Методические рекомендации к проведению коррекционных занятий в школах с ОВЗ
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Введение
Коррекционно-развивающие занятия являются не только формой обучения,
но и условием, которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, предусмотренных программой. Необходимость создания специальных условий (психолого-педагогических, материально-технических, организационных) для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья определяется рядом нормативно-правовых актов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП);
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
(для IV-XI (XII) классов);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования) (для I-IV классов);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V-VII классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2015/2016 учебном году);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
Экспериментально доказано, что способности человека проявляются в деятельности
и, что очень важно, формируются в ней. Поэтому результат деятельности, выполнение многих задач зависят от целого ряда обстоятельств: условий формирования личности, от прошлого опыта, от приобретенных в результате обучения и воспитания навыков и умений (Леонтьев А.А., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Юдович Ф.Я., Норман Б. и др.). Исследователи отмечают, что новые качественные изменения на той или иной ступени развития всегда возникают на основе предпосылок, создаваемых на предшествующих ступенях
и способствуют быстрому формированию психики ребенка (Мухина В.С., Эльконин Д.Б.), поэтому такое большое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья отводится коррекционно-развивающим занятиям.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию
и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции,
а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию ребенка.
Коррекционная работа при освоении основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности, а также на специально-организованных коррекционно-развивающих занятиях.
В рамках внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и программами коррекционно-развивающей направленности. Указанные особенности учитываются при составлении плана внеурочной деятельности, режима занятий
и наполняемости групп при проведении занятий.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом, дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
При изучении развития и индивидуальных особенностей школьника принимаются
во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.
Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия в I-IV классах, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования и V-VII классах, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего образования
в соответствие с ФГОС, могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Основными направлениями внеурочной деятельности являются спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.
Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место
при установлении режима работы образовательного учреждения) определяется образовательным учреждением самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательного учреждения.
1. ГЛУХИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ
Одной из основных задач обучения глухих обучающихся является максимально возможное обучение их устной речи. С этой целью, для обучения данной категории детей выделяются часы на проведение индивидуальных занятий по развитию речевого слуха
и формированию произносительной стороны устной речи и фронтальных занятий в слуховом кабинете.
На обязательные индивидуальные занятия количество часов в неделю указано
на одного учащегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учащихся
в классе.
Специальная работа по развитию и использованию нарушенной слуховой функции включает фронтальные занятия в слуховом кабинете (подготовительный - второй классы). Специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете проводятся в течение учебного дня.
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи проводятся в течение учебного дня и во внеучебное время.
Сроки посещения индивидуальных занятий согласуются с администрацией образовательного учреждения, учителем класса и воспитателем. Расписание индивидуальных занятий составляется по скользящему графику: рекомендуется с одного
и того же урока (занятия) приглашать учащегося на индивидуальные занятия не чаще одного раза в месяц.
Таблица 1
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
I вариант
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 29 |
Фронтальные занятия в слуховом кабинете | 1 | 1 | - | - | 2 | ||||||||
Итого: | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 31 |
Таблица 2
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
II вариант
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | |||||||||||
Подг. кл. | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | ||
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 31 |
Фронтальные занятия в слуховом кабинете | 1 | 1 | 1 | - | 3 | ||||||||
Итого: | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 34 |
Таблица 3
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Глухие учащиеся, имеющие умственную отсталость
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 26 |
Итого: | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 26 |
2. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ
Коррекционно-развивающие занятия для слабослышащих учащихся реализуется через коррекционные дисциплины, включающие в себя систему фронтальных и индивидуальных коррекционных занятий с учащимися. Занятия проходят в специально оборудованном классе и направлены на развитие слухового восприятия речевых и неречевых звуков; также осуществляется работа по ознакомлению учащихся с музыкальными произведениями, ведется работа по фонетической ритмике, обучению произношению и т.д.
Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся является основой
для формирования навыков восприятия речи на слух, создание на этой базе качественно новой, слухо-зрительной основы для восприятия устной речи.
Обучение произношению формирует у слабослышащих учащихся фонетически внятную членораздельную, выразительную устную речь; способствует развитию просодических компонентов речи (соблюдение словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии).
Проведение коррекционно-развивающих занятий обеспечивает усвоение учащимися содержания учебных предметов общеобразовательной программы.
На обязательные индивидуальные занятия количество часов в неделю указано
на одного учащегося.
