Технологическая карта урока №40 по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

На уроке формируются первоначальные представления о жизни древних славян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_drevnih_slavyan.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №40 по окружающему миру (УМК «Школа России, 4 класс)

Тема: Жизнь древних славян

Задачи:

  • Мотивировать учащихся к изучению раздела «Страницы истории России»;
  • Формировать первоначальные представления о жизни древних славян

Тип: изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные:

  • С помощью карты определять места расселения древних славян;
  • Иметь представление о верованиях древних славян;
  • Иметь представление о быте древних славян

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Составлять план рассказа на материале текста на материале текста учебника;
  • Извлекать информацию из исторической карты;
  • Работать в парах: договариваться о варианте выполнения задания;
  • Составлять вопросы к тексту;
  • Работать с контурной картой

Личностные:

  • Проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность;
  • Определять личностный смысл учения;
  • Проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Межпредметные связи: Математика (моделирование), литературное чтение (создание календаря исторических событий; древние летописи, былины, жития)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2, электронное приложение к учебнику; книга тестов; историческая  карта; «лента времени»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Спрашивает учащихся, хорошо ли они знают историю своей страны. Предлагает проверить это, ответив на вопросы «Верите ли вы что…» (вопросы раздаёт на листочках – см. дополнительный материал к уроку).
  • Предлагает прочитать название раздела  - «Страницы истории России», познакомиться со списком умений, над которыми учащиеся будут работать при его изучении
  • Выполняют задание, опираясь на личный опыт. Фиксируют затруднения.
  • Читают название раздела, высказывают предположения о темах, которые будут изучаться в этом разделе. Читают список умений, отмечают то, что уже известно, выделяют новые понятия, определяют для себя цель изучения темы

Актуализация необходимых знаний

  • Обращает внимание учащихся на ключевые слова, записанные на доске: Восточно-Европейская равнина, полторы тысячи лет назад, восточные славяне.
  • Предлагает, работая с картой и «лентой времени», высказать предположения о жизни древних славян
  • Актуализируют необходимые знания: работая с картой дают характеристику Восточно-Европейской равнины, определяют природные условия жизни древних славян.
  • Определяют указанный период на «карте времени», вспоминают, о какой исторической эпохе идёт речь. Отмечают недостаток знаний, определяют учебную задачу урока

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу с текстом на с. 34 учебника и исторической картой (в парах по заданию учебника).
  • Организует работу с текстом и иллюстрациями на с. 36-38 учебника: предлагает прочитать текст, разделить его на смысловые части, составить план текста.
  • Предлагает рассказать о жизни древних славян по составленному плану.

*Можно организовать работу по составлению вопросов к тексту, используя таблицу «толстых» и «тонких» вопросов или приём «Ромашка Блума» (см. урок 2)

  • Определяют климатические и природные условия, в которых обитали древнеславянские племена (можно записать на доске ключевые слова). Анализируют историческую карту: определяют территорию, заселённую славянскими племенами, находят водные пути, объясняют их важность (дополняют ключевые слова).
  • Самостоятельно читают текст. Работают в парах или группах: делят текст на смысловые части, составляют план текста, договариваются о выполнении задания. Представляют результаты работы.
  • Рассказывают по плану.

*Составляют вопросы к тексту, отвечают на них, устанавливают причинно-следственные связи (наиболее интересные вопросы могут стать направлениями проектной деятельности учащихся)

Подведение итогов

  • Предлагает учащимся выполнить задание 2 рабочей тетради.
  • Спрашивает, какие черты быта древних славян остались до нашего времени.
  • Помогает определить домашнее задание: задания 2*, 3* на с. 39 учебника, задания 1, 3*, 4 рабочей тетради, рассказ о древних славянах по плану.

*В конце каждого урока, посвященного истории России, можно предложить учащимся заполнять таблицу «Кто – что – где – когда – почему» по теме урока, используя ключевые слова (см. дополнительные творческие задания)

  • Определяют истинность/ложность высказываний, при необходимости обращаясь к тексту учебника или материалам электронного приложения, доказывают свой ответ, делают выводы.
  • Отвечают на вопрос, используя полученные знания и личный опыт.
  • Определяют домашнее задание.

*Выделяют ключевые слова, заполняют таблицу (работают фронтально или в группах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 1кл по окружающему миру по теме: "Наша страна - Россия" УМК Начальная школа XXI века.

Урок построен в рамках ФГОС и спланирован таким образом, чтобы через определенный  этапы урока развивался не только познавательный интерес, расширялся кругозор детей, но и создавались условия для...

Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"

На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...

Технологические карты уроков физической культуры по ФГОС УМК "Школа России", 1 класс

Технологические карты уроков физической культуры по ФГОС, УМК "Школа России", 1 класс...

Технологическая карта урока - исследования по окружающему миру по теме: « Царство грибов» в рамках ФГОС с использованием ИКТ.

Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний.. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решени...

Технологическая карта урока и видеоурок окружающего мира в технологии РКМЧП. Тема "Берегите лес!". 2 класс.

Всероссийский конкурс "Мой новый урок в начальной школе".Конкурсный урок окружающего мира по теме "Берегите лес!"...

Технологическая карта урока №41 по окружающему миру (УМК «Школа России», 4 класс)

На уроке формируются первоначальные представления об истории Древней Руси: её территории, городах, столице и т. д....

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России", класс 3, тема: "Что такое Бенилюкс?"

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Задачи урокаДидактические:1. знать что ...