Рабочая программа по миру природы и человека
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФАООП УО и включает авторское КТП (темы распределены с учетом сезонов года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mpich.docx | 108.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета Протокол от 31 августа 2023 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом от 31.08.2023 г. № 108
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛАРЬЯНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ,
РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
I вариант
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
1 дополнительный - 4 класс
п. Ларьян
2023
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 дополнительно - 1 классах рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю), во 2-4 классах – 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю: 1 час из обязательной части учебного плана и 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений).
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др. Мир природы и человека. Комплекты учебников и рабочих тетрадей с 1 по 4 класс. В 2 ч. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М., Просвещение.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи обучения:
− ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;
− накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;
− первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
− воспитание положительного отношения к окружающей действительности.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«Мир природы и человека»
1 дополнительный класс
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
- соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Достаточный уровень:
- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
- знание правил гигиены органов чувств, соблюдение правил безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.
1 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1классе определяет следующие задачи:
− ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире;
− ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;
− ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;
− понимание простейших взаимосвязей человека и природы;
Личностные результаты:
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоцио-нально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
− проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
− иметь первоначальные представления об объектах изучения;
узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;
− относить изученные объекты к определенным группам;
− прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
− приобщать к кормлению зимующих птиц;
− знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения;
− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
− освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.
Достаточный уровень:
− иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
− называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
− знать основные правила гигиены органов чувств;
− иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
− уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе определяет следующие задачи:
− расширение представлений у обучающихся о взаимосвязи живой и не-живой природы, механизмов приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;
− закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;
− формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы, изучение воды и ее свойств;
− формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
− расширение знаний обучающихся о природе своего края;
− формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, обучение бережному отношению к природе.
Личностные результаты:
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
− воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;
− правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
− называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
− иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
− знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимости его выполнения;
− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
− уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
− иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
− давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
− правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
− знать правила гигиены частей тела;
− знать отличительные существенные признаки групп объектов;
− знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
− отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;
− уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
− проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися.
3 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе определяет следующие задачи:
− закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;
− изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
− формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
− воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
Личностные результаты:
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
− воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;
− овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
− называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
− иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
− знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения;
− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
− ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
− составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
− иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
− давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
− правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
− знать правила гигиены частей тела;
− знать отличительные существенные признаки групп объектов;
− знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
− отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;
− уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
− выполнять доступные природоохранительные действия;
− проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
− использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе определяет следующие задачи:
− углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой природе, новых знаний об основных ее элементах;
− расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;
− формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
− углубление знаний обучающихся о природе своего края;
− формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе;
− формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и неживой природы;
− формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека;
− закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека;
− раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и жизнью человека;
− воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
Личностные результаты:
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
− воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;
− овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой;
− осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родной природе;
− овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
− иметь представления о назначении объектов изучения;
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
− относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия);
− называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
− иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
− знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
− ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;
− составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
− адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
− давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам;
− знать правила гигиены тела;
− знать отличительные существенные признаки групп объектов;
− знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
− отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;
− соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
− выполнять доступные природоохранительные действия;
− проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
− проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
− выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека»
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в 1 дополнительном, 1 классе и в первом полугодии 2 класса не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных и коммуникативных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
− «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;
− «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;
− «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.
Критерии оценки предметных результатов во 2- 4 классах
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Во 2-4 классах осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:
− устный опрос;
− творческие и практические работы;
− самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
− «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
− «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
− «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:
− правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
− полнота ответа;
− умение практически применять свои знания;
− последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
2-3 класс
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
4 класс
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 дополнительный класс
1 дополнительный класс является диагностическим для изучения возможностей обучающихся с учетом их психофизических возможностей, для изучения имеющихся у них представлений об объектах и явлениях окружающего мира, социальной роли, опыте взаимодействия. В 1 дополнительном классе на уроках по курсу «Мир природы и человека» обучающиеся расширяют свой активный и пассивный словарь, обучаются взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в новой для них, учебной ситуации, овладевают навыками правильного поведения на уроках, экскурсиях в различных формах групповой и индивидуальной деятельности.
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.
Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем в зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей обучающихся.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» в 1 дополнительном классе изучается в начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других разделах.
1 класс
Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Следует использовать различные игровые ситуации. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, чтобы обучение носило практический характер.
2 класс
Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе предусматривает изучение объектов и явлений окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.
Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе способствует использование наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для расширения и накопления опыта взаимодействия обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного усвоения знаний учителям рекомендовано использовать активные методы обучения: проблемные и частично-поисковые, с помощью которых возможно активизировать обучающихся. В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуации.
3 класс
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации их в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.
Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
4 класс
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно проводить простейшие опыты.
В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то, что сами обучающиеся могут сделать для сохранения чистоты природы.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Безопасное поведение | ||||||
1.1 | Моя школа. | 2 | http://www.nachalka.com/igrovaja | |||
1.2 | Дорога в школу. | 1 | ||||
1.3 | Транспорт. | 1 | ||||
1.4 | Мой класс. | 1 | ||||
1.5 | Мои обязанности в классе. | 1 | ||||
1.6 | Мое поведение в школе. | 1 | ||||
1.7 | Учебные вещи. | 1 | ||||
1.8 | Одежда и обувь. | 2 | ||||
1.9 | Расписание уроков. | 1 | ||||
1.10 | Мой режим дня. | 1 | ||||
1.11 | Моя семья. | 1 | ||||
1.12 | Мои обязанности в семье. | 1 | ||||
1.13 | Мой город (поселок, село, деревня). | 1 | ||||
Итого по разделу | 15 | |||||
Раздел 2. Сезонные изменения в природе. Осень | ||||||
2.1 | Погода | 1 | ||||
2.2 | Календарь погоды | 1 | ||||
2.3 | Осенняя погода | 1 | ||||
2.4 | Парк (лес, сквер) осенью. | 1 | ||||
2.5 | Животные осенью. | 1 | ||||
2.6 | Осенняя простуда (профилактика). | 1 | ||||
Итого по разделу | 6 | |||||
Раздел 3. Неживая природа | ||||||
3.1 | Мир природы. Земля. | 1 | ||||
3.2 | Солнце. | 1 | ||||
3.3 | Луна. | 1 | ||||
3.4 | День. | 1 | ||||
3.5 | Ночь. | 1 | ||||
3.6 | Утро. | 1 | ||||
3.7 | Вечер. | 1 | ||||
3.8 | Мой режим дня. | 1 | ||||
3.9 | Утренняя зарядка. | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 9 | |||||
Раздел 4. Сезонные изменения в природе. Зима | ||||||
4.1 | Зимняя погода. | 1 | ||||
4.2 | Календарь погоды. | 1 | ||||
4.3 | Зимние праздники. | 1 | ||||
4.4 | Растения зимой. | 1 | ||||
4.5 | Животные зимой. | 1 | ||||
4.6 | Зимние забавы. | 1 | ||||
4.7 | Осторожно, лед! (правила поведения на льду). | 1 | ||||
Итого по разделу | 7 | |||||
Раздел 5. Живая природа. Растения | ||||||
5.1 | Овощи. | 1 | http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 http://school-collection.edu.ru/ | |||
5.2 | Фрукты. | 1 | ||||
5.3 | Ягоды. | 1 | ||||
5.4 | Цветы, травы. | 1 | ||||
5.5 | Деревья. | 1 | ||||
5.6 | Кустарники. | 1 | ||||