Таблица 4
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Первое отделение
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||
Развитие слухового восприятия и обучение произношению | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 18 |
Итого: | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Таблица 5
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Второе отделение
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||
Развитие слухового восприятия и обучение произношению | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 29 |
Итого: | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 29 |
3. СЛЕПЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ
Коррекционно-развивающая область для слепых учащихся представлена следующими курсами.
Для учащихся, осваивающих программы начального общего образования: ритмика; коррекция двигательных нарушений; охрана, коррекция остаточного зрения и развитие зрительного восприятия; социально-бытовая ориентировка; ориентировка в пространстве; развитие осязания и мелкой моторики; развитие коммуникативной деятельности; развитие речи; групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Ритмика является составной частью физического воспитания детей с нарушением зрения и представляет собой систему физических упражнений, построенную на основе связи движений с музыкой. Занятие ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, придают движениям стройность и уверенность.
Цель занятий по коррекции двигательных нарушений – обеспечить всестороннее
и полноценное развитие слепого школьника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей, а также формирование необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки, формирование и закрепление правильной осанки, овладение основными двигательными навыками и умениями. В старших классах занятия по коррекции двигательных нарушений способствуют решению таких задач, как: укрепление здоровья, увеличение объема двигательной активности, привитие навыков здорового образа жизни. На занятиях продолжается коррекция различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей незрячих детей, а также совершенствуются навыки пространственной ориентировки и мышечного чувства.
Занятия по охране, коррекции остаточного зрения и развитию зрительного восприятияспособствуют компенсации нарушений зрительного восприятия, сенсорно-перцептивных
и когнитивных функций, развитию эмоционально-волевой сферы; стимулируют зрительную и познавательную активность обучающихся повышают мотивацию. В старших классах
на занятиях по охране, коррекции остаточного зрения и развитию зрительного восприятия школьников учат воспринимать сложные сюжетные рисунки и картины, составлять рассказы
по картинкам с максимальной детализацией, а также актуализировать познавательный опыт
с целью его использования при решении новых учебных задач. Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой учащихся, в зависимости от особенностей зрительного нарушения, а также содержания занятия.
Социальная бытовая ориентировка (СБО) относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения. Овладение социально-значимыми навыками облегчает адаптацию детей к современным условиям жизни. СБО - деятельность,
в которой учащийся с патологией зрения овладевает системой приемов адаптивного поведения, обеспечивающей успешность его социализации. В V-X классах особое внимание уделяется формированию адекватного поведения учащихся в различных жизненных ситуациях вне рамок учебной или трудовой деятельности, выработке приемам самоконтроля.
Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки у школьников с нарушением зрения – важная задача, решение которой поможет подготовке детей к дальнейшей жизни. Цель коррекционного курса: «ориентировка в пространстве» позволяет выработать у учащихся реальные представления о предметах, их пространственных признаках и отношениях; сформировать умение ориентироваться в малом и большом пространстве. Занятия по пространственной ориентировке предусматривают как теоретическую, так и практическую подготовку.
Основными задачами курса в основной школе становятся обучение умению использовать различную (звуковую, обонятельную, осязательную) информацию
для компенсации зрительного дефекта, формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Больше времени уделяется формированию навыков ориентировки в большом свободном пространстве.
Развитие мелкой моторики – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием письма, речи учащегося. Занятия по развитию мелкой моторики способствуют восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности, формированию социально-адаптивных знаний, навыков и умений учащегося с нарушением зрения. Расширяется работа с учащимися по формированию представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов, развитию осязательной чувствительности с целью ее использования в различных видах деятельности. Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой учащихся, в зависимости от осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.
Основной целью этих занятий является формирование осязательных навыков и умений. Курс развития мелкой моторики в классах незрячих предусматривает также занятия
по обучению плоскому письму по системе Гебольда, а для детей с остаточным зрением – письму слов и коротких предложений рукописным шрифтом.
Занятия «развитие коммуникативной деятельности» и «развитие речи» являются практическим курсом обучения школьников с нарушением зрения основам общения. Слепой учащийся часто не способен четко обозначить суть испытываемых трудностей
в коммуникативной деятельности. У детей недостаточен сенсорный опыт
при взаимодействии с предметами, что значительно снижает словарный запас. Незрячий ребенок к тому же либо не использует, либо использует неправильно жестовую речь. Нарушение зрения, таким образом, ведет к односторонней коммуникативной связи, что
в свою очередь способствует нарушению эмоциональной сферы. Цель данных курсов – развитие лексики, формирование умений правильно организовать свое общение с людьми, овладение неречевыми средствами общения.
