Интеллектуальные игры в системе дополнительного образования детей
статья
материал в помощь педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_evstigneevoy.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Интеллектуальные игры в системе дополнительного образования детей»
Мощным стимулирующим, организующим и развивающим средством представляется игра. Поиск нового в рамках командного соревнования, ситуация прессинга со стороны соперников, создание искусственного дефицита времени — все это необычайно активизирует деятельность подростков.
Ученые и практики, работающие с детьми в русле решения ими занимательных интеллектуальных задач, исследующие механизмы принятия решений (в данном случае уместно ссылаться на работы Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, концепции Н.Ф. Талызиной, Д. Толлингеровой, А.М. Матюшкина и др.), отмечают важность создания особой обучающей и воспитывающей среды, далеко не всегда связанной с системой формального образования, но, скорее наоборот, вынесенной за ее пределы, работающей в рамках внеурочной деятельности.
Принципы, которыми важно руководствоваться в своей работе с детьми:
- Поощрение творчества.
- От простого к сложному.
- Сотрудничество с учащимися.
- Свобода и вариативность в поиске решения.
- Практическое подкрепление материала.
Творчество — вперед! Это не просто громкий слоган, но руководство к организации учебного процесса. На первый план при обучении выдвигаются творческие и продуктивные задания, стимулирующие поиск новых стратегий, либо выделение особенностей мышления, на основе которых идет решение репродуктивных (закрепляющих) задач.
От простого к сложному. Задания строятся по принципу возрастающей сложности, смысловой значимости и полноценности получаемого результата, побуждая к самоорганизации системы познавательной деятельности, к смене смысловых установок. Задания призваны расширять зону ближайшего, перспективного развития.
Сотрудничество. Учебная группа — это особая структура, сотрудничающая с педагогом. Обучаемый воспринимается как целостная личность, взаимодействующая со всеми участниками процесса обучения, а педагог — личностно ориентирован на процесс взаимообогащения информацией, новыми идеями, эвристическими подходами, даже эмоциями. Каждый из детей — полноправный участник занятия, вносящий свой особый вклад в его течение.
Свобода и вариативность в творчестве. Раскрытию творческого потенциала обучающихся способствует неформальная, доброжелательная обстановка на занятиях, большое разнообразие упражнений (словесные, логические, ассоциативные, пространственно-комбинаторные), создание особых традиций объединения и приобщение участников мероприятий к миру интеллектуальной игры.
Больше практики! Для эффективной работы предусмотрено использование игр и тренингов. Как правило, это упражнения, прошедшие апробацию в психологической практике, которые после формализации правилами превращены в игры. По завершении очередного теоретического блока участники занятий непременно закрепляют полученный материал путем решения тематической викторины, выполняя творческие задания или играя в атмосферную настольную игру указанной тематики.
Интеллектуальные игры условно можно разделить на «классические» («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», т.е. игры с историей, имеющие аналоги в виде телевизионных версий и составляющие основу интеллектуального мероприятия, проводимого с детьми) и «дополнительные» (такие как «Перевертыши», «Кросс-наборщик», «Турбонадув», «Алфавитка», «Анаграммы» и другие игры-развлечения, заполняющие перерывы между турами или направленные на «разогрев» команды в начале состязаний). Среди них, кстати, попадаются интересные новинки, пока еще не получившие признания в среде знатоков.
Мир интеллектуальных игр для многих преподавателей эрудит-клубов, работающих с детьми, это классическая «большая тройка». В нее входят игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»и «Своя игра». В основе вышеупомянутых игр лежит вопрос, который, при желании, можно обозначить как «проблемную задачу». Попытки разобраться в том, что такое хороший вопрос для интеллектуальной игры приводит к следующим выводам. Он должен быть интересен, лаконичен, понятен и, безусловно, обогащать отвечающего, а ответ на него — быть своего рода мини-открытием для ребенка.
Вопросы для «Брейн-ринга» могут быть проще, лаконичнее. Они рассчитаны на быструю реакцию отвечающих. Для бóльшего эффекта и адекватности оценки ответов рекомендуется использовать специальную звуко-световую «брейн-систему» с кнопками и подсветкой. Но даже при ее отсутствии можно устроить очень интересное состязание для детей на спортивную, музыкальную, историческую тему и т.д.
