Методика проведения развивающего занятия: «Точки здоровья».
методическая разработка по зож

Тиллабаева Ирина Владимировна

Данное занятие является заключительным в цикле «Сказки о здоровье», направлено на формирование у детей установок на здоровье и здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya._tochki_zdorovya_1.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения

 развивающего занятия по программе

«Сказки о самом главном» из цикла «Сказки о здоровье».

Тема: «Точки здоровья».

Цель: Формирование установки на здоровье и здоровый образ жизни.

Задачи: Обучающие

  1. Сформировать представления учащихся о возможности человека самому излечивать себя от недомоганий, о необходимости научиться это делать.
  2. Познакомить ребят с точками здоровья, воздействие на которые помогает улучшать своё самочувствие и настроение.

Воспитательные

  1. Формирование духовно-нравственной сферы учащихся, умения позитивно мыслить, видеть друг в друге хорошее, проявлять дружелюбие.
  2. Становление позитивного Образа «Я» учащихся.

Развивающие

  1. Развитие коммуникативных навыков, умения быть частью целого.
  2. Формирование умения выполнять правила, справляться с собой.

Используемые методы: развивающие игры, методы арттерапии (сказкотерапия, изотерапия), беседа.

      Оборудование: Карандаши, бумага.

    Структура занятия:

  1. Приветствие
  2. Настройка
  3. Развивающие игры
  4. Вспоминаем сказку предыдущего занятия (Чему нас учит эта сказка?)
  5. Физкультминутка
  6. Читаем сказку по теме занятия
  7. Рисуем сказку, продолжаем создавать «книжечки-запоминалки»
  8. Подведение итогов, организация обратной связи.

Ход урока:

1. Приветствие. Настройка

Упражнение «Совместное прохлопывание ритмов»: Ведущий, хлопая в ладоши, задаёт ритм, который ребятам нужно повторить, хлопая дружно – всем вместе, как одно целое.

Детям раздаются «книжечки-запоминалки», которые они продолжают оформлять параллельно с развивающими играми (тренировка распределения внимания). У педагога-психолога появляется возможность назвать каждого по имени, соприкоснуться взглядом.

2. Развивающие игры (играем по рядам)

Игра «Поменяются местами».

3. Вспоминаем сказку предыдущего урока.

Наши «книжечки-запоминалки» помогают вспомнить сказку «Возвращение волшебного ожерелья здоровья», с которой встречаемся уже на пятом занятии. Отвечая на вопрос «Чему учит нас эта сказка?», учащиеся говорят о том, что нужно делать человеку, чтобы быть здоровым. Ребятам предлагается дополнить, при желании, рисунок «Жемчужины здоровья», нарисованный на прошлом занятии в их книжечках, этими идеями:

  • Нужно закаляться
  • Питаться полезными продуктами
  • Соблюдать режим дня
  • Делать зарядку, двигаться
  • Гулять на свежем воздухе
  • Лечиться травами, мёдом, чесноком, прогреваниями
  • Никогда не падать духом, думать о хорошем…

4. Читаем новую сказку.

На этом уроке мы знакомимся с пятой частью сказки «Возвращение волшебного ожерелья здоровья», Д. Фролова и Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. (Приложение 1).

Ребята на силуэте человека изображаются точки здоровья, находят их на себе.

5. Игра «Экстрасенс»:

Водящий («экстрасенс») выходит за дверь. После этого класс загадывает кого-нибудь из оставшихся ребят. Входит «экстрасенс». Ребята сосредотачиваются на «светлом образе» того, кого загадали. Ведущий (в начальной школе это чаще всего учитель или психолог) задаёт классу вопросы: «Если бы это был цветок, то каким бы он был?» Желающие по очереди отвечают. Через какое-то время можно сменить образ: «А если бы это была книга?  …папа? ... достопримечательность нашего города? … и т.д.». По ассоциациям водящий угадывает, кого загадали ребята.

Комментарии: Здесь мы учимся чувствовать друг друга, видеть друг в друге хорошее, поддерживать товарища, доверять друг другу.

Еще до начала игры необходимо договориться с ребятами о том, что в каждом человеке есть много хорошего и что как раз это нас и интересует. Если по ходу игры дети начинают концентрироваться на негативе (редко, но иногда такое может быть), то игру останавливаем, перед человеком, которого загадали, извиняемся и выражаем надежду, что в следующий раз у нас это получится лучше, чем сегодня.

Ребята очень любят эту игру, желающих побывать в каждой из ролей много, поэтому имеет смысл составить список и отмечать, кто уже был «экстрасенсом» и тем, кого загадывали. При этом педагог всегда может найти возможность назначить на эти роли тех, кто в большей степени нуждается в поддержке класса, в повышении самооценки или уверенности в себе.

6. Подведение итогов, организация обратной связи.

