Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.
материал
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_korrektsionnoe_2020g.docx | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
Современные требования к проведению
коррекционных занятий в соответствии
с требованиями ФГОС.
Подготовила: учитель-логопед Малышева Е.А.
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Категория детей с интеллектуальными нарушениями довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспитания. Что такое коррекционное занятие? Принято считать, что коррекционное занятие — форма организации учебно-коррекционной работы, основная форма организации учебно-воспитательной работы в специальном коррекционном учреждении Это целостная динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия учителя на учащихся, включающихся в образовательный процесс.
Направления работы на коррекционных занятиях определяются с учетом характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебном плане специальной коррекционной школе. Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:
А что такое современное коррекционное занятие на сегодняшний день? Каким должно быть современное занятие? Нужно ли на первое место поставить развитие ребёнка, его личностное "Я", а на второе обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщить ребенку только те знания, которые ему понадобятся в жизни, и как узнать, что понадобится ему в жизни? Нужно ли превратить занятие в игру или просто использовать элементы игры? Имеет ли смыл постановка проблемной ситуации? Однозначных ответов на эти вопросы нет, и по каждому из них можно очень много рассуждать.
Проблеме коррекционного занятия в специальной (коррекционной) школе всегда уделялось и уделяется достаточно большое внимание.
Какие же требования предъявляются к современному коррекционному занятию в специальном (коррекционном) образовательном учреждении? Этот вопрос всегда волновал педагогов коррекционных школ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Итак, можно полагать, что основными требованиями, которые предъявляются к коррекционному занятию в специальной школе, являются:
- реализация на занятии всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;
- создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся;
- использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;
- учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;
- научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;
- рациональное использование на коррекционных занятиях наглядности;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.
В рамках введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов современное коррекционное занятие в специальной (коррекционной) школе определяет цель, которая должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные следующие задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.
Планируя интересное и содержательное занятие, учителю целесообразно придерживаться следующих правил:
· конкретно определить тему, цель, тип занятия и его место в рамках учебной программы.
· определить содержание учебного материала, его объем, установить связь с ранее изученным материалом, систему упражнений для работы
· выбрать разнообразные, наиболее эффективные методы и приемы обучения, сочетать разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах занятия.
· продумать оптимальный темп занятия, то есть рассчитать время на каждый его этап.
· разнообразить формы рефлексии (подведения итогов занятия групповые, индивидуальные)
Итак, готовясь к коррекционному занятию , учитель должен определить тип занятия. В нашей школе в рамках введения ФГОС особое значение придается следующим типам занятий:
1.Коррекционное занятие «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2.Занятие рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Занятие общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Занятие развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Определившись с темой и типом занятия, учитель формулирует цель (одну - две) и задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитывающие). Сформулированных к занятию задач должно быть столько, сколько действительно реально выполнить в течение занятия. Как правило, готовясь к занятию, учитель формулирует три блока задач: образовательные, коррекционно-развивающие и воспитывающие. Последнее время стало актуально писать задачи для учителя и задачи, которые должны выполнить на занятии дети. Записывать задачи для учителя или для учителя и учащихся - это на усмотрение педагога. Главное, чтобы учитель четко понимал, какие задачи он ставит перед собой, а какие перед детьми.
Наиболее сложная проблема заключается в формулировке коррекционных задач. В конспекте занятия педагоги часто пишут: коррекция и развитие памяти, внимания, мышления или ВПФ. Это неверно. Ведь все эти понятия являются очень обширными и ошибочными. Например, мышление включает в себя:
Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;
Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
Формы: понятие, суждение, умозаключение.
Коррекционно-развивающие задачи нужно конкретизировать. Что мы корригируем и как, с помощью чего, посредством чего. Например, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе работы с предложениями деформированного текста.
Говоря о формулировке воспитывающих задач, хотелось бы отметить, что очень часто педагоги ставят «высокие» нравственные задачи, которые на занятии достаточно сложно реализовать. Бывает, что воспитывающие задачи просто «притянуты» к теме занятия.
Для педагога не мало важно определить, с помощью каких методов предстоит достигать поставленные задачи. При работе комбинируется несколько методов, и, используются они одновременно. Как правило, используют классическую классификацию методов по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
Существует классификация методов по характеру познавательной деятельности: объяснительно – иллюстрированный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично – поисковый, исследовательский.
Применяя на занятии различное сочетание методов, педагог использует разнообразные приемы.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
- включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
- рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, и т.д. (изотерапия);
- игры с песком (пескотерапия);
- игры с водой (водотерапия);
- игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
- занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие.
- включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий.
- изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом.
Готовя занятие, учитель четко определяет его этапы. Наличие того или иного этапа зависит от типа занятия. Каждый этап должен быть интересным и продуктивным. Для этого необходимо использовать разнообразные методические приемы, постоянно изменять формы и виды деятельности
Цель первого этапа – настроить обучающегося на работу. Заинтересовать его. Этап повторения и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал.
