровой, познавательной, развлекательной (досуговое общение), трудовой, спортивно-оздоровительной;
- проблемно-ценностного общения; социального и досугового художественного творчества;
- деятельностный, поисковый, эвристический, исследовательский, практический, наглядный, самостоятельный; метод создания игровых ситуаций, метод проектов, метод программированного обучения;
- разноуровневое обучение, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение в малых группах;
б) обучение в командах на основе игры, турнира;
в) индивидуальное обучение в командах.
Формы обучения
- беседа, диалог, дискуссия; дидактические, сюжетно-ролевые игры;
-тренинги и арт-технологии; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы;
-тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования;
- подготовка и проведение игр и праздников;
- просмотр видеоматериалов; организация экскурсий.
Возможно проведение занятий блоками в рамках тематической недели или месячника, фестивалей, олимпиад и т.п. Например, 1 марта — международный День кошек, накануне этого дня в течение недели проводятся тематические уроки и внеурочные мероприятия. Аналогичные мероприятия могут проводиться в рамках других памятных дней: Всемирный день защиты животных (4 октября), международный День собак (1 июня), День кинолога (21 июня) и др.
Такой подход расширяет рамки программы — от мероприятий, в которых принимают участие ученики одного класса, до вовлечения в программу учеников параллели классов, всей начальной школы, а в некоторых случаях и всех учащихся образовательного учреждения.
Средства контроля
- - организация тестирования и контрольных опросов;
- - проведение викторин, смотров знаний;
- - организация игр-тренингов.
Программа данного курса предусматривает знакомство младших школьников с различными домашними питомцами, особенностями их строения и поведения, элементарными правилами ухода за кошками и собаками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Программа «Воспитание ответственного отношения к домашним животным» направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению домашних животных (на примере собак и кошек);
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к домашним животным различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- осознание необходимости внимательного, ответственного отношения к домашним животным; проявление чувств сопереживания, сострадания, сочувствия по отношению к домашним животным;
- формирование мотивации дальнейшего изучения вопросов, связанных с происхождением, особенностями строения, поведения, воспитания домашних животных.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации деятельности (например, при выполнении наблюдений, проектов, презентаций и т.п.): умения ставить цель, планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; давать самооценку личных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией: умения правильно выбирать источники информации, находить в них и отбирать информацию в соответствии с учебной задачей; понимать информацию, представленную в различной знаковой форме — в виде текстов, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — расширение представлений о взаимосвязи человека и домашних животных; освоение элементарных естественнонаучных знаний, необходимых для понимания важности соблюдения правил содержания домашних животных (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); понимание зависимости внешнего вида животного и его физического состояния; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение видеть красоту и выразительность домашних животных;
в сфере физической культуры — элементарные представления о значении совместных прогулок, игр с домашними питомцами, о пользе нормированной физической нагрузки на здоровье, выносливость, эмоциональный настрой (свой и своего питомца).
К концу 1-го года обучения (2 класса) учащиеся узнают: - о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека; - об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности; - историю одомашнивания животных, причины одомашнивания; - о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания. | - к концу 1-го года обучения учащиеся научатся: - основным принципам ухода за домашними питомцами; - основным правилам обучения домашнего животного; - навыкам соблюдения личной гигиены при общении с аквариумными рыбками, домашними грызунами, кроликами; -правилам правильного кормления домашних питомцев; -пользоваться различными справочниками по уходу за домашними питомцами. |
К концу 2-го года обучения (3 класса) учащиеся узнают: - о домашних кошках как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека; - об ответственности человека за домашних кошек и формах проявления этой ответственности; - историю одомашнивания кошек, причины одомашнивания; - о разнообразии пород кошек, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания; -о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних кошек. | - к концу 2-го года обучения учащиеся научатся: -правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными; - основным принципам ухода за домашними кошками; - основным правилам обучения домашних кошек; -навыкам соблюдения личной гигиены при общении с домашними кошками; -правилам правильного кормления домашних питомцев; -пользоваться различными справочниками по уходу за домашними кошками. |
К концу 3-го года обучения (4 класса) учащиеся узнают: - о домашних собаках как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека; - об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности; - историю одомашнивания собак, причины одомашнивания; - о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания; -о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних собак. | - к концу 3-го года обучения учащиеся научатся: -правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными; - основным принципам ухода за домашними собаками; - основным правилам обучения домашних собак; -навыкам соблюдения личной гигиены при общении с домашними собаками; -правилам правильного кормления домашних питомцев; -пользоваться различными справочниками по уходу за домашними собаками. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа построена с учетом следующих принципов:
- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
- личностно-ориентированная направленность курса;
- актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально- наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоениям младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося.
Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Программа построена по модульному принципу.
В основе программы 6 разделов, изучение которых предполагается в рекомендованной последовательности: от знакомства с историей взаимоотношений человека и домашних животных к усвоению младшими школьниками основных навыков общения и ухода за домашними питомцами — кошками и собаками.
Темы включают информационные блоки и комплекс заданий, помогающих учащимся осваивать полученные знания.
1-ый год обучения - 2 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. Ролевая игра «Знакомься – домашние животные». Какие бывают домашние питомцы. Животные зоопарка. Животные в цирке.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Почему люди заводят домашних животных. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Зоомагазин. Как мы появились в доме человека. Мир домашних грызунов. Морские свинки, декоративные крысы, хомяки, шиншиллы. Мы очень разные. Аквариумные рыбки. Детки в клетке (попугайчики, канарейки и домашние голуби). Домашние кролики.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. Выбор питомца - очень ответственный шаг. Особенности внешнего строения тела домашних питомцев (птиц, аквариумных рыбок, грызунов). Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Приручение волнистых попугайчиков и обучение разговору. Дрессировка декоративного кролика. С чего начинается дрессировка хомячка. Дрессировка и приручение морских свинок. Первые шаги аквариумиста – с чего начать?
Раздел 5. На приёме у Айболита. Если питомец заболел? Ветеринарные услуги. Заболевания аквариумных рыбок. Советы рыбьего доктора. Доктор Айболит для домашних грызунов. Ветеринар – ратолог. Болезни волнистых попугаев и их лечение в домашних условиях.
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! Мини-проект «Образ медведя в художественной литературе». Книги знаменитых дрессировщиков - Владимира Дурова «Мои звери», Натальи Дуровой «Мой дом на колесах». Игровая карусель «Зоопарк в моей квартире». Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков.
2-ой год обучения - 3 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. Давайте познакомимся. Ролевая игра. Вместе нам - лучше. Выбор питомца - очень ответственный шаг. Общие потребности человека и его домашних питомцев (на примере кошек). Отношение наших предков к кошкам. «Священные животные Египта». Священные животные, преклонение перед ними. Значение кошек в жизни человека. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Кошки – синоптики. Карнавал животных.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Как кошки появились в доме человека. Первоначальное знакомство с домашними кошками как представителями крупных семейств животных. Школа тигров и леопардов. Знакомимся с родословным древом кошек. Удивительные факты про кошачьих. Коллективная проектная деятельность. «Такие разные эти хвостатые - полосатые и такие прекрасные!» Выставка детских работ.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Развитие кошек — от котёнка до взрослой кошки. Особенности возраста: активность, поведение, рацион питание. Особенности организма кошек. Условия, необходимые домашним кошкам. Как ухаживать за нашими питомцами. Правила содержания и выгула кошек. Культура содержания кошек в городе. Четыре лапы, хвост и не только. Уход за шерстью и когтями. Проект «Как я ухаживаю за своим питомцем».
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Общение в мире животных. На каком языке общаются кошки. Почему важно понимать «язык» животных. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек. Работа в парах с элементами тренинга «Пойми меня!» Основные правила воспитания и дрессировки кошек «Школа - Четыре лапы». Методы поощрения в воспитании. Можно ли наказывать наших питомцев? Игровое задание «Озвучиваем фильм»
Раздел 5. На приёме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек. Травма, отравление, инфекционные и паразитарные заболевания. Первая неотложная помощь. Будь здоров, мурлыка! В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Практическая работа «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа». Ролевая игра «На приеме у
Айболита». Конкурс плакатов «Важные правила».
