Общая характеристика расстройств аутистического спектра (РАС)
статья
Расстройства аутистического спектра (РАС) - этот разнородная группа нарушений развития, для которой свойственен, прежде всего, неизменный дефицит вы многообразных аспектах социального взаимодействия, таких как вербальная их невербальная коммуникация, эмпатия, эмоциональное развитие их трудности вы понимании социального подтекста. Людям с РАС присущи также стереотипное поведение, привязанность як ритуалам их односторонние акцентированные интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сатаев Николай Михайлович, МПГУ
Общая характеристика расстройств аутистического спектра (РАС)
Термины.
(РАС) -Расстройства аутистического спектра.
Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Коммуникация - Само слово «коммуникация» происходит от латинского «communicatio», которое означает «сообщение, связь». В лингвистическом словаре данный термин определяется как передача содержания высказывания посредством языка.
Расстройства аутистического спектра (РАС) - этот разнородная группа нарушений развития, для которой свойственен, прежде всего, неизменный дефицит вы многообразных аспектах социального взаимодействия, таких как вербальная их невербальная коммуникация, эмпатия, эмоциональное развитие их трудности вы понимании социального подтекста. Людям с РАС присущи также стереотипное поведение, привязанность як ритуалам их односторонние акцентированные интересы.
Категория детей с РАС изучалась отечественными и зарубежными исследователями (В. М. Башиной, С. А. Морозовым, Л. Каннер, М. Раттер и др.). Термин РАС является наиболее общим для категории детей с аутистическим дизонтогенезом и объединяет в себе как классические варианты аутизма, так и более лёгкие аутистические нарушения. В настоящее время создано множество подходов к проблеме РАС. В. В. Ковалев (1985) выделяет две основные формы раннего детского аутизма - процессуальный (шизофренический) и не процессуальный.
По современной классификации психических расстройств DSM-V, к аутистическому спектру относят:
- аутизм (синдром Каннера);
- синдром Аспергера;
- детское дезинтегративное расстройство;
- синдром Ретта.
Синдром Каннера описан американским психиатром L. Kanner еще в 1943 году и включает в себя изменения поведения у детей раннего возраста (начиная с 1-2 лет), чаще встречается у мальчиков. К изменениям относится: равнодушие к окружающему, утрата контакта с родителями; отсутствие адекватных эмоциональных реакций смеха; нередки стереотипные ритмические движения (покачивания головы или всего тела); избегание «глазного контакта» (ребенок никогда не смотрит на собеседника) и др.
Синдром Аспергера получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатии по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия». К нему он относил вид психического нарушения, характеризующийся социальной отчужденностью, потерей интереса к другим людям, высокопарным и педантичным стилем речи, а также преобладанием узкоспециализированного интереса (например, к расписаниям). Часто считается проявлением слабой формы аутизма.
Термин «Синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) в публикации 1981 г. Современная концепция синдрома появилась в 1981 году и, после периода популяризации, в начале 1990-х были выработаны диагностические стандарты.
Болезнь характеризуется тем же типом качественных нарушений взаимного социального взаимодействия, как и при аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересом и действий. Отличается от аутизма тем фактом, что нет общей задержки или отставания в речи и в когнитивном развитии. Часто ассоциируется с выраженной неуклюжестью. Нарушения имеют ярко выраженную тенденцию сохраняться в подростковом и взрослом возрасте. Эпизоды психотического характера встречаются в ранней взрослой жизни.
Детское дезинтегративное расстройство возникает у детей после первых двух лет нормального развития. Для него характерны: резкая утрата прежде усвоенных навыков в таких сферах, как речь, социальные навыки, контроль функций кишечника или мочевого пузыря; нарушается также сенсорно-двигательная координация. В следствии чего развивается глубокое и необратимое слабоумие. Природа заболевания не установлена, эффективного лечения методов профилактики заболевания не существует и посей день.
Проблемой является различение этого расстройства с аутизмом, хотя у данного заболевания худший прогноз.
Синдром Ретта – это психоневрологическое наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:10000 - 1:15000, является причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек.
Несмотря на распространенную версию о том, что впервые синдром был описан в 1966 году, обнаружен он был в 1954 году, а всемирное признание, как отдельное заболевание, получил в 1983 году.
В 1954 году Андреас Ретт обследовал двух девочек, у которых отметил, кроме регресса психического развития, особые стереотипные движения в виде «сжимания рук», напоминающие «мытье рук». В своих записях он отыскал несколько подобных случаев, что натолкнуло его на мысль об уникальности заболевания. Отсняв на видеопленку своих пациенток, доктор Ретт отправился по всей Европе в поисках детей с похожими симптомами. В 1966 в Австрии он опубликовал свои исследования в паре немецких журналов, но они не получили всемирной огласки, даже после публикации на английском языке в 1977 году. Лишь в 1983 году, после публикации шведского исследователя Доктора Вена Хагберга и его коллег, заболевание было выделено в отдельную нозологическую единицу и названо в честь своего первооткрывателя «синдромом Ретта».
Неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм) включает одно их из трех расстройств аутистического спектра и пяти первазивных расстройств развития. Неспецифическое первазивное расстройство развития является глубоким нарушением социального взаимодействия или вербальной и невербальной коммуникации либо диагностируется, если ограниченное поведение, интересы и занятия не соответствуют критериям специфических первазивных и других расстройств. Часто неспецифическое первазивное расстройство развития называется атипичным аутизмом, поскольку не соответствует критериям аутистического расстройства - к примеру, проявляется позже, иначе, или менее выражено, или имеют место все три критерия вместе взятые. Нередко неспецифическое первазивное расстройство развития считают легче классического аутизма, что не очень правильно. Некоторые характеристики легче, а некоторые, наоборот, тяжелее.
