Разработка занятия для 2 класса " Права ребёнка"
план-конспект занятия (2 класс)

Консект занятия и презентация  для 2 класса "Права ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx47.68 КБ
Office presentation icon prava_rebenka.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:

ПРАВА РЕБЕНКА        

                  Дети разделены на группы (5 групп по 6 человек)

ОРГ. МОМЕНТ.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь! Присаживайтесь на свои места.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ.

-Чтобы узнать о чем будем сегодня говорить, предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. (Просмотр).

-Итак, кто может мне назвать тему урока? (Права ребенка).

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом, видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым, восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим. Он на свете не один!

РАБОТА ПО ТЕМЕ.

-Скажите, в какой стране мы живем?(Российская Федерация, Россия)

 -Кем являемся мы в нашей стране? (гражданами России)

-Давайте обратимся к толковому словарю, узнаем толкование этого слова.

Гражданин

  1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное правами и обязанностями.
  2. Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия 1:

- Каким синонимом можно заменить слово ЛИЦО? (человек)

- Что значит «постоянное население»? (люди, которые живут здесь всегда)

- Что значит «наделенное правами и обязанностями»? ( иметь права и

обязанности)

Пояснение понятия 2:

- Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый»,  «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Все зависит от ситуации  и воспитания.

ИГРА «ДОПОЛНИ» (слайд)

-А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждая команда получает конверт с заданием и карандаш (для проверки). Ваша задача: на предложенную схему  наклеить слова из столбика. На выполнение задания- 2 минуты.

После того, как команды выполнили задание, им необходимо поменяться схемами. Далее проверка по слайду.

права

обязанности

свою Родину

природу

Отчизну

богатства

культурой,

языком

ЗНАКОМСТВО С «ДЕКЛОРАЦИЕЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА», «КОНВЕНЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

-Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование… Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали «Конвенцию о правах ребенка» и наша –Россия в том числе.

«Конвенция»-договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей.

ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ РЕБЕНКА

-А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанных Конвенцией. (в картинках, прикрепляю на доску)

  • Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, обеспечит им наилучший уход.
  • Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
  • Дети имеют право на медицинский уход.
  • Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
  • Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
  • Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
  • Дети имеют право на бесплатное образование.
  • Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
  • Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

ПРАВА ГРАЖДАН РФ

-Ребята, как называется главный закон нашей страны? (Конституция РФ)

- В ней написано, какие права мы имеем, как граждане России. Рассмотрим некоторые из них. (работа в группах расшифровать право)

  • право на жизнь
  • право на неприкосновенность жилища
  • право на свободный труд
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • право на образование
  • право на отдых и досуг
  • право на работу и воспитание родителями
  • право на имя при рождении
  • право на владение личным имуществом
  • право на свободу вступления в брак
  • право на свободное передвижение

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА  (под музыку дети двигаются)

-Определите о каких правах идет речь.

  • «Кузнечик» (право на жизнь)
  • «Песня бременских музыкантов» (право на свободное передвижение)
  • «Чему учат в школе» (право на образование)
  • «Чунга-Чанга» ( право на отдых)

-А теперь ребята в группах, потренируемся определять права человека на примерах сказочных персонажей. Кто из сказочных героев какими правами смог воспользоваться, а кто- какие права нарушил. Каждая команда получает задание. На обсуждение- 2 минуты.

1 группа

Каким правом воспользовались звери в сказке К. И. Чуковского «Айболит»?

Какое право нарушила лиса в сказке «Колобок»?

2 группа

Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку  в сказке А. Толстого  «Золотой ключик»?

Какое право нарушил волк в сказке «Три поросёнка»?

3 группа

Каким правом воспользовался Балда  из сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике  Балде»?

Какое право нарушил волк в сказке «Красная шапочка»?

4 группа

 Каким правом воспользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница»?

Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?

5 группа

Каким правом пользовалась  Баба Яга в сказках?

Какое право нарушил Карабас -Барабас в сказке А.Толстого «Золотой ключик»?

-Следующее задание для групп. Определите, кто из героев сказки лишён следующих прав.

Право на жизнь

        

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ

-Ребята, но в Конституции говориться не только о правах, есть еще у каждого гражданина России обязанности. Познакомимся с самыми важными.

Обязанности:

  • Соблюдать законы
  • Охранять природу
  • Защищать отечество
  • Заботиться о родителях
  • Получить образование

- Какие обязанности у вас в школе?

- А домашние обязанности у вас есть?

-Нужно ли исполнять свои обязанности?

РЕФЛЕКСИЯ

- Спасибо, ребята, за работу, за обсуждение этой темы. Сейчас предлагаю вам выполнить еще одно задание, последнее. Называется оно «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех запомнилось. ( на партах яблоки, дети пишут на них слово и выходят клеить на дерево, к доске).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями; 2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему. Гражданин

Слайд 3

Знать . . . Я - гражданин Выполнять . . . Приумножать . . . Беречь . . . Защищать . . . Любить . . . Гордиться . . . права обязанности свою Родину Отчизну природу богатства культурой, языком права обязанности культурой, языком свою Родину Отчизну природу богатства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Твои права, ребёнок!" 3 класс

На данном классном часе дети знакомятся с основными правами ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка, получают общее понятие о Конвенции  ООН. При обсуждении в группах различных ситуаций...

Методическая разработка занятия по изучению правил дорожного движения

Причинами роста дорожно- транспортных происшествий, по- прежнему является отсутствие у юных участников дорожного движения знаний и навыков безопасного поведения на проезжей части....

Конспект открытого занятия по курсу "Я и мой мир" по теме "Право ребёнка на жизнь - ваше главное право"

Конспект открытого занятия по этико - правовому образованию (курс "Я и мой мир"...

Методическая разработка занятия в ГПД "Правила правильного питания"

Правила правильного питания детей - занятие в ГПД...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССАХ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»

В статье представлен материал, раскрывающий актуальную проблему применения здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях в классах "Особый ребенок"....

Занятие в классе «Особый ребёнок». Графика и письмо «Умкины задания»

Образовательные- Продолжать учить выделять звук «М» в начале, середине и конце слова.- Продолжать учить находить букву «М» среди других слов.- Продолжать учить писать слова с б...

Методическая разработка занятия 2 класса (обучающихся с легкой умственной отсталостью) "Путешествия по островам здоровья".

Пояснительная записка  Тема: «Путешествие по островам Здоровья» Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В п...