Индивидуальные коррекционные занятия направлены на коррекцию вторичных отклонений и отработку специальных умений и навыков (в т.ч. навыков при выполнении работ с техническими приспособлениями, чертежными инструментами), на формирование предметных представлений, коррекцию когнитивных функций, речи у слепых учащихся.
В связи с необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации
в коррекционную область вводятся консультационные часы – по 1 часу.
Коррекционные курсы дополняют и расширяют возможности обучения слепых учащихся в успешном овладении знаниями и умениями программного материала.
Распределение количества часов на каждый коррекционный курс определяется образовательным учреждением самостоятельно и зависит от психофизических особенностей детей, выявленных в результате психолого-педагогического обследования.
Таблица 6
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||
Ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | 4 |
Коррекция двигательных нарушений | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | 7 |
Охрана, коррекция остаточного зрения и развитие зрительного восприятия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | 6 |
Социально-бытовая ориентировка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 26 |
Ориентировка в пространстве | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 | 35 |
Развитие осязания и мелкой моторики | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | 6 |
Развитие коммуникативной деятельности | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
Развитие речи | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 5 |
Индивидуальные коррекционные занятия | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 24 |
Консультационные часы | - | - | - | - | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | ||||
Всего: | 13 | 13 | 13 | 13 | 12 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 128 |
Таблица 7
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Слепые учащиеся, имеющие умственную отсталость
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||
Ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | 4 |
Коррекция двигательных нарушений | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
Ориентировка в пространстве | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
Социально-бытовая ориентировка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 |
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 28 |
Итого: | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 7 | 7 | 7 | 63 |
4. СЛАБОВИДЯЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ
Обедненность сенсорного опыта, замедленность и неточность зрительного восприятия, большая утомляемость, физическая ослабленность, неподготовленность к школьному обучению (в большинстве случаев) у слабовидящих детей обуславливает необходимость проведения коррекционных курсов.
Коррекционно-развивающие занятия (охрана зрения и развитие зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики, мимики и пантомимики, социально-бытовая ориентировка, исправление недостатков речевого развития, ЛФК, ритмика и др.) проводятся в различных формах: индивидуально, в группах по 3-4 человека, в группах по 5-6 человек, фронтально. Группы и подгруппы формируются на основе тщательного изучения психофизического состояния ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого школьника. Время проведения групповых, подгрупповых
и индивидуальных занятий составляет 20-30 минут, как индивидуально, так и малыми группами (наполняемость групп - 2-3 учащихся). Они подготавливают учащихся к освоению учебной программы класса, развивают и совершенствуют сохранные функции зрительного анализатора, формируют умения и навыки ориентировки в быту, в социуме, в окружающем пространстве, развивают коммуникативные навыки, корригируют нарушения в физическом развитии, способствуют коррекции познавательной деятельности. Сочетание этих занятий
с основным образовательным процессом создает оптимальные условия для всестороннего развития учащихся со зрительным дефектом, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала.
Курс «Развитие коммуникативной деятельности» (I-X класс) направлен на развитие навыков общения, социальной и психологической адаптации учащихся в социуме. Данный курс позволяет учащимся, находящимся в условиях зрительной депривации, овладеть коммуникативными умениями и навыками, в основе которых лежат принятые в обществе зрячих нормы и стереотипы коммуникативного поведения.
Часы предметно-практической деятельности в I-IV, V-VIII классах используются
для организации групповой работы учащихся по коррекции навыка манипулирования предметами, объектами деятельности и отработке общетрудовых, специальных умений
и навыков при выполнении работ с техническими приспособлениями, инструментами
и механизмами; на проведение занятий по обучению чтению и письму по системе рельефно-точечного шрифта Брайля; в IX-XII классах используются для проведения индивидуальных
и групповых практических занятий по допрофессиональной подготовке (массаж).
С I по VI класс вводится коррекционный курс «Коррекция речи». Актуальность введения этого курса обусловлена сопутствующими многочисленными речевыми нарушениями учащихся, сохраняющимися нарушениями письменной речи в V-VI классах.