Тип общего расстройства развития, который отличается от детского аутизма (F84.0х) либо возрастом начала, либо же отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев. Так, тот или иной признак аномального или нарушенного развития впервые проявляется только в возрасте после 3-х лет; или здесь отсутствуют достаточно отчетливые нарушения в одной/двух из трех психопатологических сфер, необходимые для диагноза аутизма (а именно, нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение) вопреки характерным аномалиям в другой сфере(ах). Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфического отклоняющегося поведения, которое требуется для диагноза аутизм; он также встречается у лиц с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Атипичный аутизм, таким образом, представляет собой состояние, значительно отличающееся от аутизма.
Психопатологические особенности детей и подростков с РАС обусловлены болезненными переживаниями ребенка, которые проявляются в патологических фантазиях, в бредовых образованиях. В связи с этим их поведение отличается выраженной причудливостью, вычурностью, диссоциированностью. В. М. Башина обратила внимание на особый тип задержки развития, в основе которого лежит асинхрония развития Это проявляется в нарушении иерархии психического, речевого, моторного, эмоционального созревания ребенка. Автор отмечает вариантность аутистических проявлений, от легких до тяжелых, и подчеркивала, что это наблюдалось не только при синдроме Каннера, но и при других вариантах нарушения – в частности, при аутизме процессуального шизофренического происхождения. Автор подчеркивала, что ассинхрония в развитии является важным отличительным признаком Каннеровского синдрома, в отличие от других видов нарушенного развития с симптомами аутизма иного происхождения.
Одним из наиболее важных показателей развития детей и подростков с РАС является несформированность коммуникативных навыков.
Как известно, коммуникативные способности являются производными от структуры общих способностей, и рассматриваются в общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, инженерной психологии, психологи труда и психолингвистике (И.Р. Алтунина, А.А. Бодалев, Г.С. Васильев, Э.А. Голубева, В.А. Кольцова, А.А. Кидрон, К.К. Платонова Б. М. Теплов). Ученые считают, что коммуникативные способности человека - это устойчивая совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, существующая на основе коммуникативных задатков и определяющая успешность овладения коммуникативной деятельностью.
Детей с РАС характеризуют трудности понимания других людей (нарушения гностического компонента коммуникативных способностей); трудности адекватного самовыражения и передачи информации (нарушения экспрессивного компонента); затруднения в процессе поддержания взаимодействия и взаимообмена информацией (нарушения итерационного компонента коммуникативных способностей). Также нарушенными являются такие вспомогательные компоненты коммуникативных способностей, как общительность (недостаточная потребность в общении). Детям трудно понять чувства другого человека, следовательно, проявить сочувствие, социально-психологическая адаптация (недостаточное понимание взаимосвязей окружающего мира и быстрая истощаемость обусловливают нарушения поведения в различных социальных ситуациях), развитие речи (все дошкольники с РАС имеют нарушения грамматического строя речи).
Таким образом, анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
- расстройства аутистического спектра в течение многих лет исследуются в отечественной и зарубежной литературе;
- исследователи выделили варианты атипичного развития детей и подростков с расстройствами аутистического спектра, представили их подробную характеристику;
- эти данные позволяют разработать систему коррекционно-педагогических мероприятий.
Литература:
1 Бардышевская, М. К. Невербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией // Вопросы психологии. — 2010. — № 6. — С. 33–42.
2 Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика [Электронный ресурс]/ Ольга Богдашина. – Донецк: Лебедь, 1999. – Режим доступа: http://sdo.mgaps.ru/books/K3/M7/file/3.pdf.
3 Бобров, А. Е. Синдром Аспергера: ретроспективный анализ динамики состояния больных [Текст] / А. Е. Бобров, В. М. Сомова // Доктор.ру. - 2011. - № 4 (63). - С. 47-51
4Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / Под. ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
5Детский аутизм : хрестоматия : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., псих. и мед. учеб. заведений / Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга ; сост. Л. М. Шипицына. – 2-е изд., перераб.идоп. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 366 с.
6Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.
7 Лисина, М.И. Формирование личности в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320с
8 Комплексный клинико-генетический подход к диагностике синдрома Ретта у детей [Текст] / Ю. Б. Юров [и др.] // Вопросы современной педиатрии. - 2007. - Т. 6. № 4. - С. 38-438
9Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг ; под ред. А. Г. Яковлева. - 3-е изд. - М. : Теревинф, 2005. - 288 с.8
10 Синдром Ретта (обзор литературы и описание клинического случая) [Текст] / К. Ю. Мухин [и др.] // Русский журнал детской неврологии. – 2010. - №2. - С. 43-52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2.) по русскому языку
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образ...
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра 1 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекцио...
Адаптированная программа учителя-дефектолога по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования
Адаптированная программа учителя-дефектолога разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первонача...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра...
Адаптированные рабочие программы для детей с РАС (расстройства аутистического спектра) (вариант 8.2) по учебным предметам для 3 класса основного общего образования на 2019 -2020 учебный год
Адаптированные рабочие программы для детей с РАС (расстройства аутистического спектра) (вариант 8.2) по учебным предметам:1. Математика2. Русский язык3. Русский родной язык4. Литературное чтение...
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная программ...
Характеристика на детей с Расстройствами аутистического спектра и множественными нарушениями.
Краткая характеристика на детей с РАС и множественными нарушениями....