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! Литературная мастерская «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки». «Необычная прогулка». Образы кошек в искусстве - в музыке, театре, кино, танце. «Необычная прогулка». Образы кошек в живописи. Коллективный проект «Удивительная выставка». Интеллектуально-познавательная игра «Про котов, котят и кошек – обитателей окошек». Мяу - эстафета «Кошки – это кошки!»
3-ий год обучения - 4 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. Мои четвероногие друзья. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Значение животных-компаньонов. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Права и обязанности хозяев животных.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Творческая работа. Родословное древо собак. Как собаки появились в доме человека. История и причины одомашнивания. История появления различных пород собак, их назначение. Различные породы собак, особенности поведения, характера, привычек. Могут ли собаки предсказывать приближение стихийных бедствий (землетрясений, наводнений)? Правила выбора себе домашнего питомца. Главное качество хозяина питомца — ответственность.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. Особенности организма собак. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Правила содержания собак в городе. Как должно быть обустроено место для собаки в городской квартире. Справочная литература, посвящённая содержанию животных. Прогулка - обязательная часть распорядка дня для собаки. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Информационно-библиографический дайджест «Друзей не бросают». Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. «Как кошка с собакой» — различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Кинологи, кто они? Основные правила воспитания и дрессировки собак. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. Игры с питомцем: проводим время вместе.
Раздел 5. На приёме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первая неотложная помощь. Роль ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам? Заражение организма человека или животных паразитами животной природы. Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Мини-проект «Гигиена — прежде всего!»
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков, плакатов, фотографий, поделок. Коллективный проект «Верное и преданное сердце». Книжная выставка «Собаки в художественных произведениях». Книги А. Чехова «Каштанка», Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», Д. Пеннака «Собака Пес», Куприна «Белый пудель». «Верные спутники воина». Историко-патриотический медиа-часа «Подвиги животных в годы Великой Отечественной войны». Квест-игра «Мой четвероногий друг».
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения (2 класс) - (34 часа)
Раздел | Количество часов | Тема занятия | Требования к уровню усвоения материала | Примечание |
Раздел 1. Давай познакомимся (8 часов) | 2 | Ролевая игра «Знакомься – домашние животные». | Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности Пробуждение у учащихся интереса к животным-компаньонам, осознание учащимися тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца | |
2 | Какие бывают домашние питомцы. | Знакомство учащихся с историей одомашнивания животных, причинах одомашнивания | ||
2 | Животные зоопарка. | Развитие представления учащихся о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания | ||
2 | Животные в цирке. | Развитие у учащихся понимания того, что вне зависимости того, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. (6 часов) | 2 | Почему люди заводят домашних животных. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Зоомагазин. | Формирование представление у учащихся о домашних животных как представителях больших семейств животных, объединенных родственными связями | |
1 | Как мы появились в доме человека. Мир домашних грызунов. Морские свинки, декоративные крысы, хомяки, шиншиллы. | Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе. | ||
1 | Мы очень разные. Аквариумные рыбки. | Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе. | ||
1 | Детки в клетке (попугайчики, канарейки и домашние голуби). | Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе. | ||
1 | Домашние кролики. | Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе. | ||
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать. (5часов) | 2 | Выбор питомца - очень ответственный шаг. | Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни Развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь | |
1 | Особенности внешнего строения тела домашних питомцев (птиц, аквариумных рыбок, грызунов). | Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. | ||
2 | Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара. | Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. | ||
