Рабочая программа по родному (русскому) языку 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Пояснительная записка
Статус документа
Адаптированная рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Предназначена для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Программа ориентирована на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы; позволит расширить представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа.
Нормативно-правовая основа программы:
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №
185-ФЗ).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Адресат. Программа по предмету «Родной (русский) язык» во 2 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения интеллектуального развития.
Структура документа.
Рабочая программа включает:
- Пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родного (русского) языка, определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане; дается характеристика содержательны линий; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс; основное содержание по разделам курса;
-тематическое планирование.
Цели обучения:
-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной, и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.
-углубление знаний о национальной специфике русского языка и русском речевом этикете.
-воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, совершенствование коммуникативных умений и культуры речи;
развитие проектного мышления, приобретение опыта исследовательской работы по русскому языку.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Родной (русский) язык» во 2 классах отводится 17 часов в 1 полугодие, 1 час в неделю,
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».
Одним из результатов обучения родному (русскому) языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnomu_russkomu_yazyku.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по родному (русскому) языку 2 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Адаптированная рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Предназначена для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Программа ориентирована на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы; позволит расширить представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа.
Нормативно-правовая основа программы:
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №
185-ФЗ).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Адресат. Программа по предмету «Родной (русский) язык» во 2 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения интеллектуального развития.
Структура документа.
Рабочая программа включает:
- Пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родного (русского) языка, определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане; дается характеристика содержательны линий; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс; основное содержание по разделам курса;
-тематическое планирование.
Цели обучения:
-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной, и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.
-углубление знаний о национальной специфике русского языка и русском речевом этикете.
-воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, совершенствование коммуникативных умений и культуры речи;
развитие проектного мышления, приобретение опыта исследовательской работы по русскому языку.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Родной (русский) язык» во 2 классах отводится 17 часов в 1 полугодие, 1 час в неделю,
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».
Одним из результатов обучения родному (русскому) языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
во 2 классе
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;
∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
∙ обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
∙ проговаривать последовательность действий на уроке;
∙ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
∙ ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
∙ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
∙ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
∙ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:
∙ воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
∙ осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
∙ понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
∙ выразительно читать и пересказывать текст;
∙ делить текст на части, озаглавливать части;
∙ подробно и выборочно пересказывать текст;
∙ правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
∙ делить слова на части для переноса;
∙ правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
∙ писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
∙ обращать внимание на особенности употребления слов;
∙ ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
∙ составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
∙ составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
На изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» отведено 1 полугодие - 17 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 7 |
2 | Язык в действии | 6 |
3 | Секреты речи и текста | 4 |
| Итого | 17 часов |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку (17 часов)
№ | Дата | Тема урока |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч) | ||
1 | По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. | |
2 |
| Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. |
3 |
| Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. |
4 |
| Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. |
5 | В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. | |
6 |
| Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. |
7 |
| Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». |
Раздел 2. Язык в действии (6 ч) | ||
8 | Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения. | |
9 | Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста | |
10 | Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов. | |
11 | Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму | |
12 | Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. | |
13 | Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» | |
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч) | ||
14 |
| Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета. |
15 |
| Учимся связывать предложения в тексте Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. |
16 |
| Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. |
17 | Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Проверочная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа Родной ( русский язык) УМК ПНШ , 4 класс
Рабочая программа по родному( русскому языку) УМК ПНШ , 4 класс в количестве 17 часов. (пояснительная записка, КТП)...
Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива
Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива, рассчитан на 0,5 часа (17 часов в год)...
Рабочая программа «Родной русский зык" 3 класс
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изу...
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...
Рабочая программа Родная русская литература 2 класс
Рабочая программа составленеа в соответствии с ФГОС...