С I по VI класс вводится коррекционный курс «Коррекция двигательных нарушений», направленный на исправление недостатков и нормализацию физического развития ребенка
в соответствии с его возрастными возможностями, индивидуальными особенностями осязательного, зрительного восприятия. В условиях занятий организуется режим двигательной активности учащихся, имеющих специальную группу по физкультуре.
Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке (I-X класс) направлены на практическую подготовку учащихся с нарушениями зрения
к самостоятельной жизни и труду. Занятия направлены на формирование перцептивных действий, развитие навыков самообслуживания, ориентировки в малом и большом пространстве, повышение уровня самостоятельности в быту и социуме.
Занятия «Коррекция зрительного восприятия» (I-VI классы) направлены
на формирование и совершенствование системных представлений о сенсорных эталонах; активизацию цвето- и форм различения; активизацию тонкой дифференциальной чувствительности; включение сенсорных эталонов в интеллектуальную деятельность; совершенствование пространственных представлений и навыков ориентировки в большом
и малом пространстве; решение задач на пространственное мышление; активизацию зрительных функций, таких как зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаза, глубины зрения.
В IX-X, XI-XII классах вводятся консультационные часы, позволяющие осуществить индивидуально-дифференцированную педагогическую поддержку учащихся, нуждающихся по соматически-психическому состоянию здоровья в дополнительных индивидуальных занятиях.
Таблица 8
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||
Ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | 4 |
Коррекция двигательных нарушений | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 12 |
Охрана, коррекция и развитие зрительного восприятия | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | 10 |
Социально-бытовая ориентировка (СБО) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
Развитие коммуникативной деятельности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
Развитие речи | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | 12 |
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 22 |
Консультационные часы | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | ||||||
Всего: | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 92 |
5. ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Коррекционно-развивающая работа с учащимися с тяжелыми нарушениями речи включает два раздела: «Логоритмика» и «Индивидуальные логопедические занятия». Групповые занятия по логоритмике проводятся в подготовительном и первом классах.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся индивидуально и малыми подгруппами. Их цель – преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению содержания образовательных программ.
Занятия проводятся:
в подготовительном, I-IV классах с одним учащимся в течение 15 минут, с группой
(2-4 учащихся) в течение 20-25 минут;
в V-X классах с одним учащимся – 15 минут, с группой (2-5 учащихся) – 30-40 минут.
Частота посещений индивидуальных занятий учащимися – 2-3 раза в неделю. Суммарная нагрузка на учащегося – 1 академический час.
Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия в рамках основного общего образования способствуют развитию просодических компонентов речи
и моторной координации. На индивидуальных занятиях преодолеваются специфические
для каждого учащегося нарушения речи, что обеспечивает успешность фронтального обучения детей в условиях класса.
Таблица 9
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | |||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | ||
Логоритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | 4 |
Логопедия | 7 | 7 | 7 | 7 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 54 |
Индивидуальные и подгрупповые занятия развивающей направленности | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
Итого: | 8 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 64 |
6. ОБУЧАЮЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия, индивидуальные
и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп – 2-4 учащихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25-30 минут, занятий по ЛФК до 45 минут.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:
предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;
формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.
Комплексная абилитация учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной физической культуры, логопедическую работу, психологическую коррекцию.
Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного процесса. Ведущими специалистами при этом являются врачи, учителя АФК и инструкторы ЛФК, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции развития ребенка
и проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации
по включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.
В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента учащихся, ее содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности, создание компенсаторных и социально-адаптационных способов деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена курсами, направленными на развитие ощущений, ориентировки в пространстве.
В связи с необходимостью развития коммуникативных навыков для учащихся
I-III класса возможно введение занятий «Основы коммуникации».
С детьми, имеющими выраженные двигательные нарушения в сочетании
с нарушениями пространственных представлений, может быть введены курсы «Психомоторика», «Развитие мануальной деятельности», обеспечивающие коррекцию
и компенсацию нарушений мелкой моторики. Количество часов предусматривается необходимостью дополнительных занятий с учащимися по классам.
У большинства учеников наблюдается выраженная диспропорция в способностях усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже высоких) показателях усвоения одних предметов они могут испытывать значительные затруднения при обучении другим учебным предметам. Это связано и с личностными интересами ребенка, но чаще –
со спецификой познавательной деятельности, обусловленной поражением центральной нервной системы. Для данной категории детей характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными неврологическими синдромами). В связи с этим возможно введение курса «Коррекция аналитико-синтетической деятельности» на с учащимися, нуждающимися
в особых условиях обучения в соответствии с темпом и уровнем усвоения образовательной программы для более эффективного обучения.