В конце занятия традиционно отвечая на вопросы: «Что нового мы узнали сегодня?», «Чему научились?», «Что особенно запомнилось?» ребята отметили:

  • Узнали, что человек сам может себя излечивать
  • Что в теле человека есть точки, которые помогают укреплять здоровье и улучшать самочувствие
  • Вспомнили, что нужно делать, чтобы быть здоровыми.
  • Тренировали внимание
  • Играли в игры…

В заключение произносится наша традиционная фраза: «Всё, что у нас было сегодня хорошего, берём с собой!», при этом руки прикладываются к груди, показывая, как всё это остаётся с нами. Дети хором дружно повторяют фразу и движение.

Благодарим друг друга за работу. Ребята сдают свои «книжечки-запоминалки» (по счёту передают с задних парт на передние).

Комментарии: Технология изготовления книжечек очень проста. Ребята получают лист бумаги формата А-4, складывают его пополам в виде книжечки, подписывают в правом верхнем углу фамилию, имя, класс. Этого хватит на 4 сказки, если не захочется нарисовать за урок больше одной иллюстрации. По необходимости внутрь вставляется ещё такой же подписанный листочек. И так столько, сколько ребёнку нужно. В конце года делается и оформляется обложка, даётся название книжечке. Теперь с её помощью можно вспомнить сказки, с которыми мы познакомились, рассказать родителям, поместить в портфолио.

Приложение 1

Часть пятая (занятие пятое). Точки здоровья.

Вы думаете, история этим и закончилась? Основные события — да, но жизнь-то идет дальше.

Оказывается, Жемчужины Здоровья, поселившись в человеке, родили маленьких дочек, которых стали называть Точками Здоровья. Они живут на постоянном месте в теле человека, и до них можно дотронуться, если нам потребуется помощь.

Каждый ребенок и взрослый должен знать, в каких местах
живут в его теле Точки, и умело сотрудничать с ними для укрепления своего здоровья. Поэтому в Храме Здоровья Точки могут разговаривать с людьми.

Давайте, заглянем в Храм и послушаем, что рассказывают о себе четыре главные Точки Здоровья:

Здравствуйте, милые ребята, меня зовут Точка Императора. Я живу на ваших ручках между большим и указательным пальцами. Я помогу вам защититься от ста разных болезней. И, в первую очередь, от усталости, головной боли и плохого настроения. Нажмите, когда будет надо, на меня десять раз, и я вам помогу!

А я — Рыцарская Точка! Я помогаю вам расти сильными, красивыми, здоровыми. Защищаю от разных невзгод, подобно доблестному рыцарю. Я живу в тихой ямке у основания шеи. Если потребуется моя помощь, помассируйте меня по десять раз в обе стороны!

А я — Точка Ума! Я живу там, где у Царевны-Лебедь «во лбу звезда горит», конечно, между бровями. Если случится так, что голова ваша устала работать, не хочет заниматься, вам трудно быть внимательными и мысли не спешат посетить вашу голову, вспомните обо мне. Помассируйте меня по десять раз в одну и другую сторону, и я приду на помощь!

А я — Точка Бодрости! Меня легко найти — я живу на кончике вашего носа. Я прибавляю сил и веселости. Не случайно Буратино прикладывал ко мне растопыренную ладошку, что бы показать всем «нос»! Помассируйте меня, и мысли ваши станут радостными и хорошими, настроение здоровым, а характер — легким!

Еще много Точек Здоровья есть в нашем теле, постепенно вы будете узнавать их больше и больше. Главное, помните, что в теле у нас есть верные помощники.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, где располагается страна Здравоярия?
  2. Что вам запомнилось из истории Ожерелья ярче всего?
  3. Можете ли вы нарисовать свои Точки Здоровья, с которыми мы познакомились?
  4. Как вы будете сотрудничать со своими Точками Здоровья?
  5. Можно ли, зная Точки Здоровья, помочь другому?
  6. А какими словами и жестами еще можно поддержать близкого человека?
  7. Какие «сказочные уроки» мы с вами вынесем из истории страны Здравоярии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие о здоровом образе жизни к неделе Здоровья.

В школе проходила неделя Здоровья. На паралель для 4 классов  проведено занятие о здоровом образе жизни. Станция " Здоровый образ жизни"...

К креативности через чувства (методика групповых занятий детей и их родителей)

Предлагаю Вашему вниманию методики игр ( занятий) с детьми, которые помогут развить их креативность через пробуждение чувств и эмоций....

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Методика проведения занятия в технике аппликация с использованием компьютерных и игровых технологий "Две хозяюшки"

 Занятие "Две хозяюшки" с использованием игровых, копьютерных технологий. Использование современных технологий позволяет непринужденно донести материал.Занятия эмоционально окрашены, что п...

Внеклассное занятие «В здоровом теле – здоровый дух»

Материалы к внеклассному занятию  «В здоровом теле – здоровый дух»...

Презентация модельная методика по здоровьесбережению "Курить-здоровью вредить"

Формирование устойчивых знаний о вреде курения, выработка непрятия к  курению, развитие мотивации к  ЗОЖ....

Методика "Рисование по точкам"

Для прведения мониторинга....