У «Своей игры» существует несколько версий. Ее можно проводить в классическом варианте, когда играют трое участников, поочередно выбирая темы, стоимость вопроса и отвечая на вопросы, задаваемые ведущим. Для командной «Своей игры» достаточно разделить участников на команды по 3-6 человек, снабдив бланками для ответов и ручками. Ведущий озвучивает тему и задает пять вопросов с возрастающей ценой и сложностью. Если знатоки уверены в своем ответе, они должны его записать рядом со стоимостью вопроса. Следует помнить, что в случае ошибки из результата команды будет вычтена стоимость вопроса.
«Перевертыши». Участники (в командах или индивидуально) стараются восстановить исходную фразу из песни или стихотворения, используя в качестве подсказки ее полную противоположность. Перевертыши можно также сделать по названиям фильмов, сказок, станций метро, архитектурных объектов или исторических персонажей. Для игры с несколькими командами используются бланки с текстом «перевертышей». Для двух команд можно использовать способ, похожий на игру в «брейн-ринг».
«Кросс-наборщик». Это командная игра на составление слов, направленная на развитие внимания, аналитических навыков, словесное творчество. Игроки команды должны составить из букв исходного слова более короткие слова и вписать их в бланк для ответа. При этом разрешается использовать букву длинного слова столько раз, сколько она в нем встречается. Посторонние буквы добавлять в ответ не разрешается.
«Турбонадув» («Завалинка», «Надуваловка») — это индивидуальная/командная игра на определение понятий. Участники дают реалистичные определения незнакомых слов. После этого зачитываются все определения и добавляется реальное значение понятия. Участники стараются выбрать верное, и, в случае ошибки, приносят бонусные баллы автору той версии, которую они выбрали. За правильный выбор участники получают 2 балла, за каждую команду, которую удалось «надуть» — еще по одному. Рекомендуется отыгрывать 5-7 слов, а потом подводить итог.
«Алфавитка». Участники игры индивидуально или в командах стараются как можно быстрее найти слова, объединенные общей темой и идущие строго в алфавитном порядке. По договоренности в начале игры эта цепочка может состоять из 3-6 ответов. Темы для игры могут быть самыми разнообразными: растения, животные, города, страны, предметы интерьера, марки машин, станции метро, школа, история, астрономия и т.д. В «Алфавитке» используется цикличность, т.е. слова могут начинаться на Э-Ю-Я-А-Б-В…
«Анаграммы» представляют из себя задания, в котором буквы нескольких слов смешиваются, превращаясь в новое слово, связанное с определенной темой. На решение анаграмм рекомендуется давать распечатку с несколькими заданиями сразу и ограничить время поиска 3-5-минутным интервалом.
Помимо вышеупомянутых игр, существуют многочисленные квизы, интеллект-шоу, медиа-ассорти и викторины, которые, в том числе благодаря использованию проектора и акустических систем, позволяют зрелищно и полезно разнообразить досуг детей, а также стать хорошим подспорьем для педагога в его работе с детьми.
Литература:
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону, 1983.
- Выготский: [Сборник] / Сост. и авт. предисл. Леонтьев А. А. — М.: Амонашвили, 1996. — 222 с.; 22 см. — (Антология гуманной педагогики).
- Дружинин В.Н. ,Ушаков Д.В. Когнитивная психология. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с. — (Учебник для студентов высших учебных заведений).
- Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А.А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. — 190 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. — Москва-Прага, 1994.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. — 320 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — 2 изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей»
В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывает...
Участие в краевом семинаре-практикуме по теме: «Проблемы и перспективы развития детского театра в системе дополнительного образования детей Ставропольского края
Опыт работы Учителя начальных классов и руководителя театрального кружка «Буратино» МБОУ «Начальная школа»г-к Железноводска.Ребенок, как солнечный зайчик, как капелька солнца....
«Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей».
Педагогическое решение задач, направленных на формирование нравственных представлений обучающихся. основано на рассмотрении дополнительного образования как необходимого условия успешнойсоциализации в ...
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Доклад об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский....
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...
Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.
Современное российское общество ориентировано на образованную, творчески активную, инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей
В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...