Коррекция и компенсация двигательных расстройств учащихся реализуется
под руководством руководителя физического воспитания, учителями адаптивной физической культуры (АФК) и инструкторами ЛФК. Ежедневно занятия АФК и ЛФК чередуются с уроками. В расписании дополнительно предусмотрены 1 час/нед. АФК
и 1 час/нед. ЛФК для индивидуальных занятий и одновременно для всех учащихся класса. Это обусловлено необходимостью ежедневной организации динамических
и/или релаксационных пауз между уроками в зависимости от структуры и степени тяжести индивидуального двигательного дефекта.
Ииндивидуальные занятия по АФК и ЛФК обеспечивают коррекцию индивидуального двигательного дефекта. Количество часов на каждого учащегося определяется медицинской службой в зависимости от тяжести двигательного нарушения (от 2 до 5 час/нед.).
Таблица 10
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | ||||||||||
Подгот. класс | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | ||
Индивидуальные и подгрупповые занятия | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 31 |
Итого: | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 31 |
Таблица 11
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата с задержкой психического развития
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | ||||||||||
Подгот. класс | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | - | - | - | - | - | - | 15 |
Индивидуальные и подгрупповые занятия | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 33 |
Психокоррекци-онные занятия | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | ||
Итого: | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 53 |
Таблица 12
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | ||||||||||
Подгот. класс | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | ||
Ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | 6 |
Лечебная физкультура | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 |
Индивидуальные и подгрупповые занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 33 |
Итого: | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 50 |
7. ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Все обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающую направленность. В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных учащихся, коррекции недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях, проводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия.
Возможно, введение в качестве коррекционно-развивающего предмета – «Ритмика»
(1 час в подготовительном, I-IV классах), что обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности учащихся, или предмета «Фонетическая ритмика».Содержание курсов направлено на развитие пространственных представлений, координации движений, улучшение осанки детей, формирование культуры общения. Учитывая особенности речевого развития детей (общее недоразвитие речи, обусловленное задержкой психического развития) и невозможностью увеличения часов
в общеобразовательном блоке в коррекционно-развивающую область могут быть включены занятия по развитию речи и развитию навыков коммуникации. Каждое образовательное учреждение разрабатывает модульную программу по каждому из направлений
и реализовывает ее в рамках коррекционно-развивающей области. Часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область, не входят в максимальную нагрузку.
Для учащихся, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются занятия по логопедии. Формы занятий: индивидуальные и групповые. В группе не более 3-5 учащихся.
Занятия «Лечебная физическая культура» проводятся по группам (8 учащихся), которые комплектуются в соответствии с медицинскими показаниями и утверждаются приказом директора образовательного учреждения. Занятия проводятся два раза в неделю
с каждой группой во внеурочное время. Группы могут быть разновозрастные.
В целях преодоления ограниченных возможностей здоровья учащихся
в образовательном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Коррекционно-развивающая область решает следующие задачи:
продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение учащимися образовательной программы (на основе применения методов и приемов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности);
отслеживание результативности обучения и динамики развития учащимися.
Психокоррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия
с одним учащимся не превышает 20 минут.
Индивидуальные, групповые занятия развивающей направленности на уровне основного общего образования могут быть направлены на:
развитие психических функций, позволяющих обеспечить усвоение программы, пропедевтику усвоения наиболее сложных разделов программы и восполнение пробелов знаний по учебным предметам;
на формирование допрофессиональной компетентности и профессиональной ориентации учащихся, развитие познавательных интересов средствами информационно-коммуникативных технологий при выполнении индивидуальных и коллективных проектов
в учебной деятельности.
