Карта саморазвития учителя начальных классов
материал
Тема самообразования: «Активизация познавательных деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_samorazvitiya.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
Индивидуальный план самообразования
учителя начальных классов
Вежниной Натальи Владимировны
на 2018 - 2023 учебный год.
Тема самообразования:
«Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»
с.п. Салым 2018г
Личная карта педагога
1 | Ф.И.О. | Вежнина Наталья Владимировна |
2 | Дата рождения | 09.02.1984 |
3 | Образование (когда и какое учебное заведение окончено) | Высшее: «Шадринский государственный педагогический университет» в 2016 году |
Специальнсть и квалификация по диплому | Специальное дефектологическое образование, профиль «логопед». | |
4 | Место работы, занимаемая должность. | НРМОБУ «Салымская СОШ 1», учитель начальных классов |
5 | Стаж работы | Общий трудовой стаж 18 лет Педагогический стаж 18 лет |
6 | Квалификационная категория | Первая |
7 | Переподготовка. Курсы повышения квалификации |
|
Пояснительная записка.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.
Тема самообразования: «Активизация познавательных деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель: развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими развитие жизненных компетенций и успешной социализации с учетом их особых образовательных потребностей. Задачи:
1. Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогике и психологии через участие в методических семинарах, вебинарах, курсах;
2. Продолжать освоение деятельностного и дифференцированного подходов,
осуществление которых предполагает: признание обучения как процесса
организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования;
3. Работать над совершенствованием условий образовательного процесса, в
первую очередь, учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
4. Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
5. Составлять индивидуальные комплексные программы развития ребенка.
6. Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной деятельности учащихся в соответствии с выбранным направлением.
7. Активизировать участие обучающихся в различных конкурсах, фестивалях,
олимпиадах.
Вопросы изучения:
- сущность понятия «познавательная активность» и условия успешного внедрения на уроках для детей с ОВЗ;
- изучение психолого-педагогической литературы;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- изучение педагогического опыта коллег;
- работа с электронно-образовательными интернет-ресурсами
Ожидаемые результаты:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;
- доклады, выступления на заседаниях МО, педсоветах, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
- продвижение персонального сайта - портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
- активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности МО, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Источники самообразования:
- Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под ред. И.М. Бгажноковой ВЛАДОС, 2010, с.184
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 0-4 классы Изд. «Просвещение» А. К. Аксенова и др.
- ФГОС ОВЗ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва «Просвещение», 2017
- ФГОС ОВЗ Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва «Просвещение», 2017 г
Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации. Сайты в Интернете.
Форма отчёта: выступление на заседаниях МО, педсовете.
Срок работы: 2018 - 2023 учебного года.
План работы
Этапы работы | Сроки | Практическая деятельность |
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Определение целей и задач темы. | 2018 -2019г |
затруднений.
|
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2019-2020г |
|
Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы | 2020-2021 г |
|
Подведение итогов. Оформление результатов работы | 2021-2022г |
|
Распространение опыта работы | 2022-2023г |
|
Содержание работы
№ п/п | Направления самообразования | сроки |
1 | Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ. | |
1.1 | Изучение ФГОС для обучающихся с ОВЗ. | 2018г |
1.2 | АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). | 2019г |
1.3 | Нормативные документы ОУ. | Регулярно |
2 | Аналитическое направление |
|
2.1 | Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс.Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии. | Постоянно использую в работе |
2.2 | Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. | Регулярно |
2.3 | Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения. | Регулярно |
3 | Консультативно-просветительское. | |
3.1 | Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы,личном сайте | Регулярно |
3.2 | Разработка памяток для родителей, по развитию и формированию познавательных процессов, положительной мотивации к обучению у обучающихся. | 2021г |
4 | Организационно-методическая деятельность. | |
4.1 | Участие в интернет конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ. | Регулярно |
4.2 | Выступление с докладами по теме самообразования | По плану ОУ |
4.3 | Подготовить обучающихся c ОВЗ к участию в конкурсах творческих работ, олимпиадах, дистанционных викторинах и олимпиадах. | Регулярно |
4.4 | Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий. | 2022-2023г |
Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ОВЗ о своём будущем школа занимает существенное место. Чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.
Прежде чем сообщить учащимся те или иные знания, нужно создать у них определенную установку на восприятие и осмысление этих знаний. Это достигается созданием игровой или жизненно-практической ситуацией, в которой ученики почувствовали бы недостаток знаний для решения определенной жизненной или учебной задачи, их заинтересовавшей. У учащихся пробуждается чувство ожидания нового, неизвестного.
Важным условием активизации и поддерживания произвольного внимания является обеспечение мотивационной стороны учебной деятельности, выработка позитивного отношения к тому, что узнается, и к самому процессу познания. Соблюдение этого условия способствует прочности навыков, которые формируются. Введение интересных фактов, новых видов деятельности, элементов игры, соревнования побуждает интерес к содержанию учебного материала.
Качество усвоенных знаний и познавательная активность на уроке зависит от эмоционального настроя, созданного во время обучения. Важное значение имеет доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его маленьких успехов.
Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя должны использовать в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения по данному предмету. Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития.
Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент урока. Думая о мотивировке обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития всех детей.
I. Технологии Арт-терапии
Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.
При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Практически каждый ребёнок с ОВЗ может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.
Как показывает опыт, использование арт-терапии с детьми с ОВЗ повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Вот несколько описаний техник, которые просты в применении и будут интересны детям.
1.Сценическое искусство.
2.Пластилинография.Принцип данной технологии – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
3.Метод «Рассказывание и сочинение сказки».Учитель и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно.
4. Музыкотерапия. Музыка, сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей природы» положительно влияют на психоэмоциональное состояние обучающихся с ОВЗ. Можно применять во время физминуток, во время практической работы ил как настрой на урок.
5.Изотерапия.
Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий.
II. Активные методы
Это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Появление методов активного обучения связано со стремлением активизировать познавательную деятельность детей или способствовать её повышению в образовательном процессе.
1. Использование сигнальных карточек при выполнении или оценивании заданий.
2.Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3.Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4.Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами. Используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Активные методы рефлексии. В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала;
3) рефлексия деятельности.
Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
6. Использование мозгового штурма. Перед началом разминки детям дается соответствующая установка, например: «Ребята, вам будет предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушать очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа должна проходить в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель: кто быстрее).
7. Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Солдат и тряпичная кукла».И.с. – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыть в такой позе на несколько секунд, как будто одеревенели. Затем наклониться вперед и расслабить руки так, чтоб они свободно свисали. Стать такими же мягкими подвижными, как тряпичная куколка. Слегка согнуть колени и почувствовать, как кости стали мягкими, а суставы очень подвижными. Затем снова показать солдата, вытянутого в струнку.
III. Игры-энергизаторы
Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус.
Благодаря упражнениям-энергизаторам создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.
Игры на деление группы на команды.
Игры для начала занятия.
Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающие заряд отличного настроения.
Игры для активизации группы.
Игры на концентрацию внимания.
Игры на снятие напряжения.
Релаксации.
Игры на сплочение группы.
IV. Дидактические игры
Важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактического материала и пособий для игры. Помимо этого, требуется чётко спланировать временной параметр игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возникновения незапланированных ситуаций при проведении дидактической игры. Важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце - игра может носить поисковый характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока.
В процессе игры можно использовать стихи, либо просто рифмованные тексты. Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, а дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и получают новые знания. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. В таких играх завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
V. Кинезеологические упражнения во время физкульминуток
Кинезиология —наука о развитии головного мозга через движение. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические упражнения гармонизируют работу головного мозга.
1.Колечко.Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак—ребро—ладонь.Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу вместе с учителем, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.
3. Ленивые восьмерки. Дети рисуют в воздухе в горизонтальной (вертикальной) плоскости «8» по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют это движение обеими руками.
4. Лягушки. Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
VI. Применение ИКТ
Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Paint, PowerPoint, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи, из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.
Активизация познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ОВЗ.
VII. Нетрадиционные формы уроков иметодов обучения
Вот некоторые дидактические приемы, которые можно использовать на уроках.
1. Приём “Корзина идей”. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
2. Приём “Да-нетка”. Учитель загадывает объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
3. Приём “Шаг за шагом”. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
4. Приём “Жокей и лошадь”.Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима даже на уроках изучения нового материала. Применима в классе небольшой наполняемости, так как необходимо всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
5. Приём “Индуктор”. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.
6. Приём “Толстый и тонкий вопрос”. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
7. Приём “Лови ошибку”. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
8. Приём “Фантастическая добавка”. Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
9. Приём “Цветовой индекс”. Каждый ученик заводит по 3 карточки красного, желтого, зеленого цвета. Карточка красного цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня! Я получил заслуженную оценку!". Желтый цвет - "Урок был в определенной степени полезен для меня". Зеленый цвет - "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь". В конце урока каждый сдает карточку, педагог получает эмоциональный отклик, детскую рефлексию.
10. Приём “Фишбоун” (рыбный скелет).
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
11.Приём “Ромашка” Блума. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
♣ Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
♣ Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
♣ Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.
♣ Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?".
♣ Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?".
♣ Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать с ...?"
Таким образом, степень познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Все перечисленные методы и приёмы организации обучения создают у детей положительные эмоции, повышают интерес, активность к учению. Использование методов и приёмов систематически, в доступной форме, способствуют развитию познавательной активности у детей, дают положительную динамику в развитии.
Но работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это, безусловно, совместная работа учителя, психолога и конечно родителей, так как основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта результативности учителя начальных классов
Аттестация 2014-2015учебный год...
Информационная карта деятельности учителя начальных классов Хакимовой С
Информационная карта деятельности учителя начальных классов Хакимовой С...
Индивидуальный план саморазвития учителя начальных классов
Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последнее время в связи с переходом на федеральный государстве...
Карта результативности учителя начальных классов МБОУ "СОШ№4" г. Альметьевск
В этом документе показаны результаты за последние 5 лет работы в начальной школе....
Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя начальных классов
Материал представляет собой индивидуальный план саморазвития....
Индивидуальный план саморазвития учителя начальных классов Хановой Рамили Мударисовны
Для аудитории учителей начальных классов....