5.7 | Квест – игра «Угадай растение». | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 7 | |||||
Раздел 6. Сезонные изменения в природе. Весна | ||||||
6.1 | Весенняя погода. | 1 | ||||
6.2 | Календарь. | 1 | ||||
6.3 | Праздники. Мамин день. | 1 | ||||
6.4 | Растения весной. | 1 | ||||
6.5 | Животные весной. | 1 | ||||
Итого по разделу | 5 | |||||
Раздел 7. Живая природа. Животные. | ||||||
7.1 | Домашние животные. | 1 | ||||
7.2 | Дикие животные. | 1 | ||||
7.3 | Птицы | 1 | ||||
7.4 | Насекомые | 1 | ||||
Итого по разделу | 4 | |||||
Раздел 8. Живая природа. Человек. | ||||||
8.1 | Части тела человека. | 1 | ||||
8.2 | Расскажи про себя. | 1 | ||||
8.3 | Как мы ходим. | 1 | ||||
8.4 | Как мы видим. | 1 | ||||
8.5 | Как мы слышим. | 1 | ||||
8.6 | Как мы чувствуем. | 1 | ||||
8.7 | Гигиена тела человека. Мытье рук. | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 7 | |||||
Раздел 9. Сезонные изменения в природе. Лето | ||||||
9.1 | Летняя погода. Летний календарь. | 1 | ||||
9.2 | Растения летом. | 1 | ||||
9.3 | Животные летом | 1 | ||||
9.4 | Летние забавы. | 1 | ||||
9.5 | Осторожно, речка! (правила поведения на воде). | 1 | ||||
9.6 | Повторение пройденного в 4 четверти и за год | 1 | ||||
Итого по разделу | 6 | |||||
ИТОГО ЗА ГОД | 66 |
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Неживая природа | ||||||
1.1 | Живая и неживая природа | 2 | http://school-collection.edu.ru/ | |||
1.2 | Земля и Солнце | 1 | ||||
1.3 | Смена времен года | 1 | ||||
1.4 | День и ночь | 1 | ||||
1.5 | Небо днем и ночью | 1 | ||||
1.6 | Сутки | 1 | ||||
1.7 | Сутки. Занятие людей в течение суток | 2 | ||||
1.8 | Значение Солнца в жизни человека | 1 | ||||
1.9 | Солнце и жизнь растений | 1 | ||||
1.10 | Времена года | 1 | ||||
Итого по разделу | 12 | |||||
Раздел 2. Сезонные изменения в природе. Осень | ||||||
2.1 | Осень. Признаки осени | 2 | ||||
2.2 | Осень. Признаки осени. Осенние месяцы | 1 | ||||
2.3 | Занятия и одежда людей осенью | 1 | ||||
2.4 | Осень. Урожай | 1 | ||||
2.5 | Осень. Грибы | 1 | ||||
Итого по разделу | 6 | |||||
Раздел 3. Живая природа. Растения | ||||||
3.1 | Растения. Части растений | 1 | http://www.rusedu.ru/subcat_28.html | |||
3.2 | Растения. Строение и сходство растений | 1 | ||||
3.3 | Различия растений Разнообразие растений | 1 | ||||
3.4 | Семена растений | 1 | 1 | |||
3.5 | Плоды. Овощи | 1 | ||||
3.6 | Плоды. Фрукты | 1 | ||||
3.7 | Плоды. Ягоды | 1 | ||||
3.8 | Овощи, фрукты, ягоды | 1 | ||||
3.9 | Приспособление растений к сезонным изменениям | 1 | ||||
3.10 | Приспособление растений к разным условиям жизни | 1 | ||||
3.11 | Уход за растениями | 1 | ||||
3.12 | Растения. Обобщающий урок | 1 | ||||
Итого по разделу | 12 | |||||
Раздел 4. Сезонные изменения в природе. Зима | ||||||
4.1 | Зима. Признаки зимы | 1 | ||||
4.2 | Признаки зимы. Зимние месяцы | 1 | ||||
4.3 | Зимующие птицы | 1 | ||||
4.4 | Животные зимой | 1 | ||||
4.5 | Зимняя одежда и обувь. Занятия людей зимой | 2 | ||||
Итого по разделу | 6 | |||||
Раздел 5. Живая природа. Животные | ||||||
5.1 | Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые | 1 | ||||
5.2 | Сходство и различие животных | 2 | ||||
5.3 | Детёныши животных | 1 | ||||
5.4 | Домашние животные | 1 | ||||
5.5 | Дикие животные | 1 | ||||
5.6 | Приспособление животных к смене времён года | 1 | ||||
5.7 | Животные. Обобщающий урок | 1 | ||||
Итого по разделу | 8 | |||||
Раздел 6. Сезонные изменения в природе. Весна | ||||||