Таблица 13
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | - | - | - | - | - | 12 |
Ритмика (фонетическая ритмика) | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | 4 |
Индивидуальные, групповые занятия развивающей направленности | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 22 |
Психокоррекционные занятия | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Итого: | 7 | 7 | 7 | 7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 43 |
8. ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В специальном (коррекционном) образовательном учреждении каждый предмет имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Однако особенность обучения детей
с нарушениями интеллекта предполагает необходимость коррекционно-развивающей работы с ними, что обеспечивается проведением групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Не всегда фронтальные занятия дают положительный эффект. Каждый ребенок обладает лишь ему присущим комплексом медицинских диагнозов
и ограничений, личностных отклонений, элементов психического недоразвития. Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми группами учащихся (2-4), причем состав групп постоянно меняется. Эти занятия не являются обязательными для посещения всеми учащимися, проводятся как параллельно с основными занятиями (ЛФК, логопедия, коррекционно-развивающие занятия), так и во второй половине дня после часового и более перерыва вне сетки школьного расписания (ритмика, музыкотерапия, психокоррекция, игротерапия и др.), что обусловлено спецификой учреждения.
Таким образом, эти занятия, учитывая психофизические особенности каждого конкретного ребенка, направлены на его индивидуальное сопровождение, коррекцию
и педагогическую поддержку.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом индивидуально и по подгруппам. Группы комплектуются с учетом однородности психофизических, речевых нарушений. Основные направления в работе учителя-дефектолога:
совершенствование движений и сенсомоторного развития;
коррекция отдельных сторон психической деятельности;
развитие основных мыслительных операций;
развитие различных видов мышления;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение игротерапии, музыкотерапии, психокоррекционных занятий с детьми старшего возраста. Основные задачи занятий: коррекция внимания и памяти, развитие логического мышления, эмоционально-волевой сферы, повышение уровня общего развития детей через включение их в игровую деятельность.
Занятия по «Лечебной физической культуре (ЛФК)» проводятся индивидуально или
по подгруппам в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Занятия по «Ритмике» способствуют общему развитию, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики.
Учебный план дает возможность элементарного начального образования, максимально обеспечивает преемственность в формировании умений и навыков, дает возможность
для решения основных коррекционно-воспитательных задач, создавая максимально благоприятные условия для развития личности ребенка с учетом индивидуальных возможностей. Образовательная и коррекционно-развивающая области, включающие разные учебные предметы и коррекционные занятия, выполняют прежде всего задачи подготовки выпускника к самостоятельной жизни, готовят к вступлению в сложный мир производственных и человеческих отношений.
Таблица 14
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Первый вариант
Наименование | Количество часов в неделю | Итого | ||||||||||||
Подгот. кл. | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||
Ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | 6 |
Лечебная физкультура | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 19 |
Коррекционно-развивающие занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 33 |
Всего: | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 58 |
Второй вариант
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений
и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых
и занимательных моментов.
Коррекционная работа в классах проводится в виде фронтальных и индивидуально-групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей.
Сроки освоения образовательных программ в классах для детей, имеющих сложный дефект развития, могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного ребенка и не должны превышать 12 лет.
Таблица 15
Распределение часов коррекционно-развивающих занятий по годам обучения
Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
1-12 классы
Наименование | Количество часов в неделю | ||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | Итого | |
Индивидуальные и групповые занятия | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 65 |
Кол-во часов в неделю | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 65 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация для проведения занятий аппликацией
Материал подготовлен для занятия в кружке аппликация. Расчитан на 2 урока.На первом уроке знакомимся с новой техникой. Готовим шаблоны для работы. Рисуем эскиз работы.На втором занятии начинае воплоща...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Ознакомление с методикой работы словарных слов. Создание системы словарной работы в начальной (коррекционной) школы VIII вида....
Методические рекомендации по проведению внеурочного занятия на тему «Нравственность» в образовательных учреждениях общего среднего образования
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года определена приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей, которая заключается в развитии высоконравственной лично...
Методические рекомендации по проведению занятия с учащимися 1-го года обучения (7-8 лет) в кружке «Мир бисера» «Новогодние снежинки»
Тема занятия: изготовление новогодних снежинок.Раздел образовательной программы: «Сувениры».Форма занятия: рассказ, демонстрация иллюстраций, самостоятельная работа под руководством педагога.Форма орг...
Методические рекомендации к проведению экскурсий в начальной школе
Пособие для учителей.В данном пособии даны методические рекомендации к проведению зимней экскурсии в лиственный лес и весенней экскурсии в широколиственный лес....
Методические рекомендации по проведению игр, физкультминуток на занятиях и переменах
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы оздоровительные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть...
Консультация для педагогов: "Методические рекомендации к проведению занятий с неговорящими детьми"
Консультация для педагогов: "Методические рекомендации к проведению занятий с неговорящими детьми"...