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (5часов) | 1 | Приручение волнистых попугайчиков и обучение их разговору. | Расширить представление учащихся о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев. Сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как основной форме проявления заботы и любви о питомце. Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. Формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными. | |
1 | Дрессировка декоративного кролика. | Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. | ||
1 | С чего начинается дрессировка хомячка. | Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. | ||
1 | Дрессировка и приручение морских свинок. | Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. | ||
1 | Первые шаги аквариумиста – с чего начать? | Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. | ||
Раздел 5. На приёме у Айболита (5 часов) | 2 | Если питомец заболел? Ветеринарные услуги. | Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. Формирование представления о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина Формировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | |
1 | Заболевания аквариумных рыбок. Советы рыбьего доктора. | Формировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | ||
1 | Доктор Айболит для домашних грызунов. Ветеринар – ратолог. | Формировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | ||
1 | Болезни волнистых попугаев и их лечение в домашних условиях. | Формировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | ||
Раздел 6. Мы с тобой - друзья! (5 часов) | 1 | Мини-проект «Образ медведя в художественной литературе». | Знакомство учащихся с понятием «анималистика», анималистическими произведениями в различных жанрах искусства Развитие у учащихся эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам | |
2 | Книги знаменитых дрессировщиков - Владимира Дурова «Мои звери», Натальи Дуровой «Мой дом на колесах». | Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам | ||
1 | Игровая карусель «Зоопарк в моей квартире». | Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам | ||
1 | Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков. | Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам | ||
Итого | 34 |
2-ой год обучения (3 класс) - (34 часа)
Раздел | Количество часов | Тема занятия | Требования к уровню усвоения материала | Примечание |
Раздел 1. Давай познакомимся (6 часов) | 1 | Давайте познакомимся. Ролевая игра | Познакомить учащихся с особенностями поведения и повадок животных семейства кошачьих, расширять кругозор, способствовать возникновению познавательного интереса. | |
1 | Вместе нам - лучше. | Особенности поведения собак и кошек как представителей млекопитающих (зверей) | ||
1 | Выбор питомца - ответственный шаг. | Собаки и кошки – хищные млекопитающие. Особенности поведения собак и кошек, связанные с поиском и добычей пищи | ||
1 | Общие потребности человека и его домашних питомцев (на примере кошек). Отношение наших предков к кошкам. Проект «Священные животные Египта». | Познакомить учащихся с особенностями поведения и повадок животных семейства кошачьих, расширять кругозор, способствовать возникновению познавательного интереса. | ||
1 | Значение кошек в жизни человека. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Кошки – синоптики. | Собаки и кошки — домашние животные. Уход, воспитание и дрессировка собак и кошек. Бездомные животные. Правила безопасности при встрече с бездомными и незнакомыми животными | ||
1 | Творческая работа «Карнавал животных» | Ответственное отношение к домашним питомцам — собакам и кошкам. Уход, внимание и забота о домашних питомцах | ||
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. (5 часов) | 1 | Как кошки появились в доме человека. | Познакомить учащихся с особенностями поведения и повадок животных семейства кошачьих, расширять кругозор, способствовать возникновению познавательного интереса. | |
1 | Первоначальное знакомство с домашними кошками как представителями крупных семейств животных. Школа тигров и леопардов. | Познакомить учащихся с особенностями поведения и повадок животных семейства кошачьих, расширять кругозор, способствовать возникновению познавательного интереса. | ||
1 | Знакомимся с родословным древом кошек | Профессии, связанные с кошками и собаками: фелинолог, кинолог (эксперт, инструктор, дрессировщик; кинологи – пограничники, полицейские, таможенники), специалист по разработке кормов, ветеринар, цирковой дрессировщик и др. | ||
1 | Удивительные факты про кошачьих. Коллективная проектная деятельность. | Поиск информации в литературе, периодической печати, интернете. Передачи о собаках и кошках на телевидении и радио | ||
1 | «Такие разные эти хвостатые - полосатые и такие прекрасные!» Выставка детских работ. | Даты, связанные с собаками и кошками. Подготовка стенных газет, плакатов, листовок, памяток и т.п. к различным датам, связанным с собаками и кошками | ||