6.1 | Весна. Признаки весны | 1 | ||||
6.2 | Признаки весны Весенние месяцы | 1 | ||||
6.3 | Перелётные птицы | 1 | ||||
6.4 | Животные весной | 1 | ||||
6.5 | Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной | 2 | ||||
Итого по разделу | 6 | |||||
Раздел 7. Живая природа. Человек. | ||||||
7.1 | Человек. Отличия по полу и возрасту | 1 | http://www.rusedu.ru/subcat_28.html | |||
7.2 | Человек. Части тела | 2 | ||||
7.3 | Гигиенические навыки | 1 | ||||
7.4 | Лицо человека | 1 | ||||
7.5 | Глаза. Охрана зрения | 1 | ||||
7.6 | Уши. Орган слуха | 1 | ||||
7.7 | Нос. Орган дыхания | 1 | ||||
7.8 | Рот. Орган вкуса | 1 | ||||
7.9 | Кожа. Орган осязания | 1 | ||||
7.10 | Осанка. Скелет и мышцы человека | 1 | ||||
Итого по разделу | 11 | |||||
Раздел 8. Сезонные изменения в природе. Лето | ||||||
8.1 | Лето. Признаки лета | 1 | ||||
8.2 | Признаки лета Летние месяцы | 1 | ||||
8.3 | Животные и растения летом | 1 | ||||
8.4 | Летняя одежда и обувь. Занятия людей летом. Безопасные летние каникулы | 2 | ||||
Итого по разделу | 5 | |||||
ИТОГО ЗА ГОД | 66 |
2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Неживая природа | ||||||
1.1 | Влияние солнца на смену времен года | 1 | http://www.rusedu.ru/subcat_28.html | |||
1.2 | Сутки | 1 | ||||
1.3 | Долгота дня летом | 1 | ||||
1.4 | Долгота дня зимой | 1 | ||||
Итого по разделу | 4 | |||||
Раздел 2. Сезонные изменения в природе. Осень | ||||||
2.1 | Экскурсия: признаки осени | 1 | ||||
2.2 | Осень. Признаки осени. Названия осенних месяцев | 1 | ||||
2.3 | Практическая работа: сбор семян, листьев | 1 | 1 | |||
2.4 | Растения осенью | 1 | ||||
2.5 | Животные осенью | 1 | ||||
2.6 | Занятия людей осенью | 1 | ||||
2.7 | Обобщающий урок | 1 | ||||
Итого по разделу | 7 | |||||
Раздел 3. Живая природа. Растения | ||||||
3.1 | Растения. Части растений | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | |||
3.2 | Лиственные и хвойные деревья | 1 | ||||
3.3 | Цветы | 1 | ||||
3.4 | Жизнь растений | 1 | ||||
3.5 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые | 1 | ||||
3.6 | Растения светолюбивые и тенелюбивые | 1 | ||||
3.7 | Комнатные растения | 1 | ||||
3.8 | Практическая работа: уход за комнатными растениями | 1 | 1 | |||
3.9 | Овощи | 1 | ||||
3.10 | Огород | 1 | ||||
3.11 | Овощи в питании человека | 1 | ||||
3.12 | Сад | 1 | ||||
3.13 | Фрукты | 1 | ||||
3.14 | Фрукты в питании человека | 1 | ||||
3.15 | Уход за растениями сада и огорода | 1 | ||||
3.16 | Обобщающий урок | 1 | ||||
Итого по разделу | 16 | |||||
Раздел 4. Сезонные изменения в природе. Зима | ||||||
4.1 | Экскурсия: признаки зимы | 1 | ||||
4.2 | Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы | 1 | ||||
4.3 | Растения зимой | 1 | ||||
4.4 | Животные зимой | 1 | ||||
4.5 | Зимние забавы детей | 1 | ||||
4.6 | Занятия людей зимой | 1 | ||||
4.7 | Обобщающий урок | 1 | ||||
Итого по разделу | 7 | |||||
Раздел 5. Живая природа. Животные | ||||||
5.1 | Животные: домашние и дикие | 1 | https://geograf.info/neobyknovennie-ryby.html | |||
5.2 | Кошка и рысь | 1 | ||||
5.3 | Породы кошек | 1 | ||||
5.4 | Собака и волк | 1 | ||||
5.5 | Породы собак | 1 | ||||
5.6 | Рыбы | 1 | ||||
5.7 | Обобщающий урок | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 7 | |||||
Раздел 6. Неживая природа | ||||||
6.1 | Вода. Свойства воды. Вода прозрачная и текучая | 1 | ||||
6.2 | Вода горячая и холодная | 1 | ||||
6.3 | Практическая работаю Температура воды | 1 | 1 | |||
