Технологическая карта урока №41 по окружающему миру (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

На уроке формируются первоначальные представления об истории Древней Руси: её территории, городах, столице и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_vremya_drevney_rusi.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №41 по окружающему миру (УМК «Школа России», 4 класс)

Тема: Во времена Древней Руси

Задачи:

  • Формировать первоначальные представления об истории Древней Руси: её территории, городах, столице, принятии христианства;
  • Способствовать пониманию причин возникновения Древнерусского государства

Тип: изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные:

  • Называть время, место и причины возникновения Древней Руси;
  • Показывать на исторической карте путь «из варяг в греки», границы государства;
  • Знать дату крещения Руси

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Выделять ключевые слова в тексте;
  • Извлекать информацию из исторической карты;
  • Работать в парах: договариваться о варианте выполнения задания;
  • Работать с контурной картой

Личностные:

  • Проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность;
  • Определять личностный смысл учения;
  • Проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Межпредметные связи: литературное чтение (создание календаря исторических событий, былины), изобразительное искусство (анализ картины), ОРКСЭ (Крещение), математика (моделирование), русский язык (текст, план текста)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2, электронное приложение к учебнику; книга тестов; историческая  карта; «лента времени»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся выполнить тест на с. 73-75.
  • Организует проверку домашнего задания.
  • Спрашивает, с какими сложностями и проблемами сталкивались древние славяне и почему. Подводит учащихся к выводу о том, что древние племена были не защищены из-за разобщенности, отсутствия устойчивых связей друг с другом
  • Выполняют тест с самопроверкой.
  • Рассказывают о жизни древних славян по плану.
  • Высказывают предположения

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает учащимся предположить, как развивалась история на территории, где обитали славянские племена, используя ключевые слова и словосочетания: торговый путь, объединение народов, князь, войны, Крещение
  • Работают в группах, составляют рассказ, используя ключевые слова, представляют результаты работы. Фиксируют затруднения, отмечают необходимость проверить предположения. Определяют учебную задачу урока

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу с текстом на с. 40 учебника и исторической картой на с. 41 (в группах).

*В зависимости от уровня подготовленности учащихся можно предложить им разные варианты работы с картой:

Вариант 1: О чём нам может рассказать карта? (На какие вопросы мы можем ответить с помощью исторической карты?)

Вариант 2: Ответьте на вопросы и выполните задания с помощью исторической карты на с. 41:

- Покажите территорию Древней Руси в конце ΙX и в середине XΙ века.

- Какие изменения произошли в XΙ веке?

- Назовите города, входившие в состав Древней Руси.

- Проследите важнейшие торговые пути. Что вы заметили?

- Какая угроза для государства существовала на юго-востоке?

Вариант 3: Фронтальная работа по сформулированным выше вопросам.

  • Организует работу с текстом на с. 42 учебника и заданиями 2, 3 рабочей тетради.
  • Спрашивает, какие верования были у древних славян, какие религии распространялись в странах Европы и Азии в изучаемый исторический период.
  • Спрашивает, что учащимся известно о Крещении, что значит словосочетание «Крещение Руси».
  • Организует работу с текстом на с. 43-45 учебника и заданием рубрики «Обсудим!» на с. 45
  • Самостоятельно работают с текстом учебника, выделяют важнейшие даты, связанные с объединением Руси, отмечают их на «ленте времени». Работают с исторической картой в группах: читают условные знаки, извлекают информацию из карты, обсуждают её в группах. Договариваются о способе выполнения задания. представляют результаты работы.
  • Читают текст, самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради: устанавливают соответствие между понятиями, выполняют тестовое задание; осуществляют самопроверку с помощью текста учебника и взаимопроверку в парах.
  • Актуализируют имеющие знания, используют «ленту времени».
  • Отвечают на вопрос, используя личный опыт и знания, полученные в курсе ОРКСЭ.
  • Читают текст, проверяют высказанные предположения. устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Подведение итогов

  • Предлагает учащимся скорректировать рассказы о Древней Руси, составленные в начале урока.

*Если учащиеся готовы к самостоятельной исследовательской деятельности, можно предложить им в группах охарактеризовать одну из репродукций картин, представленных в электронном приложении (какое историческое событие изображено, кто изображен, какие чувства и эмоции передал художник и т.п.).

  • Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2* на с. 45 учебника, задания 1, 4*, 5 рабочей тетради.

*В конце каждого урока, посвященного истории России, можно предложить учащимся заполнять таблицу «Кто – что – где – когда – почему» по теме урока, используя ключевые слова (см. дополнительные творческие задания к уроку 40)

  • Корректируют рассказы, при необходимости обращаясь к тексту учебника.

*Работают в группах: анализируют картину, сопоставляют её содержание с историческим событием, делают выводы.

  • Определяют домашнее задание.

*Выделяют ключевые слова, заполняют таблицу (работают фронтально или в группах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 1кл по окружающему миру по теме: "Наша страна - Россия" УМК Начальная школа XXI века.

Урок построен в рамках ФГОС и спланирован таким образом, чтобы через определенный  этапы урока развивался не только познавательный интерес, расширялся кругозор детей, но и создавались условия для...

Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"

На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...

Технологические карты уроков физической культуры по ФГОС УМК "Школа России", 1 класс

Технологические карты уроков физической культуры по ФГОС, УМК "Школа России", 1 класс...

Технологическая карта урока - исследования по окружающему миру по теме: « Царство грибов» в рамках ФГОС с использованием ИКТ.

Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний.. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решени...

Технологическая карта урока и видеоурок окружающего мира в технологии РКМЧП. Тема "Берегите лес!". 2 класс.

Всероссийский конкурс "Мой новый урок в начальной школе".Конкурсный урок окружающего мира по теме "Берегите лес!"...

Технологическая карта урока №40 по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке формируются первоначальные представления о жизни древних славян....

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России", класс 3, тема: "Что такое Бенилюкс?"

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Задачи урокаДидактические:1. знать что ...