Интересным и продуктивным для учащихся является то занятие, на котором учитель использует для изложения нового материала метод проблемного обучения, частично – поисковый или исследовательский.
Для отработки полученных знаний используют разные приемы.
На последнем этапе занятия необходимо обратить внимание на форму задаваемых учащимся вопросов. Если спрашиваем детей, что мы делали на занятии, то получаем типичные ответы, читали, писали. Вопрос, что нового узнали на занятии, подчас является затруднительным для учащихся. Целесообразней задавание вопросов типа:
· Какое задание было самым интересным (сложным, легким)?
· Какое задание выполнял? Как справился (самооценка, оценка класса)?
Что касается словарной работы, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то они не являются отдельным этапом, эти виды работ – часть какого – то этапа. Выделение физминутки как отдельного этапа вполне возможно.
Очень многое зависит на занятии от умения учителя правильно задавать вопрос учащемуся. Здесь уместно вспомнить, разработанную М. Ф. Гнездиловым классификацию вопросов.
1. Вопросы, требующие названия (Кто это? Что это?).
2. Вопросы, требующие воспроизведения фактов (Что делает? Как делает?).
3. Вопросы, требующие сопоставления предметов или явлений (Как делает,
медленно или быстро? Чем отличается круг от квадрата?).
4. Вопросы, требующие выяснение причинно – следственных отношений (Почему?
Зачем?).
5. Вопросы, требующие обсуждения и приведения доводов ( Нужно ли беречь природу? Докажите, почему вы так считаете?).
Весьма продуктивным является прием проговаривания алгоритмов действия. Это начало думания. На занятии ребенок должен говорить. Если педагог запрещает ему это, постоянно делая замечания: «Замолчи, закрой рот, тишина в классе и т. д.», то, как развивать речь ученика? Более внимательно нужно подходить к задаванию вопросов обучающимся.
Современное коррекционное занятие в коррекционной школе строится на основе использования технических и компьютерных средств с использованием как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на занятиях в коррекционной школе:
1.технология разноуровневого обучения
2.технология проблемного обучения
3.метод проектов
4.игровые технологии
5.информационно-коммуникационные технологии
6.нравственная технология
7.здоровьесберегающие технологии
Применяя современные технологии в режиме моделирования и проектирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Таким образом, коррекционное занятие многогранно и динамично; многоплановое и конкретизированное; специально организованное и завершенное. На каждом занятии, на каждом его отдельном этапе решаются конкретные задачи, раскрываются темы программы, определяются формы учебно-познавательной деятельности. «Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному занятию, создают благоприятные и щадящие условия для обучения умственно отсталого ребенка.
Технологическая карта коррекционного занятия по ФГОС – новый вид конспекта
Как составить технологическую карту коррекционного занятия по ФГОС?
В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования занятия – таблица, которая позволяет учителю структурировать занятие по выбранным параметрам:
- этапы и цели занятия;
- содержание учебного материала;
- методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
- деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта коррекционного занятия включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.
Отличия технологической карты и конспекта
Технологическая карта коррекционного занятия
| Конспект коррекционного занятия
|
Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе занятия. | Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников. |
Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии. | Указывает и описывает формы и методы, используемые на занятии. |
Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.
| Только указывает цели занятия. |
С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует занятия по освоению конкретной темы.
Преимущества технологической карты как инструмента планирования
Технологическая карта позволит учителю:
- определить базвые учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
- спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
- проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
- диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе занятия;
- строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.
Структура технологической карты занятия
В технологической карте указываются:
- тема;
- цель освоения учебного материала;
- результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
- межпредметные связи;
- организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
- основные понятия темы;
- технология изучения указанной темы.
Занятие строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.
Структура разных типов коррекционных занятий
Тип занятия | Цель | Структура занятия | Виды занятия | |
деятельностная | содержательная | |||
Открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков. | научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. | сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний | Мотивационный этап. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап занятия, на котором и происходит "открытие" нового знания. Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, , экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-занятие, игра. |
Занятие рефлексия | формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. | закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости | Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Включение в систему знаний и умений. Осуществление рефлексии. В структуре занятия рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия | Сочинение, практикум, диалог, сюжетно - ролевая игра, деловая игра, |
Занятие систематизации знаний (общеметодологической направленности | научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. | научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. | Самоопределение. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи, целей занятия. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Этап рефлексии деятельности. | Конкурс, экскурсия, консультация, занятие-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа. |
Занятие развивающего контроля | научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль | проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников | Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление пробного действия. Фиксирование локальных затруднений. Создание плана по решению проблемы. Реализация на практике выбранного плана. Обобщение видов затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца. Решение задач творческого уровня. Рефлексия деятельности. | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы |
И вся наша работа сегодня позволяет сделать вывод: Успешность современного коррекционного занятия, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на занятии, современные методы работы делают занятие интересным и воспитывают творчески думающего ученика.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда (британский политический деятель): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Доклад с презентацией...
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС...
Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Практико-значимая работа на курсах повышения квалификации....
Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока английского языка для 3 класса по УМК Enjoy English...
Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Методическая разработка...