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать. (6часов) | 1 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» Развитие кошек — от котёнка до взрослой кошки. Особенности возраста: активность, поведение, рацион питание. | Особенности отношения к кошкам и собакам в разных странах, в различные исторические эпохи | Коллективный проект |
1 | Особенности организма кошек. Условия, необходимые домашним кошкам. | Здоровье и здоровый образ жизни: сравнение значения этих понятий для человека и его домашних питомцев | ||
1 | Как ухаживать за нашими питомцами. Правила содержания и выгула кошек. | Правила поведения при встрече с бездомными или незнакомыми животными | ||
1 | Культура содержания кошек в городе. | Соблюдение правил содержания и выгула собак и кошек. Правила использования поводков, ошейников, намордников для собак средних и крупных пород | ||
1 | Четыре лапы, хвост и не только. Уход за шерстью и когтями. | Ответственность как одна из важнейших качеств личности. Ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев. | ||
1 | Проект «Как я ухаживаю за своим питомцем». | Ответственность как одна из важнейших качеств личности. Ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев. Любовь, забота, внимательность по отношению к домашним питомцам. Недопустимость жестокого отношения к животным | ||
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (6часов) | 1 | Общение в мире животных. На каком языке общаются кошки. | Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. | |
1 | Почему важно понимать «язык» животных. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек. | Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей? Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет -ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных. | ||
1 | Работа в парах с элементами тренинга «Пойми меня!» | История их одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности , характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. | ||
1 | Основные правила воспитания и дрессировки кошек «Школа - Четыре лапы» | Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным. | ||
1 | Методы поощрения в воспитании. Можно ли наказывать наших питомцев? | Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. | ||
1 | Игровое задание «Озвучиваем фильм» | Формировать представление у учащихся о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | ||
Раздел 5. На приёме у Айболита (5 часов) | 1 | Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек. | Формировать представление у учащихся о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | |
1 | Травма, отравление, инфекционные и паразитарные заболевания. Первая неотложная помощь. | Формировать представление у учащихся о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | ||
1 | Будь здоров, мурлыка! В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. | Формировать представление у учащихся о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | ||
1 | Практическая работа «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа». Ролевая игра «На приеме у Айболита» | Формировать представление у учащихся о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | ||
1 | Конкурс плакатов «Важные правила» | Формировать представление у учащихся о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | ||
Раздел 6. Мы с тобой — друзья! (6 часов) | 1 | Литературная мастерская «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки» | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг | |
1 | «Необычная прогулка». Образы кошек в искусстве - в музыке, театре, кино, танце. | Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
1 | «Необычная прогулка». Образы кошек в живописи. | Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
1 | Коллективный проект «Удивительная выставка» | Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
1 | Интеллектуально-познавательная игра «Про котов, котят и кошек – обитателей окошек». | Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
1 | Мяу - эстафета «Кошки – это кошки!» | Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
Итого | 34 |
3-ий год обучения (4 класс) - (34 часа)
Раздел | Количество часов | Тема занятия | Требования к уровню усвоения материала | Примечание |
Раздел 1. Давай познакомимся (5 часов) | 2 | Мои четвероногие друзья. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Значение животных-компаньонов.
| Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности Пробуждение у учащихся интереса к животным-компаньонам, осознание учащимися тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца | |
2 | Клубы любителей животных. Общество охраны животных. | Формирование представления о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека. Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности. Пробуждение интереса к животным-компаньонам, осознание тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца | ||
1 | Права и обязанности хозяев животных. | Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. (5 часов) | 1 | Творческая работа. Родословное древо собак и кошек.