6.4 | Вода в природе | 1 | ||||
6.5 | Значение воды | 1 | ||||
6.6 | Обобщающий урок | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 6 | |||||
Раздел 7. Сезонные изменения в природе. Весна | ||||||
7.1 | Экскурсия: признаки весны | 1 | ||||
7.2 | Весна. Признаки весны. Весенние месяцы | 1 | ||||
7.3 | Растения весной | 1 | ||||
7.4 | Животные весной | 1 | ||||
7.5 | Занятия людей весной | 1 | ||||
7.6 | Обобщающий урок | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 6 | |||||
Раздел 8. Живая природа. Человек. | ||||||
7.1 | Гигиена тела человека | 1 | http://www.rusedu.ru/subcat_28.html | |||
7.2 | Органы пищеварения | 1 | ||||
7.3 | Питание человека | 1 | ||||
7.4 | Экскурсия в магазин «Продукты» | 1 | 1 | |||
7.5 | Правила питания | 1 | ||||
7.6 | Профилактика отравлений | 1 | ||||
Итого по разделу | 6 | |||||
Раздел 8. Сезонные изменения в природе. Лето | ||||||
8.1 | Лето. Признаки лета. Летние месяцы | 1 | http://school-collection.edu.ru | |||
8.2 | Растения летом | 1 | ||||
8.3 | Животные летом | 1 | ||||
8.4 | Летние забавы детей | 1 | ||||
8.5 | Занятия людей летом | 1 | ||||
8.6 | Правила безопасного поведения | 2 | ||||
8.7 | Обобщающий урок | 1 | 1 | |||
8.8 | Номера телефонов экстренных служб | 1 | ||||
Итого по разделу | 8 | |||||
ИТОГО ЗА ГОД | 68 |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Неживая природа | ||||||
1.1 | Солнце в разные времена года | 1 | ||||
1.2 | Восход и закат солнца | 1 | ||||
1.3 | Календарь | 1 | ||||
1.4 | Воздух | 1 | ||||
1.5 | Значение воздуха | 1 | ||||
1.6 | Термометр | 1 | 1 | |||
1.7 | Ветер. Направление ветра | 1 | 1 | |||
1.8 | Повторение пройденного материала по разделу «Неживая природа» (тестирование) | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 8 | |||||
Раздел 2. Сезонные изменения в природе. Осень | ||||||
2.1 | Экскурсия в природу. Осень | 1 | ||||
2.2 | Осень. Осенние месяцы. | 1 | ||||
2.3 | Растения осенью | 1 | ||||
2.4 | Животные осенью | 1 | ||||
2.5 | Занятия людей осенью | 1 | ||||
Итого по разделу | 5 | |||||
Раздел 3. Живая природа. Растения | ||||||
3.1 | Сравнение растений | 1 | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF http://school-collection.edu.ru | |||
3.2 | Части растений: корень, стебель | 1 | ||||
3.3 | Части растений: лист, цветок | 1 | ||||
3.4 | Растения сада | 1 | ||||
3.5 | Лес | 1 | ||||
3.6 | Плоды и семена | 1 | ||||
3.7 | Лесные ягоды | 1 | ||||
3.8 | Грибы | 1 | ||||
3.9 | Грибы: несъедобные и ядовитые | 1 | ||||
3.10 | Травы | 1 | ||||
3.11 | Травы: ядовитые растения. Правила поведения при отравлении | 1 | ||||
3.12 | Повторение пройденного материала по разделу «Растения» (тестирование) | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 12 | |||||
Раздел 4. Сезонные изменения в природе. Зима | ||||||
4.1 | Экскурсия в природу. Зима | 1 | ||||
4.2 | Зима. Зимние месяцы | 1 | ||||
4.3 | Растения зимой | 1 | ||||
4.4 | Животные зимой | 1 | ||||
4.5 | Занятия людей зимой | 1 | ||||
Итого по разделу | 7 | |||||
Раздел 5. Живая природа. Животные | ||||||
5.1 | Животные. Повторение пройденного материала во 2 классе | 1 | http://um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18 | |||
5.2 | Дикие животные. Лось | 1 | ||||
5.3 | Дикие животные. Кабан | 1 | ||||
5.4 | Дикие животные. Заяц | 1 | ||||
5.5 | Домашние животные. Корова | 1 | ||||
5.6 | Домашние животные. Свинья | 1 | ||||
5.7 | Домашние животные. Кролики | 1 | ||||
5.8 | Сходства и различия: свинья, кабан | 1 | ||||
