Содержание и методика проведения коррекционных занятий
методическая разработка

Никандрова Вероника Руслановна

Содержание и методика проведения коррекционных занятий

 

 

  1. Основные направления коррекционной работы.

 

  1. Психолого - дидактические принципы занятий.

 

  1. Методические принципы построения содержания занятий.

 

  1. Общеразвивающая и предметная направленность занятий.

 

 

 

                                                                                   Учитель: Никандрова В.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • навыков соотносительного анализа;
  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • умения планировать деятельность;
  • развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

 

    Коррекционные занятия позволяют обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду,  повысить двигательную активность, корригировать его эмоциональный тонус, дают возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориенти-ровочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

 

    Психолого-дидактические принципы коррекционных занятий предусматривают:

- введение разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

- использование методов и приёмов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка, т.е. создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития.

 

    Методические принципы построения содержания занятий включают:

- усиление практической направленности изучаемого материала;

- выделение сущности изучаемых явлений;

- опору на жизненный опыт ребёнка;

- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

- соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.

 

    На коррекционных занятиях ведется индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных  недостатков развития обучающихся.  Важно создать ситуацию достижения успеха. Можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений обучающихся (фишки, наклейки и др.).

  

 

 

2021-2022 учебный год

    При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия обучающимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различных игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка.

    Коррекционные занятия  предусматривают общеразвивающую и предметную направленность.

Цель занятий общеразвивающей направленности:

= повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;

= коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

Цель занятий предметной направленности:

= подготовка к восприятию трудных тем учебной программы;

= восполнение пробелов предшествующего обучения.

    Отобрав методы работы на занятии, надо скомбинировать их так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности обучающихся и тем, самым, реализовывался охранительный режим обучения.

    Развитие психических функций (восприятия, памяти, внимания и т.п.), конечно, является необходимым условием формирования интеллек-туальных способностей ребёнка. Необходимым, но не достаточным! Важны не сами по себе психические функции и даже не высокий уровень развития каждой из них в отдельности. Важен их ансамбль или согласованность при решении познавательных задач, при выполнении ребёнком сложных интеллектуальных действий.

    Предлагаемые на занятиях упражнения проводятся параллельно с учебными занятиями в группе или индивидуально. 

    Коррекционно - развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю. Обучающиеся в увлекательной форме совершенствуют свои мыслительные процессы, что является важной составляющей их умственного развития.   

    Выполнение заданий предполагает совместную деятельность ребёнка и взрослого.

    Материал занятий должен обогащать  жизненный опыт, уточнять и расширять словарный запас, способствовать эмоциональному развитию обучающихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и методика проведения коррекционных занятий

  • Основные направления коррекционной работы.

  • Психолого - дидактические принципы занятий.

  • Методические принципы построения содержания занятий.

  • Общеразвивающая и предметная направленность занятий.

                                               Учитель: Гассиева М.Н.

2006-2007 учебный год

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • навыков соотносительного анализа;
  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • умения планировать деятельность;
  • развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

2006-2007 учебный год

    Коррекционные занятия позволяют обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду,  повысить двигательную активность, корригировать его эмоциональный тонус, дают возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориенти-ровочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

    Психолого-дидактические принципы коррекционных занятий предусматривают:

- введение разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

- использование методов и приёмов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка, т.е. создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития.

    Методические принципы построения содержания занятий включают:

- усиление практической направленности изучаемого материала;

- выделение сущности изучаемых явлений;

- опору на жизненный опыт ребёнка;

- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

- соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.

    На коррекционных занятиях ведется индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных  недостатков развития обучающихся.  Важно создать ситуацию достижения успеха. Можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений обучающихся (фишки, наклейки и др.).

   

2006-2007 учебный год

    При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия обучающимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различных игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка.

    Коррекционные занятия  предусматривают общеразвивающую и предметную направленность.

Цель занятий общеразвивающей направленности:

= повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;

= коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

Цель занятий предметной направленности:

= подготовка к восприятию трудных тем учебной программы;

= восполнение пробелов предшествующего обучения.

    Отобрав методы работы на занятии, надо скомбинировать их так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности обучающихся и тем, самым, реализовывался охранительный режим обучения.

    Развитие психических функций (восприятия, памяти, внимания и т.п.), конечно, является необходимым условием формирования интеллек-туальных способностей ребёнка. Необходимым, но не достаточным! Важны не сами по себе психические функции и даже не высокий уровень развития каждой из них в отдельности. Важен их ансамбль или согласованность при решении познавательных задач, при выполнении ребёнком сложных интеллектуальных действий.

    Предлагаемые на занятиях упражнения проводятся параллельно с учебными занятиями в группе или индивидуально.  

    Коррекционно - развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю. Обучающиеся в увлекательной форме совершенствуют свои мыслительные процессы, что является важной составляющей их умственного развития.    

    Выполнение заданий предполагает совместную деятельность ребёнка и взрослого.

    Материал занятий должен обогащать  жизненный опыт, уточнять и расширять словарный запас, способствовать эмоциональному развитию обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по технологии и методике проведения коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками отделения дневного пребывания несовершеннолетних с применением метода нейропсихологической коррекции

Данная методика предназначена для организации и построения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими те или иные нарушения в психическом, психоречевом развитии....

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА РГСУ

Рассматривается опыт работы инклюзивного студенческого клуба РГСУ, в котором проводятся групповые коррекционные занятия и нейропсихологические исследования....

Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС

Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС...

Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.

Современные требования к проведению коррекционных  занятий в соответствии с требованиями ФГОС....

Методика проведения развивающего занятия: «Кем быть? Каким быть?».

Развивающее профориентационное занятие "Кем быть? Каким быть?" позволяет ребятам в игровой форме получить представление о мире профессий и о качаствах, которые необходимы для того, чтобы ста...

Методика проведения развивающего занятия: «Точки здоровья».

Данное занятие является заключительным в цикле «Сказки о здоровье», направлено на формирование у детей установок на здоровье и здоровый образ жизни....