| Формирование представление у учащихся о кошках и собаках как представителях больших семейств животных, обьединеннных родственными связями (семейства кошачьих и семейства собачьих) Знакомство учащихся с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания Развитие представления учащихся о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания Развитие у учащихся понимания того, что вне зависимости того, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | |
1 | Как собаки появились в доме человека. История и причины одомашнивания. | Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
1 | История появления различных пород собак, их назначение. Различные породы собак, особенности поведения, характера, привычек. | Знакомство с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания. Развитие представления о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания. Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
1 | Могут ли собаки предсказывать приближение стихийных бедствий (землетрясений, наводнений)? | Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
1 | Правила выбора себе домашнего питомца. Главное качество хозяина питомца — ответственность. | Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. | ||
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать. (6 часов) | 1 | Особенности организма собак. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам для хорошего самочувствия. | Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе. Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. Развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь | |
1 | Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. | Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. | ||
1 | Правила содержания собак в городе. Как должно быть обустроено место для собаки в городской квартире. Справочная литература, посвящённая содержанию животных. | Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. | ||
1 | Прогулка - обязательная часть распорядка дня для собаки. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. | Развитие понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности бережного отношения к природе. Развитие интереса к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют животным приспособиться к различным условиям жизни. Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. Развитие сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь. | ||
1 | Как защитить собак от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. | Развитие сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь. | ||
1 | Информационно-библиографический дайджест «Друзей не бросают». Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным. | Развитие сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь. | ||
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (6 часов) | 1 | Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. | Расширить представление учащихся о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев. Сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как основной форме проявления заботы и любви о питомце. Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. Формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными. | |
1 | «Как кошка с собакой» — различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. | Сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев. Сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как главной форме проявления заботы и любви о питомце. | ||
1 | Кинологи, кто они? Основные правила воспитания и дрессировки собак. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. | Расширить представление о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи | ||
2 | Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. | Расширить представление о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи | ||
1 | Игры с питомцем: проводим время вместе. | Расширить представление о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи | ||
Раздел 5. На приёме у Айболита (6 часов) | 1 | Здоров ли ваш питомец? Первая неотложная помощь. | Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. Формирование представления о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина. | |
2 | Роль ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам? | Формировать представление о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | ||
1 | Заражение организма человека или животных паразитами животной природы. | Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать своѐ личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных. | ||
1 | Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. | Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать своѐ личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных. | ||
1 | Мини-проект «Гигиена — прежде всего!» | Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать своѐ личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных. | ||
Раздел 6. Мы с тобой - друзья! (6 часов) | 1 | «Мой питомец – самый лучший!» Выставка рисунков, плакатов, фотографий, поделок. | Знакомство учащихся с понятием «анималистика», анималистическими произведениями в различных жанрах искусства Развитие у учащихся эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам | |
2 | Коллективный проект «Верное и преданное сердце». | Знакомство с понятием «анималистика», анималистическими произведениями в различных жанрах искусства. Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать своѐ личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных. | ||
1 | Книжная выставка «Собаки в художественных произведениях». Книги А. Чехова «Каштанка», Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», Д. Пеннака «Собака Пес», Куприна «Белый пудель». | Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать своѐ личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных. | ||
1 | «Верные спутники воина». Историко-патриотический медиа-часа «Подвиги животных в годы Великой Отечественной войны» | Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать своѐ личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных. | ||
1 | Квест-игра «Мой четвероногий друг». | Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать своѐ личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных. | ||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие "Ты и твои друзья"по программе внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
Мероприятие рассчитано на детей 1 класса. Оно способствует формированию добрых отношений между детьми в классе, развивает стремление быть терпимым в обществе людей. В процессе его проведения дети учат...
Выступление на ШМО по теме: "Формирование ценностного отношения младших школьников к миру живой природы через реализацию программы внеурочной деятельности «Мы-твои друзья""
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с эти...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы - твои друзья".
Данная программа предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности кружка "Мы-твои друзья" духовно-нравственного направления....
Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности "Мы - твои друзья"
Материал содержит технологическую карту занятия по курсу внеурочной деятельности "Мы - твои друзья." тема занятия - "Газета про хвостатых-полосатых". занятие построено по технологи...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья" для 2 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Мы-твои друзья.2 класс (.А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья».)
laquo;Мы – твои друзья!»34 часа в год при 1 часе в неделю. Рабочая программа внеурочной деятельности (социального направления) составлена на основе авторской программы внеурочной де...
Мастер-класс открытого внеурочного занятия по курсу «Мы твои друзья»
Тема : Такие разные собаки....