5.9 | Сходства и различия: кролик, заяц | 1 | ||||
5.10 | Птицы. Части тела | 1 | ||||
5.11 | Перелётные птицы | 1 | ||||
5.12 | Зимующие птицы | 1 | ||||
5.13 | Хищные птицы | 1 | ||||
5.14 | Певчие птицы | 1 | ||||
5.15 | Повторение пройденного материала по разделу «Животные» (тестирование) | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 15 | |||||
Раздел 6. Сезонные изменения в природе. Весна | ||||||
6.1 | Экскурсия в природу. Весна | 1 | ||||
6.2 | Весна. Весенние месяцы | 1 | ||||
6.3 | Растения весной | 1 | ||||
6.4 | Животные весной | 1 | ||||
6.5 | Занятия людей весной | 1 | ||||
Итого по разделу | 5 | |||||
Раздел 8. Живая природа. Человек. Безопасное поведение | ||||||
7.1 | Дыхание человека. Органы дыхания | 1 | http://school-collection.edu.ru | |||
7.2 | Профилактика заболеваний органов дыхания | 1 | ||||
7.3 | Болезни органов дыхания. Правила поведения при простудных заболеваниях | 1 | ||||
7.4 | Профилактика простудных заболеваний | 1 | ||||
7.5 | Кровь. Значение крови для человека. Оказание помощи при порезах | 1 | ||||
7.6 | Сердце. Значение сердца для человека | 1 | ||||
7.7 | Пульс. Определение пульса | 1 | ||||
7.8 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | ||||
7.9 | Питание человека. Молочные продукты | 1 | ||||
7.10 | Питание человека. Мясные продукты | 1 | ||||
7.11 | Питание человека. Сухие продукты | 1 | ||||
7.12 | Срок хранения продуктов. Профилактика отравления | 1 | ||||
7.13 | Повторение пройденного материала по разделу «Человек. Безопасное поведение» (тест) | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 13 | |||||
Раздел 8. Сезонные изменения в природе. Лето | ||||||
8.1 | Лето. Летние месяцы | 1 | ||||
8.2 | Растения летом | 1 | ||||
8.3 | Животные летом | 1 | ||||
8.4 | Занятия людей летом | 1 | ||||
8.5 | Повторение пройденного материала по разделу «Сезонные изменения» | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 5 | |||||
ИТОГО ЗА ГОД | 68 |
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Сезонные изменения в природе. Осень | ||||||
1.1 | Сезонные изменения в природе. Времена года: Осень. | 1 | ||||
1.2 | Растения осенью. Сбор урожая. | 1 | 1 | |||
1.3 | Дикие животные осенью | 1 | ||||
1.4 | Домашние животные осенью | 1 | ||||
1.5 | Занятия людей города и села осенью. | 1 | ||||
Итого по разделу | 5 | |||||
Раздел 2. Живая природа. Растения | ||||||
2.1 | Растения огорода | 1 | ||||
2.2 | Растения леса | 1 | ||||
2.3 | Растения сада | 1 | ||||
2.4 | Сходство и различие растений сада, огорода и леса | 1 | ||||
2.5 | Уход за цветами в саду. | 1 | 1 | |||
2.6 | Растения культурные и дикорастущие. | 1 | ||||
2.7 | Лекарственные растения: календула, зверобой | 1 | ||||
2.8 | Редкие растения и исчезающие животные, и их охрана | 1 | ||||
2.9 | Парк (сквер). Создание человеком парков. | 1 | http://school-collection.edu.ru/
| |||
2.10 | Растения поля. | 1 | ||||
2.11 | Рожь, пшеница, овёс и др. | 1 | ||||
2.12 | Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека | 1 | 1 | |||
2.13 | Строение полевых растений | 1 | ||||
2.14 | Влияние сезонных изменений на полевые растения | 1 | ||||
2.15 | Обобщение по т. «Растения» (Тест) | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 15 | |||||
Раздел 3. Неживая природа | ||||||
3.1 | Почва. Состав почвы. | 1 | ||||
3.2 | Простейшие свойства почвы, их значение для растений | 1 | 1 | |||
3.3 | Значение почвы для жизни животных | 1 | ||||
