Содержание и методика проведения коррекционных занятий
методическая разработка
Содержание и методика проведения коррекционных занятий
- Основные направления коррекционной работы.
- Психолого - дидактические принципы занятий.
- Методические принципы построения содержания занятий.
- Общеразвивающая и предметная направленность занятий.
Учитель: Никандрова В.Р.
2021-2022 учебный год
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2021-2022 учебный год
Коррекционные занятия позволяют обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, повысить двигательную активность, корригировать его эмоциональный тонус, дают возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориенти-ровочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Психолого-дидактические принципы коррекционных занятий предусматривают:
- введение разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
- использование методов и приёмов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка, т.е. создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития.
Методические принципы построения содержания занятий включают:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущности изучаемых явлений;
- опору на жизненный опыт ребёнка;
- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.
На коррекционных занятиях ведется индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития обучающихся. Важно создать ситуацию достижения успеха. Можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений обучающихся (фишки, наклейки и др.).
2021-2022 учебный год
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия обучающимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различных игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка.
Коррекционные занятия предусматривают общеразвивающую и предметную направленность.
Цель занятий общеразвивающей направленности:
= повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;
= коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Цель занятий предметной направленности:
= подготовка к восприятию трудных тем учебной программы;
= восполнение пробелов предшествующего обучения.
Отобрав методы работы на занятии, надо скомбинировать их так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности обучающихся и тем, самым, реализовывался охранительный режим обучения.
Развитие психических функций (восприятия, памяти, внимания и т.п.), конечно, является необходимым условием формирования интеллек-туальных способностей ребёнка. Необходимым, но не достаточным! Важны не сами по себе психические функции и даже не высокий уровень развития каждой из них в отдельности. Важен их ансамбль или согласованность при решении познавательных задач, при выполнении ребёнком сложных интеллектуальных действий.
Предлагаемые на занятиях упражнения проводятся параллельно с учебными занятиями в группе или индивидуально.
Коррекционно - развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю. Обучающиеся в увлекательной форме совершенствуют свои мыслительные процессы, что является важной составляющей их умственного развития.
Выполнение заданий предполагает совместную деятельность ребёнка и взрослого.
Материал занятий должен обогащать жизненный опыт, уточнять и расширять словарный запас, способствовать эмоциональному развитию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и методика проведения коррекционных занятий
- Основные направления коррекционной работы.
- Психолого - дидактические принципы занятий.
- Методические принципы построения содержания занятий.
- Общеразвивающая и предметная направленность занятий.
Учитель: Гассиева М.Н.
2006-2007 учебный год
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2006-2007 учебный год
Коррекционные занятия позволяют обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, повысить двигательную активность, корригировать его эмоциональный тонус, дают возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориенти-ровочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Психолого-дидактические принципы коррекционных занятий предусматривают:
- введение разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
- использование методов и приёмов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка, т.е. создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития.
Методические принципы построения содержания занятий включают:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущности изучаемых явлений;
- опору на жизненный опыт ребёнка;
- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.
На коррекционных занятиях ведется индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития обучающихся. Важно создать ситуацию достижения успеха. Можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений обучающихся (фишки, наклейки и др.).
2006-2007 учебный год
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия обучающимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различных игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка.
Коррекционные занятия предусматривают общеразвивающую и предметную направленность.
Цель занятий общеразвивающей направленности:
= повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;
= коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Цель занятий предметной направленности:
= подготовка к восприятию трудных тем учебной программы;
= восполнение пробелов предшествующего обучения.
Отобрав методы работы на занятии, надо скомбинировать их так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности обучающихся и тем, самым, реализовывался охранительный режим обучения.
Развитие психических функций (восприятия, памяти, внимания и т.п.), конечно, является необходимым условием формирования интеллек-туальных способностей ребёнка. Необходимым, но не достаточным! Важны не сами по себе психические функции и даже не высокий уровень развития каждой из них в отдельности. Важен их ансамбль или согласованность при решении познавательных задач, при выполнении ребёнком сложных интеллектуальных действий.
Предлагаемые на занятиях упражнения проводятся параллельно с учебными занятиями в группе или индивидуально.
Коррекционно - развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю. Обучающиеся в увлекательной форме совершенствуют свои мыслительные процессы, что является важной составляющей их умственного развития.
Выполнение заданий предполагает совместную деятельность ребёнка и взрослого.
Материал занятий должен обогащать жизненный опыт, уточнять и расширять словарный запас, способствовать эмоциональному развитию обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по технологии и методике проведения коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками отделения дневного пребывания несовершеннолетних с применением метода нейропсихологической коррекции
Данная методика предназначена для организации и построения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими те или иные нарушения в психическом, психоречевом развитии....
Методические рекомендации к проведению коррекционных занятий в школах с ОВЗ
Даны рекомендации для школ с ОВЗ...
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА РГСУ
Рассматривается опыт работы инклюзивного студенческого клуба РГСУ, в котором проводятся групповые коррекционные занятия и нейропсихологические исследования....
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС...
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС....
Методика проведения развивающего занятия: «Кем быть? Каким быть?».
Развивающее профориентационное занятие "Кем быть? Каким быть?" позволяет ребятам в игровой форме получить представление о мире профессий и о качаствах, которые необходимы для того, чтобы ста...
Методика проведения развивающего занятия: «Точки здоровья».
Данное занятие является заключительным в цикле «Сказки о здоровье», направлено на формирование у детей установок на здоровье и здоровый образ жизни....