3.4 | Способы обработки почвы. Инструменты | 1 | 1 | |||
3.5 | Состав почвы (песок, глина) | 1 | 1 | |||
3.6 | Состав почвы (камни) | 1 | 1 | |||
3.7 | Рельеф. Формы поверхности земли: холмы, горы | 1 | ||||
3.8 | Формы поверхности земли: равнины и овраги | 1 | ||||
Итого по разделу | 8 | |||||
Раздел 4. Сезонные изменения в природе. Зима | ||||||
4.1 | Времена года: Зима. | |||||
4.2 | Растения зимой. | |||||
4.3 | Дикие и домашние животные зимой | |||||
4.4 | Труд людей города и села зимой | |||||
Итого по разделу | 7 | |||||
Раздел 5. Живая природа. Животные | ||||||
5.1 | Домашние животные. Лошадь, овца, корова, свинья | 1 | ||||
5.2 | Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. | 1 | ||||
5.3 | Разнообразие пород домашних животных | 1 | ||||
5.4 | Птицы. Разнообразие птиц. | 1 | ||||
5.5 | Птицы-друзья сада; охрана птиц. | 1 | ||||
5.6 | Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. | 1 | ||||
5.7 | Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. | 1 | ||||
5.8 | Сравнение диких птиц с домашними уткой и гусем. | 1 | ||||
5.9 | Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. | 1 | ||||
5.10 | Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. | 1 | ||||
5.11 | Насекомые вредители. | 1 | ||||
5.12 | Тестовая работа по теме «Животные» | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 12 | |||||
Раздел 6. Сезонные изменения в природе. Весна | ||||||
6.1 | Времена года: весна | 1 | ||||
6.2 | Растения весной | 1 | ||||
6.3 | Животные весной | 1 | ||||
6.4 | Труд людей города и села весной | 1 | ||||
Итого по разделу | 4 | |||||
Раздел 8. Живая природа. Человек. Безопасное поведение | ||||||
7.1 | Мозг человека. Профилактика травматизма мозга человека. | 1 | http://www.rusedu.ru/subcat_28.html http://school-collection.edu.ru/ | |||
7.2 | Режим дня | 1 | ||||
7.3 | Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха | 1 | ||||
7.4 | Охрана природы: состояние природы и её влияние на здоровье человека | 1 | ||||
7.5 | Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле | 1 | ||||
7.6 | Охрана редких растений и исчезающих животных. Заповедник. | 1 | ||||
7.7 | Лесничество. | 1 | ||||
7.8 | Зоопарк. | 1 | ||||
7.9 | Безопасное поведение. Правила поведения дома | 1 | ||||
7.10 | Правила поведения в школе. | 1 | ||||
7.11 | Правила дорожного движения. Дорога. | 1 | ||||
7.12 | Правила дорожного движения. Пешеходный переход. | 1 | 1 | |||
7.13 | Транспорт. Мы пассажиры. | 1 | 1 | |||
7.14 | Повторение по теме «Человек. Безопасное поведение» | 1 | ||||
7.15 | Тестовая работа по теме «Человек. Безопасное поведение» | 1 | 1 | |||
Итого по разделу | 15 | |||||
Раздел 8. Сезонные изменения в природе. Лето | ||||||
8.1 | Время года: лето | 1 | ||||
8.2 | Растения летом. | 1 | ||||
8.3 | Дикие и домашние животные летом | 1 | ||||
8.4 | Труд людей города и села летом. | 1 | ||||
8.5 | Обобщающий урок | 1 | ||||
Итого по разделу | 5 | |||||
ИТОГО ЗА ГОД | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе
Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по миру природы 8 вид. (3 класс)
Рабочая программа по миру природы 8 вид (3 класс)...
Рабочая программа по миру природы 4 класс (8вид)
Рабочая программа по миру природы 4 класс (8вид)...
Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека
Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...
Рабочая программа по миру природы и человека
Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...